Американская «мина» для крейсера «Варяг»

Американская «мина» для крейсера «Варяг»

Построенный в США легендарный корабль был обречен в битве с японцами
© Фото из архива
Построенный в США легендарный корабль был обречен в битве с японцами
13 февраля 2019, 12:10
Реклама

115 лет назад, 9 февраля 1904 года, произошло событие, вошедшее в историю нашего военного флота. Неподалеку от корейского порта Чемульпо крейсер «Варяг» вступил в неравное сражение с целой японской эскадрой. Об этом сложена песня, которая превратилась в гимн непобедимости русского народа. Однако далеко не все знают, что подвиг «Варяга» — на самом деле его трагедия, связанная с «врожденными физическими недостатками» легендарного корабля, появившимися по вине... американцев.

На рубеже XIX и XX столетий Россия активно наращивала свой флот. «Ради быстроты постройки и из-за занятости русских верфей», некоторые боевые корабли заказывали за границей. Вот и контракт на сборку «Варяга» заключили с американской фирмой «Вильям Крамп и сыновья» из Филадельфии. Как оказалось впоследствии, это было ошибкой. Ошибкой, которая предопределила трагическую судьбу крейсера.

Выполняя заказ, заокеанские кораблестроители напортачили. Фирма Крампа стремилась всячески сэкономить, чтобы заработать на постройке «Варяга» максимум денег. А возможностей для этого было предостаточно: ведь техническое задание на крейсер в нашем военно-морском министерстве составили лишь в самых общих чертах, — изобретай, что хочешь! Вот господа из Филадельфии и наизобретали.

© Фото из архива

Они, например, изготовили для «Варяга» кормовой руль чуть ли не вдвое меньшего размера, чем нужно для кораблей аналогичного класса. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью!

Кроме того, боясь чрезмерного увеличения веса корабля, — ведь за это контрактом предусматривались внушительные штрафы! — американцы пренебрегли защитой для пушек. Не было не только орудийных башен, но даже элементарных щитов. Орудия главного калибра стояли на палубе совершенно открыто — как во времена парусного флота!

Однако самое непоправимое произошло с проектированием и изготовлением силовых агрегатов. «Крамп и сыновья» поставили на русский крейсер паровые котлы новой, еще не достаточно испытанной системы, которая при изготовлении и монтаже обходилась заметно дешевле. Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на ходовых испытаниях «Варяг» показал великолепную по тем временам скорость — более 23 узлов. Однако уже спустя несколько недель, во время похода через океан, корабельные котлы начали «скисать».

Вдобавок обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой, как позднее выяснили специалисты, были выполнены из «неудовлетворительного металла».

© Фото из архива

В итоге, когда «Варяг», разрекламированный в прессе, как едва ли не лучший крейсер в мире, добрался из Штатов до России, он был уже близок к «параличу». Увы, все последующие попытки русских инженеров вернуть красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей. Пресловутые котлы новой системы никак не хотели работать надежно, при попытке выйти на максимальную мощность, машины то и дело выходили из строя. Поэтому реальная резвость «Варяга» была даже хуже, чем у многих других кораблей.

Вот и получилось, что в знаменитом морском бою с японцами 9 февраля участвовал вовсе не быстроходный крейсер, способный мчаться по волнам со скоростью свыше 40 км/час (именно такие показатели значатся во многих книгах и справочниках), а самый настоящий «инвалид», который, даже мобилизовав все резервы своих машин, едва-едва вытягивал 20–25 км/час и потому уступал в скорости кораблям противника.

А кораблей этих было очень много. Японцы подтянули к Чемульпо для сражения с «лучшим в мире крейсером» целую эскадру из шести крейсеров и восьми эсминцев.

Будь «Варяг» действительно быстроходным кораблем, у его командира, капитана 1 ранга Всеволода Руднева, был бы реальный шанс прорваться в открытое море и уйти в свой порт, — японцы не догнали бы. Но с хронически неисправной машиной, какой уж там прорыв! — Вот и пришлось ввязываться в сражение, результат которого можно было предсказать заранее.

Уже через час жаркого артиллерийского боя «Варяг» отступил назад, в Чемульпо. Крейсер был сильно разбит, лишился 75% своих орудий (спасибо американцам за «надежную» их защиту, за хрупкие шестеренки лафетов, у которых ломались зубья во время стрельбы!). Из экипажа свыше 30 человек оказались убиты и более сотни ранены или контужены...

Чтобы корабль не достался врагу, Руднев хотел его взорвать, но потом передумал, и изуродованный снарядами «Варяг» просто затопили.

© Фото из архива

В Петербурге не сразу определились, как оценивать боевую эпопею крейсера. Поначалу «варяжцев» даже осуждали: мол, отступили перед «косорылыми», опозорили честь Андреевского флага. А командира Руднева чуть было не отдали под трибунал за то, что не взорвал крейсер.

Однако вскоре ситуация кардинально переменилась. Государь Николай II заявил, что бой русского крейсера с эскадрой, превосходившей его по мощи огня в 7 раз, это настоящий подвиг. Моряки «Варяга» и его «младшего помощника» канонерской лодки «Кореец», вернувшись с Дальнего Востока, оказались в центре пышных торжеств.

Впервые в истории русского флота команды кораблей в полном составе наградили орденами и специально изготовленными памятными медалями. По прибытии в Петербург они были встречены высшими чинами российского флота и, пройдя парадным маршем по Невскому проспекту, отправились на торжественный обед в Зимнем дворце, который дал в их честь сам император. При этом каждому герою-моряку полагался сувенир от его величества — особый «георгиевский» столовый прибор и именные часы.

Реклама
Реклама