ДОСААФ России в обороне сидеть не собирается

ДОСААФ России в обороне сидеть не собирается

Генерал Колмаков рассказал о новых задачах и формах работы добровольного общества
© dosaaf.ru
Генерал Колмаков рассказал о новых задачах и формах работы добровольного общества
10 декабря 2019, 10:46
Реклама

Вот уже более 90 лет важные задачи в области обороны страны, подготовки молодежи к службе в армии, развитии военно-технических видов спорта решает Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. О том, какие задачи общество решает сегодня, «Армейскому стандарту» рассказал председатель ДОСААФ России Александр Колмаков.

Председатель ДОСААФ России Александр Колмаков.
© dosaaf.ru
Председатель ДОСААФ России Александр Колмаков.

«Нам удалось сохранить потенциал»

— Александр Петрович, когда пять лет назад вы возглавили ДОСААФ России, на ваше решение повлияло то, что в числе предшественников на этом посту был трижды Герой Советского Союза, летчик-ас Александр Покрышкин?

— Конечно. У нас, в Воздушно-десантных войсках, которыми мне выпала честь в свое время командовать, есть легендарный герой и кумир — Василий Филиппович Маргелов, а в авиации и ДОСААФ есть Александр Иванович Покрышкин. Это очень достойный человек. А как его боялись враги?! Если узнавали, что он вылетел на своем истребителе, тут же в эфире неслось: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Можно сказать, что здесь, в ДОСААФ, мы все сверяем по нему. Так должно быть.

— Подводя итог прошедших пяти лет, какие главные достижения записываете в актив?

— Мы сохранили устойчивый, стабильный заказ на подготовку специалистов для Вооруженных сил, и его выполняем. Ведется серьезная работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Стали работать более конкретно, как говорится, «не по площадям», а четко определив слои, категории, с кем, как и где мы работаем.

Организация стала намного более открытой, прозрачной для общественности. В центре и на местах созданы наблюдательные советы. Это и контроль, и помощь. Председатели их могут использовать как платформу для более тесного общения с представителями власти, бизнесом, общественностью.

Активно работает информационно-пропагандистская система ДОСААФ, которая включает в себя сайты, печатные органы.

ДОСААФ сохранило свою самостоятельность и в значительной степени самодостаточность.

Самое главное, сохранен коллектив единомышленников, который способен в интересах государства решать важные задачи. Не надо кого-то убеждать, заставлять. Достаточно правильно подсказать, как выполнить работу в современных условиях.

ДОСААФ сохранило ведущее место в подготовке специалистов на рынке образовательных услуг.

У нас лидирующие позиции в ряде видов спорта.

— Объемы подготовки тех же допризывников в ДОСААФ СССР и ДОСААФ России, наверное, несопоставимы? Тогда ведь была 5-миллионная армия, а сегодня миллионная.

— Сравнивать, конечно, некорректно. Сами основы деятельности оборонной организации тогда были другие. Например, был прямой госзаказ на подготовку специалистов для народного хозяйства. Готовили трактористов, комбайнеров и даже стригалей овец. Сейчас централизованного заказа на подготовку по гражданским специальностям нет. Тем не менее порядка полумиллиона человек мы ежегодно готовим. Это водители и еще ряд специальностей в зависимости от потребностей регионов — сварщики, трактористы.

Показатели подготовки специалистов для Вооруженных сил в советское время исчислялись сотнями тысяч допризывников. В отдельные годы готовили до 300 тысяч юношей, сегодня в десять раз меньше.

Или взять деятельность авиаклубов. Они были гордостью ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927–1948 годы. — «АС»), а потом ДОСААФ СССР. Массовая подготовка пилотов обеспечила к 1941 году кадровый резерв военных летчиков. Сегодня массовой подготовки нет. Она сохранила очаговый характер.

Но, считаю, мы сохранили самое главное — возможность базово развивать авиационные виды спорта, в том числе самолетный, планерный, авиамодельный и массовый парашютизм. Это касается и летной подготовки. В вопросах развития авиации ДОСААФ нас поддерживают и Госдума, и Совет Федерации, и самое главное — общество: обычные граждане, многие из которых за то, чтобы возродить в былых масштабах массовые авиационные виды спорта и летную подготовку. Для этого придется еще много сделать. Надеюсь на помощь и вашего издания, ваших читателей.

От членских взносов — к рынку

— Учебную базу для подготовки специалистов для армии тоже ведь развивать надо?

— Конечно. К тому же нужны средства оборотного резерва. Мы начинаем готовить этих специалистов с 1 октября. А финансовый год начинается с 1 января. Реальное поступление денег по госзаказу — апрель–май. То есть порядка шести-семи месяцев наши организации ведут подготовку только за счет своих оборотных средств. Но их не всегда хватает. Это технический аспект, но очень существенный.

— Не удается решить вопрос?

— Решаем. Например, заключаем договоры с топливно-нефтяными компаниями по отпуску горючего в кредит. Они понимают, что мы выполняем государственную задачу, и идут нам навстречу. Находим общий язык на местах, но это непросто.

— Наверное, источники финансирования в советское время и сегодня принципиально отличаются?

— Я, когда готовился к интервью, специально нашел один документ и хочу его показать. Это выписка из Постановления №1750 Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 8 августа 1935 года «Об ОСОАВИАХИМе». Подписано секретарем ЦК ВКП(б) Иосифом Сталиным.

В нем перечислены источники финансирования материально-финансового обеспечения работы ОСОВИАХИМа. Там 11 пунктов, но ни один из них сегодня практически не применим. Ищем и находим другие финансово-экономические механизмы.

Справка «АС». Источники финансирования материально-финансового обеспечения работы ОСОВИАХИМа

а) членские взносы;

б) лотерея ОСОВИАХИМа, ежегодно проводимая в размерах и сроки, устанавливаемые Совнаркомом СССР;

в) оплата гособоронзаказа кооперативными предприятиями, учреждениями, общественными организациями за обучение допризывников и вневойсковиков;

г) дотации госбюджета на подготовку летчиков, пилотов по программе, ежегодно утверждаемой Совнаркомом;

д) ежегодный сбор средств, проводимый в День авиации на постройку самолетов для аэроклубов, развитие массового авиационного спорта;

е) членские взносы юридических лиц, учреждений, предприятий, общественных организаций;

ж) отчисление в размере 2% профсоюзных средств на массовую военную работу среди членов профсоюзов, начиная с 1 июля 1935 года;

з) дотации местных бюджетов на оплату коммунальных услуг, водоснабжения, канализации, освещения, отопления, мелкий текущий ремонт учебных пунктов, лагерей, аэроклубов;

и) доход от массовой работы общества ОСОВИАХИМ, включая специализированные спектакли, кино, военизированные зрелища, массовые праздники;

к) поступления по договорам... отдельных лиц за подготовку, проводимую на добровольных началах ворошиловских стрелков, парашютистов, планеристов;

л) прибыль от торгующих и производственных организаций ОСОВИАХИМ, работающих по обеспечению прямой деятельности.

Из Постановления №1750 Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 8 августа 1935 года.

Нужны ли парашютные вышки

— В последние годы у девушек большой интерес к военным специальностям, экстремальным видам спорта. Огромный конкурс среди девчонок в военные вузы. ДОСААФ учитывает эту феминистскую тенденцию?

— Особого разделения у нас нет. Девушки наравне с парнями занимаются, например, парашютным спортом. В рамках проекта «Юнармейское лето» 14-летние девчонки выполнили по семь прыжков с парашютом. Если у них будет желание поступить в военное училище, то, благодаря досаафовскому опыту, они будут психологически более готовыми, чем их сверстницы.

Много девушек в стрелковом спорте. В городе Шацке Рязанской области при автомобильной школе есть спортивная мотосекция. Там занимается много девочек мотофристайлом, мотоциклетным спортом. Некоторые в 15 лет становятся кандидатами в мастера спорта. Такие увлечения формируют характер. Это может помочь не только при поступлении в военное училище, но и в жизни пригодится.

Интерес к техническим видам спорта большой. Когда мы проводили соцопросы, то спрашивали школьников, студентов, как они относятся, например, к возрождению парашютных вышек в парках культуры и отдыха. 90 процентов ответили: «За». Точно такое же отношение к тирам, стрельбищам. Говорят: «Нужны».

Мы изучали специализированные сайты и группы в Интернете, посвященные стрелковому делу, оружию, автоспорту, парашютизму, моделированию, роботам, военной истории. Таких групп сотни, если не тысячи, и при этом они на частом просмотре.

© dosaaf.ru

К сожалению, в Интернете много и таких запросов: как сделать самопал? Как стать зацепером или руфером? Понимаете, во что подобный интерес может вылиться? Как минимум, в травмы.

Ясно, что молодежи нужны площадки для самореализации. Самые разные. Один «болеет» авиамоделизмом, второй хочет гонять на автомобилях или мотоциклах, третий не прочь проверить себя на полосе препятствий десантника или в марш-броске. Много желающих пострелять в тире, «повоевать» в военно-тактической игре. Словом, нужны разные площадки. Когда будет достойный набор услуг, потребители сами придут.

На территории аэродромов ДОСААФ есть площадки, которые в свободное от полетов время вполне можно использовать для массовых мероприятий. И мы это уже кое-где делаем. Например, проводим военно-патриотические фестивали на аэродромах ДОСААФ на Дальнем Востоке, под Санкт-Петербургом, на базе нашего Московского авиаремонтного завода. На них приходят тысячи людей.

Мы же видим, сколько зрителей бывает на наших соревнованиях по автоспорту, автомобильным кроссам. Большой популярностью, в частности, в Рязанской области пользуются соревнования по трофи-рейду. Грязь на трассе по колено, машины буксуют, а зрители в восторге. Все «болеют», аплодируют, поддерживают.

© Фото Сергей Вальченко

— Есть надежда на возрождение в ДОСААФ в прежних масштабах авиаспорта?

— Мы нацелены на развитие массовых видов спорта. За спорт высших достижений отвечают Министерство спорта РФ и спортивные федерации. В 1990-е годы все спортивные федерации были выведены из состава ДОСААФ. До того времени все планирование, финансирование шло через оборонное общество. Теперь федерации стали самостоятельными, отвечают за руководство и развитие этих видов спорта.

Но мы сохранили ведущую роль в ряде видов спорта. И дальше будем выстраивать взаимоотношения с ними. Считаем, что потенциал еще есть. Будет развиваться.

В системе ДОСААФ остаются аэроклубы. Мы готовы и дальше работать в интересах развития самолетного спорта. Ведь надо готовить резерв. Да, есть такие лидеры, как Светлана Капанина. Это гордость всей России, многократная чемпионка международных соревнований. Но должна быть целенаправленная, последовательная подготовка смены. Только массовый спорт может создать естественную основу для отбора, совершенствования, подготовки будущих чемпионов.

К сожалению, массовости в этом виде спорта сейчас нет. Но надо сохранить потенциал в этой области.

— Для развития технических видов спорта нужны средства. Без дотаций не обойтись?

— Сегодня дотаций просто нет. Стараемся искать выход. Вот, например, встал вопрос о возрождении радиоспорта. Он у нас в единичных регионах присутствует, в традиционно сложившихся центрах. В основном, за счет фанатов, людей старшего поколения, которые стараются поддержать его на должном уровне. Но так вечно быть не может.

Мы возродили подготовку специалистов для войск связи. Есть профильные организации — разработчики, производители средств связи, которые будут готовить этих людей. Мы договорились, что они же помогут нам поднять радиоспорт. Будем культивировать его и на основе этих организаций возрождать, а опыт, наработки распространять в других регионах, где это возможно.

Возможно, используем этот опыт в наших авиаклубах. Есть ряд направлений деятельности, за счет которых авиаклубы существуют. Например, выполнение авиационных работ по фотосъемке или в интересах сельского хозяйства. Плюс к этому создаем авиационные учебные центры, где можно получить свидетельство пилота или просто испытать острые ощущения от любительского полета, естественно, максимально безопасно с соблюдением всех летных правил и требований к подготовке техники и организации полетов.

За счет этой деятельности мы можем, например, готовить несколько человек по самолетному спорту. Мы это делали и будем делать. Просто допустить, чтобы это направление ушло куда-то в небытие, мы не можем. Альтернативы другой нет.

© dosaaf.ru

Что касается платы за наши услуги, например, в парашютной подготовке, то мы четко разделяем группы потребителей. Например, когда приходят дети из военно-патриотических клубов, ясно, что для них мы должны сделать эти прыжки или совершенно бесплатными, или с помощью субъектов и местных органов власти обеспечить приемлемую цену.

Прекрасный пример совместной работы есть в Республике Татарстан. Там республиканское правительство ежегодно для летной подготовки и развития авиационного спорта выделяет аэроклубам Татарстана 35 миллионов рублей.

Есть и другие субъекты, которые также оказывают помощь. Но сказать, что это стало системой, к сожалению, нельзя. Будем убеждать, дальше доказывать, что это необходимо. Работа такая ведется.

— Значит, самообновление, ребрендинг — такая задача стоит перед ДОСААФ?

— Она не только стоит, она решается. В 2009 году организации, которая некоторое время называлась РОСТО, вернули прежнее имя — ДОСААФ. Это, если хотите, фирменный исторический бренд. Мы не собираемся его менять. А вот ребрендинг образовательных организаций, тех же автошкол, стрелковых клубов мы планируем.

Это комплексная, серьезная задача. Она касается имиджа образовательных учреждений и их персонала, содержания учебного процесса, обновления основных средств обучения — автомобилей, оборудования. Все это должно быть поднято на другой уровень.

Даже внешний вид инструктора по вождению, этикет должны соответствовать времени. Внешний вид какого-то «дяди в засаленном комбинезоне» это уже в прошлом. Времени больше соответствует образ подтянутого молодого человека или девушки в фирменной корпоративной одежде, которые обучают вождению на чистенькой учебной машине с символикой нашей организации.

© dosaaf.ru

Обучение ведется по самой актуальной программе. Место, куда человек приходит заниматься, должно нравиться, дисциплинировать. Необходимо создавать пространство, где обучаемый в свободное время после вождения может посидеть, поработать с компьютером или совершить виртуальную экскурсию, например, по музею ДОСААФ или посмотреть фильм о земляках — героях войны.

Уже внедряются учебные программы с удаленным доступом. Или предлагается такой сервис: человеку трудно добраться до автошколы общественным транспортом. Его по заявке можно забрать из дома на учебной машине, и уже двигаясь по маршруту к основной площадке учебного вождения, вести обучение.

Что касается автопарка, то мы начали перевод машин на газомоторное топливо.

Вот все это в комплексе и есть ребрендинг. Наш стиль должен быть современным, привлекательным, по-другому нельзя.

Раньше, в советский период, мы были монополистами на рынке автошкол. Все четко знали, что, кроме ДОСААФ, нигде водить машину не научат. Сейчас ситуация изменилась. Есть просто прекрасные частные автошколы. Но достаточно и организаций-однодневок, которые используют чужие автомобили, помещения, соисполнителей каких-то услуг. А в итоге — результат по нулям.

В ДОСААФ — системная работа, проверенные кадры. Вот в Белгороде, например, есть инструктор, так к нему в очередь записываются, чтобы пройти курс обучения. Свыше 40 человек в очереди! И таких инструкторов у нас много.

Реклама
Реклама