Недетские рекорды «Юнармии»

Недетские рекорды «Юнармии»

Начальник Главного штаба движения, летчик-космонавт Герой России Роман Романенко об итогах года
© yunarmy.ru
Начальник Главного штаба движения, летчик-космонавт Герой России Роман Романенко об итогах года
17 января 2019, 11:24
Реклама

«Юнармия», пожалуй, самое успешное молодежное движение, которое за свои неполные три года объединило больше трехсот тысяч школьников. Выпускники и действующие юнармейцы доказали, что любить Родину и быть успешным сегодня — синонимы. Впрочем, движение не собирается стоять на месте и ставит перед собой амбициозные цели.

Начальник Главного штаба Всероссийского военно-патриотического общественного движения, Герой России, летчик-космонавт Роман Романенко рассказал о перспективах «Юнармии», о спонсорах, льготах для юнармейцев при поступлении в вузы и, конечно, о космосе.

— Роман Юрьевич, давайте начнем с подведения итогов уходящего года. Как развивается движение?

— За два с половиной года существования «Юнармии» к нам пришли порядка 300 тысяч ребят. Каждый месяц значок юнармейца надевают около 10 тысяч мальчишек и девчонок. Я считаю, что это хорошие цифры, которые свидетельствуют о нашей привлекательности.

© yunarmy.ru

В уходящем году «Юнармия» набрала очень приличный темп — ее численность выросла на 34%. Но это, конечно, не максимальный результат. В следующем году мы планируем объединить полмиллиона школьников. Как в России, так и за ее пределами. Сегодня юнармейские отряды есть на территориях наших представительств, посольств, воинских частей в Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии, Таджикистане, Приднестровье.

— Как-то в СМИ прозвучало, что юнармейское движение может прийти в каждую школу. Правда ли это?

— Одна из главных задач движения — сделать его доступным для каждого подростка. Возможно, не все захотят пополнить ряды «Юнармии», но рассказать о ней мы должны каждому. У нас сейчас действительно очень активно идет работа в школах, потому что движение ориентировано на ребят школьного возраста.

Мы столкнулись с тем, что и после достижения совершеннолетия, юнармейцы хотят продолжить свою деятельность в движении — уже в качестве наставников, волонтеров и вожатых в наших лагерях. А в декабре мы запустили конкурс «Лидеры Юнармии», чтобы найти и поддержать перспективных руководителей в сфере воспитания молодежи, предложить им вакантные места в движении.

Справка «АС»: Как все начиналось?

Юнармия - это общественное движение, созданное по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. Участие в движении добровольное, а его деятельность регламентируется единым Уставом. Учредителями выступили два юридических лица - Союз ветеранов Вооруженных сил и ДОСААФ, и четыре физических – Валентина Терешкова, Артур Чилингаров, Валерий Востротин и Светлана Хоркина.

Первый слёт, на котором было принято решение об учреждении движения «Юнармия» прошел 28 мая 2016 года. Летом того же года организация прошла регистрацию в Минюсте, и с 1-го сентября 2016 года официально начали работать его первые отделения. Региональные штабы открыты во всех 85 регионах Российской Федерации.

 

© yunarmy.ru

— Проходила информация, что «Юнармия» будет добиваться льгот для своих воспитанников при поступлении в военные и гражданские вузы. Это правда?

— Действительно, ребята, которые к нам приходят, нередко спрашивают, мол, хорошо, мы чему-то научимся, сделаем карьеру в движении, а какая из этого практическая польза? Мы подумали и решили, что действительно кроме стимула поехать в лагерь и получить награды должно быть что-то еще более существенное. Почему бы не заинтересовать поступлением в вузы? Ведь ребята в «Юнармии» в большинстве своем очень целеустремленные и практически все собираются получать высшее образование. В общем, мы недавно начали работать в этом направлении и уже можем похвастаться первыми результатами. У нас есть договоренности как с военными, так и с гражданскими вузами. Например, со следующего года в 20 гражданских вузах к результатам ЕГЭ наших выпускников будут добавлять баллы.

— «Юнармия» — некоммерческая организация, но на ту же форму и значки необходимы средства... Правда ли, что министр обороны Сергей Шойгу и все его заместители взяли шефство над отделениями «Юнармии»? В чем выражается их помощь?

— Да, «Юнармия» действительно некоммерческая организация, которая существует благодаря спонсорской поддержке. Нам многие готовы содействовать. Но помогают не только деньгами: это предоставление помещений, транспорта, помощь в организации мероприятий, информационное и административное содействие. Важно все!

Наше движение создавалось по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу, поэтому он лично и его заместители действительно оказывают нам всестороннюю поддержку. Это очень надежные люди. Им можно позвонить в любое время, и они всегда выслушают и помогут. Практически на всех своих совещаниях куратор движения — замминистра обороны Андрей Картаполов — спрашивает: как идут дела у «Юнармии», и военные рассказывают, чем нам помогли, что сделали.

© yunarmy.ru

Справка «АС»: Чем занимаются юнармейцы?

В свободное от учёбы время юнармейцы занимаются волонтерской и поисковой деятельностью, принимают активное участие в географических и научных экспедициях, в культурных и спортивных мероприятиях, в социальных акциях и общественных проектах. Юнармейцы получают дополнительные знания в области истории России, её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, приобретают полезные навыки, необходимые человеку в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Например, в рамках военно-патриотического проекта «Юнармейский десант» в 2018 году 4589 школьников выполнили прыжок с парашютом. Всего же за прошедший год в аэроклубах ДОСААФ было выполнено 210 тыс. 214 прыжков с парашютом.

Общественный совет при Минобороны, возглавляемый главным редактором «Московского комсомольца» Павлом Гусевым, тоже не стоит в стороне. Там много известных уважаемых людей, и они нам помогают.

— Есть ли что-то общее у движения с пионерией и комсомолом?

— У всего, что вы перечислили, общее одно — задачи и цели. Тот же комсомол и пионерия создавались для того, чтобы дети не были брошены на улице, а развивали свои способности и таланты. Во всех перечисленных движениях много внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию, любви к Родине, защите Отечества. Если кратко, то сегодня мы берем самое лучшее от пионерии и комсомола, наполняем современностью, новыми формами работы. На выходе получаем движение, цель которого сделать ребенка успешным во всех сферах.

© yunarmy.ru

— Некоторые видят в «Юнармии» некие признаки милитаризации общества и подрастающего поколения. Что вы думаете по этому поводу?

— «Юнармия» — это прежде всего школа жизни. Опыт, который получают наши воспитанники в таких военно-спортивных лагерях, как «Артек», «Орленок», «Океан», дает им большие преимущества перед сверстниками. Понимаете, такие навыки, как изучение инженерной или строевой подготовки, ориентирование на местности и т.д., может и не пригодятся им в дальнейшей жизни, но точно останутся навсегда такие понятия, как взаимовыручка, дисциплина. А это очень много. После наших военно-патриотических лагерей ребята возвращаются домой другими. За 21 день смены они становятся боле взрослыми, дисциплинированными, организованными. И таких примеров тысячи.

Справка «АС»: Условия вступления

Вступить в юнармейское движение может любой желающий. Для начала необходимо написать заявление. Впрочем это условие не касается несовершеннолетних - за них это делают их родители или другие законные представители. После этого необходимо дождаться ближайшего заседания, на котором «за» или «против» голосуют, как минимум, шесть действующих членов движения. После окончания голосования, при большинстве положительных голосов, происходит официальное зачисление новых юнармейцев. Участие и выход из движения является добровольным.

— В каких регионах местные власти больше всего делают для развития юнармейского движения?

— Во всех регионах к движению относятся по-разному, и помощь тоже оказывают разную. Одни могут помочь организовать мероприятия, другие — предоставляют и обустраивают здания, где потом с удовольствием занимаются юнармейцы. По опыту могу сказать, очень важно, когда в регионе есть воинские части или предприятия военно-промышленного комплекса. Как правило, их руководители к нашим заботам не равнодушны. У военных, к примеру, всегда есть четкое понимание, как с нами сотрудничать, и, если что-то надо сделать, они всегда готовы помочь. Наибольшую поддержку мы сегодня получаем от администраций Московской, Тюменской, Архангельской, Брянской, Оренбургской областей, Ставропольского края, Татарстана.

© yunarmy.ru

— Роман Юрьевич, вам самому сложно было переквалифицироваться из космонавта в начальника Главного штаба «Юнармии»?

— Честно говоря, первое время было непросто. Пару месяцев понадобилось, чтобы вникнуть в стиль взаимодействия с региональными штабами, понять структуру организации, специфику движения. Признаюсь, и сейчас, бывает, приходится по ночам не спать, поздно домой возвращаться... Что же касается переквалификации, то я ее особо не почувствовал. Потому что всегда, так или иначе, в моей жизни присутствовали детские сады, школы, университеты, в которые я приезжал в качестве космонавта. Чаще всего, кстати, дети спрашивают, есть ли жизнь на Марсе и видел ли я инопланетян. Потом было много поездок и встреч в качестве депутата. Так получилось, что по жизни я иду в ногу с молодежью.

— Профессиональные навыки как-то помогли в новой должности?

— Безусловно. Опыт длительных космических полетов в составе международных экипажей, конечно, не прошел даром. В первую очередь мне помог навык командной работы. Что в Главном штабе, что в космосе, если нет взаимопонимания, уважения друг к другу, результата не будет.

Справка «АС»: Немного о конкурсе

Всероссийский конкурс «Лидеры Юнармии» стартовал в Москве в декабре 2018 года. Конкурс рассчитан на руководителей структурных подразделений самого юнармейского движения, а также военно-патриотических, военно-спортивных клубов и объединений, общественных организаций и движений патриотической направленности. Победители конкурса будут рекомендованы для выдвижения кандидатурами в состав органов управления «Юнармии». Кроме того, призеры получат дипломы и сертификаты номиналом от 50 до 300 тысяч рублей на реализацию патриотических проектов. Имена победителей конкурса будут объявлены во время слета «Юнармии» в мае 2019 года.

— Наверняка много общаетесь с детьми, о чем они чаще всего спрашивают, что их больше всего интересует?

— Как мне кажется, современная молодежь — особенная, более открытая новому опыту, с горящими глазами. Сегодня практически у всех подростков есть смартфоны, доступ к Интернету, соцсетям, но они продолжают задавать вопросы взрослым. И какие! Например, лет десять назад молодых людей больше интересовали деньги, автомобили, а не какие-то героические поступки. Это было нормой. Сегодня во время встреч у меня чаще всего спрашивают, как я стал Героем России... Меня это не перестает удивлять. Я не знаю, может, это только в «Юнармии» такие вопросы задают... Хотя, насколько я знаю, и в обычных школах идет переформатирование молодого поколения.

— Вы как-то сказали, что не хотели бы, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам. Почему? А в «Юнармию» сына отдали бы?

© yunarmy.ru

— Да, я хорошо помню это интервью, которое давал 10 лет назад. В 2000-х годах в космос летали в два раза реже, и экипаж был урезан. Поэтому мы, молодые, вечно сидели на «запасной скамейке» и ждали своего звездного часа. В среднем космонавт без опыта космических полетов мог попасть в основной экипаж только лет через 9–11 после учебы в Центре подготовки космонавтов. Знаю людей, которые полетели только через 12 лет после того, как пришли в отряд. И даже не летая, все должны были быть в полной боевой готовности, физически развиты, со знанием всех систем космической техники, внештатных ситуаций. Каждый год мы пересдавали экзамены, каждые полгода медицину и гадали, что получим на выходе... А вдруг по здоровью отстранят? Было и такое...

Сегодня ситуация в корне изменилась — стало гораздо проще и лучше. Молодые специалисты назначаются в экипаж через пять-шесть лет. И это здорово. В общем, сегодня отряд космонавтов я рекомендую всем, у кого есть хорошее здоровье и желание.

А что касается сына, то ему уже 26 лет и он давно работает. Но если бы он был помоложе, конечно же, надел бы форму и отправил в «Юнармию». Тут даже обсуждать нечего.

Реклама
Реклама