Курс - на универсальных командиров
Уникальный эксперимент по превращению молодых офицеров в универсальных командиров завершился в начале декабря в Минобороны России. Впервые 4,5 тысячи военнослужащих прошли спецкурс доподготовки. В течение года они подвергались серьезным испытаниям: многокилометровые марш-броски, форсирование рек и озер, штурм побережья и, конечно же, прыжки с парашютом. В итоге были выбраны 30 сильнейших, среди них три девушки. Финалисты рассказали «Армейскому стандарту», чем для них стал экспериментальный спецпроект Минобороны.
Еще в 2018 году министр обороны Сергей Шойгу объявил новую программу подготовки командных кадров — спецкурс доподготовки офицеров. В его основу решили положить опыт боевых действий в Сирии. Цель — научить офицеров находить правильные решения в сложнейшей боевой обстановке.
Семь труднейших испытаний решили провести на семи российских военных полигонах. Каждое из них готовили закаленные в реальных боях ветераны боевых действий в Афганистане, на Кавказе, в Сирии. К участию допускались офицеры всех видов и родов войск из четырех военных округов и Северного флота.
Напряженную борьбу смогли пройти лишь 12 претендентов от каждого округа. Следующий этап — интенсивная доподготовка этих 60 офицеров на полигоне Дарьял. Испытания усиливались, учитывалась индивидуальная учебно-боевая статистика. Через несколько месяцев стали известны имена 30 сильнейших командиров.
Еще несколько дней назад они преодолевали непроходимый лес, форсировали водные преграды и штурмовали штабы условного противника. Теперь эти офицеры в парадных кителях принимают поздравления от представителей Минобороны. Им удалось доказать: они лучшие из лучших командиров в Российской армии. Корреспонденту «Армейского стандарта» удалось побеседовать с некоторыми из тридцатки сильнейших.
Их главное условие: имен и званий не называть: после прохождения спецкурса они превратились в настоящих спецназовцев, и теперь они сами по себе большая военная тайна.
Алексей, офицер Воздушно-космических сил
— Алексей, расскажи, что происходило с тобой за эти полгода.
— Для меня этот спецкурс доподготовки оказался просто кладезем знаний. Самое главное, он научил меня мыслить нестандартно. Шаблон для ратного дела — смерть! Поэтому мы учились неожиданным решениям. А еще я впервые прыгнул с парашютом.
— Ты офицер ВКС и до этого не прыгал с парашютом?
— Да, именно так. Но теперь этот пробел в моем послужном списке я заполнил. Да еще и научился десантироваться без парашюта, по-штурмовому, когда вертолет зависает в паре метров от земли, и — вперед, в атаку!
— А что еще ты совершил впервые?
— Водолазное дело освоил! Плюс покорил горы высотой в три тысячи метров. Да не просто покорил, там пришлось еще повоевать. Вообще много чего пришлось делать — от стрельбы до вождения тяжелой техники. При этом посетил многие полигоны — от Крайнего Севера до южного Крыма.
— Считаешь ли ты этот эксперимент Минобороны полезным?
— Тут даже говорить не о чем! Нужно вводить такой проект в ранг обязательного во всех военных учебных заведениях России. Каждый курсант, прежде чем надеть офицерские погоны, должен пройти такую доподготовку. Это помогает как минимум понять себя: на что ты способен в условиях, приближенных к боевым.
Дмитрий, офицер ВДВ
— А я благодаря этому спецкурсу почувствовал на себе, что такое реальные боевые условия. Хотя поначалу мы подходили к этому, как к ролевой игре. Но очень скоро поняли: здесь все по-серьезному. И также быстро включились в работу. Поблажек не было никому! Кроме того, я попробовал себя в качестве командира разведотряда. Это, поверьте, незабываемый опыт. Такому в училищах не учат. Забыть эти уникальные учебно-боевые задачи, которые решали в разных климатических зонах — от Крыма до северного аэродрома «Алакуртти», — мы, участники этого уникального проекта, уже вряд ли сможем. И обязательно передадим все, чему научились, нашим сослуживцам в своих частях.
— Как удалось стать лучшим из тысяч претендентов?
— Настрой. С первого дня я дал себе зарок: если начал — иди до конца. И потом, я делал то, что люблю. Ратное дело — моя жизнь, мое призвание. Это часто меня здорово выручало. Когда я проходил испытания в качестве радиста, за знания, умения и волю я получал дополнительные баллы. Когда шел в разведку, тоже получил бонусные очки — жюри оценило мою тягу к победе и холодный расчет. Вот так я и стал победителем. Хотя считаю, что дело случая тоже было, без везения в нашем деле тоже никуда.
— Скажи, будет ли успешен этот проект, если его внедрить повсеместно в войска?
— Скажу больше — это просто необходимо сделать! В каждом роде и виде войск учат какой-то конкретной, узкой специальности. В этой экспериментальной программе доподготовки офицеров мы побывали в роли водолаза, десантника, разведчика. То есть раздвинули свои горизонты привычного. И не важно, что ты на самом деле моряк, летчик или офицер службы тыла: есть задача — надо выполнять. И потом, когда в реальной жизни будет похожая ситуация, ты уже будешь готов.
Кстати, не только Дмитрию, а абсолютно всем участникам проекта пришлось выполнять несвойственные им задачи. Например, летчику — заниматься разминированием, а представителям флота — преодолевать горную гряду.
Илья, офицер Северного флота
— Илья, ты, как и все, прошел горную подготовку. Зачем тебе, морскому офицеру, было лезть в горы?
— А меня с самого начала коллеги по службе бомбардировали точно таким же вопросом: зачем тебе это? Но я твердо решил: раз я хочу быть настоящим командиром, я должен понять, как работать во всех стихиях. Потому, когда мне сказали: пойдешь в горы, я обрадовался. Ведь это уникальнейший опыт, который я вряд ли где-то еще смогу приобрести.
— И как все прошло?
— Меня забросили на Терскол. Поначалу было немного не по себе. Волнение? Может быть. Но я быстро справился, адаптировался. И у меня все получилось.
— А кроме горной подготовки, что ты еще почерпнул из этого проекта?
— Пострелял из всего, из чего можно пострелять: автоматы, пулеметы, винтовки, миномет, гаубица. Даже была возможность попробовать зарубежные стволы. Что сказать? Хорошие «пушки», но наши лучше, надежнее.
— Скажи, такие спецкурсы надо вводить на постоянной основе в войсках? Не чрезмерные ли испытания?
— Эх, если бы мне с самого начала, сразу после училища дали возможность поучаствовать в таком спецпроекте, я бы все отдал, чтобы в него пробиться. После многих месяцев интенсивных испытаний ты превращаешься не просто в офицера. Ты уже разносторонне развитый профессионал и специалист. Настоящий универсальный командир. Знаешь, как на деле наладить взаимодействие между родами войск. Считаю, что этот спецпроект доподготовки должен превратиться в выпускные экзамены во всех наших военных училищах. Представляете, какой уровень был бы у выпускников?
Кроме классики жанра — стрельбы из всех видов оружия и прыжков с парашютом — будущим универсальным офицерам пришлось учиться искусству маскировки, управлять дронами-разведчиками и без единого выстрела брать вражеский штаб. Как, например, Валентину. Именно такая тайная операция и приблизила его к победе.
Валентин, офицер ВДВ
— Мне этот проект позволил в короткий срок серьезно прокачать практически все программы боевой подготовки. Я пробовал силы в разведке. И не просто пробовал, а даже успел удачно покомандовать разведывательным подразделением. На «отлично» защитил огневую подготовку, радиодело, научился устраивать засады. Это именно то, чего мне не хватало в моем родном десантном училище.
— Что скажешь о своих конкурентах — они достойно выглядели?
— Никакие они не конкуренты! Все мы одна большая армейская семья. Как говорят по-киношному — братья по оружию. Да, кто-то лучше действует в определенных обстоятельствах, кто-то хуже. Но на то и есть эта офицерская доподготовка — стать лучше, универсальней. Так и запишите: этот проект сделал из нас настоящих универсальных офицеров. Теперь нас можно и в огонь, и в воду, и в горы. И мы победим!
— Звучит как-то сильно самоуверенно, ты не находишь?
— А так и есть! Этот спецпроект сильно расширяет горизонты, дает новые возможности и, конечно, заряжает уверенностью. А это уже само по себе заявка на успех.
— Но все-таки, какое главное качество ты прокачал у себя?
— Это холодный расчет в боевой обстановке. Я понял, что могу пропускать происходящее через себя, обдумывать. А дальше находить нестандартное решение. Видимо, это и подняло меня на пьедестал этого спецкурса-состязания.
Удивительно, но девушки тоже проявили огромный интерес к программе доподготовки офицеров. Так, сразу четыре представительницы прекрасного пола смогли пробиться в финальный этап. Иногда они выглядели даже предпочтительней мужчин. Например, в заданиях, где маскировка играла решающую роль и радиодело. Отличились девушки в погонах и в других дисциплинах.
Юлия, офицер Центрального военного округа
— Юлия, тебе прямо на чествовании финалистов в Новороссийске вручили капитанские погоны. Какими еще достижениями можешь похвастаться?
— В это трудно поверить, но я освоила управление бронетранспортером и боевой машиной десанта! А еще теперь неплохо стреляю из РПГ, умею метко бить из автоматического гранатомета АГС-17 и даже накрыть врага из миномета. Кроме того, научилась изготавливать самодельные взрывные устройства.
— Что больше всего впечатлило тебя в этом проекте?
— Это, конечно же, покорение самой высокой горы Европы — Эльбруса! Вот уж где эмоции били через край. Также впечатлило погружение с аквалангом на глубину 30 метров. Поначалу я страшно волновалась, но вскоре золотое правило водолазов усвоила крепко — главное, не паниковать. До спецкурса то, как работают аквалангисты, я видела только в кино. И вот — сама участвовала, к тому же и победила.
Цитата
«Проведенный эксперимент по доподготовке офицерского состава в Министерстве обороны считают успешным. Спецкурс подразумевает продолжение. Более того, министр обороны Сергей Шойгу уже поставил задачу внедрить эту программу в военные вузы. Да, во время этого спецкурса по линии боевой подготовки мы увидели ряд проблем. Их и должна решить эта программа доподготовки еще в училищах, до выпуска офицеров. Теперь будут введены определенные коррективы, чтобы у офицерского состава было больше времени для повышения своих профессионально-должностных навыков, необходимых в боевой обстановке. Для этого будут разработаны и внедрены в учебный процесс новые методички и учебные пособия.»
Заместитель министра обороны РФ генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров
— А все-таки, было сложно? Ведь тебе приходилось наравне с опытными десантниками проходить все испытания. Поблажек для девушек спецпроектом офицерской доподготовки от Минобороны не предусмотрено...
— То, что мы наравне с мужчинами обязаны были проходить все испытания, нас, девушек, это даже как-то стимулировало. Конечно, что-то далось легко, что-то — посложнее. Однако мы справились, и то, что на пьедестале победителей сразу три девушки-офицера, уже о многом говорит.
— Пока ты целый год где-то в полях и на полигонах, у тебя ребенок и муж остались дома… Скажи, не было мысли все бросить и вернуться домой?
— Честно? Такие мысли возникали. Иногда, ползешь в зной, губы трескаются от сухости, в голове гудит, думаешь: зачем оно мне надо? Но, слава богу, разум меня не подводил, и я знала зачем: такого уникального опыта, максимально приближенного к боевому, я нигде в мирной жизни не получу. Меня это подстегивало, бодрило. И вот я здесь — с «золотом» победителя. А вообще для меня этот проект оказался одновременно сложным и интересным. Пожалуй, это стал самый запоминающийся в моей жизни год. Я бы повторила.
***
Программа доподготовки завершилась большой финальной точкой. Офицеров-конкурсантов включили в состав подразделений спецназа. Их задача — боевая работа в тылу условного противника.
Цитата
«Это прекрасно, когда в самом начале офицерской карьеры есть возможность пройти через серьезные испытания этого экспериментального спецкурса. Ведь это ценнейшие навыки для солдата, офицера, защитника нашей родины. И я бы очень хотел, чтобы эти навыки, эта стойкость, которую совершенствовали эти офицеры, не просто остались в вашей памяти, а чтобы они дали новый импульс в деятельности на благо отечеству. И, конечно, чтобы прошедшие спецкурс доподготовки делились полученными знаниями и умениями с коллегами и подчиненными. Учили их так, как учили их все эти месяцы, чтобы они были готовы в любой момент грамотно выполнить поставленную задачу.»
Заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Андрей Картаполов
Этой группе, невзирая на погодные условия и время суток, пришлось совершать рейды, организовывать засады, планировать атаки.
К ноябрю 2019 года спецпроект Минобороны выявил лучших специалистов в таких номинациях, как воин-спортсмен, стрелок, подводный диверсант, горный стрелок и водитель. Особой номинацией «Сила красоты» отметили лучших девушек-офицеров.
Все финалисты удостоены наград, некоторые обзавелись новыми погонами — им присвоили внеочередные воинские звания.