Русские в Гюмри: гарант мира в Закавказье

Русские в Гюмри: гарант мира в Закавказье

Как живет российский солдат вдали от дома - узнал Общественный совет при Минобороны России
© Наталия Губернаторова
Как живет российский солдат вдали от дома - узнал Общественный совет при Минобороны России
01 марта 2019, 06:25
Реклама

Российская 102-я ордена Александра Невского военная база - один из немногих форпостов наших Вооруженных сил за границей. И самый древний - ее история насчитывает почти два столетия. Некоторые части до сих пор расположены за крепостными стенами, которые помнят еще Николая I. Потому у базы в Гюмри миссия несколько шире, чем просто гарант мира в Закавказском регионе, - она продолжатель многовековой российско-армянской дружбы. Вместе с Общественным советом при Минобороны корреспондент «Армейского стандарта» узнал, как теперь живут наследники императорской армии России на армянской земле.

Крепость с полуторавековой историей

Что такое Кавказ? Для одних - дом, для других - непроходимые горные кряжи и перевалы. И еще многовековая история защиты от орд завоевателей. Монголы, персы, османы... Некогда свободные народы утратили независимость.

В XIX веке Россия решила взять под защиту своих соседей. С 1832 года российская императорская армия закрепилась на западной границе Армении, в Гюмри. Отстроила хорошо укрепленную цитадель. С тех пор российская армия - постоялец в Закавказье.

© Григорий Шукаев

Сегодня один из самых знаменитых объектов 102-й базы - это военный городок №1 с историческим названием «Большая крепость». Он сам по себе уже историческая реликвия. Возведен в 1837 году. В его стенах расквартированы российские военные. В общежитии проживают сержанты-контрактники, а в бывшем здании штаба императорской армии оборудованы квартиры для офицерских семей.

Здесь же, за крепостными стенами, расположен храм Мученицы Царицы Александры, воздвигнутый в том же, 1837 году. Во время Первой мировой войны, воспользовавшись послереволюционной неразберихой, храм в 1918 году захватили и разрушили турецкие войска. Русский гарнизон вскоре отбил крепость обратно, но сама духовная обитель была разрушена и сожжена. Так и простояла она в руинах 90 лет. Пока в 2009 году не была полностью восстановлена.

На базе чтят ратную историю «Большой крепости». В военном музее гарнизона хранятся поистине уникальные экспонаты - фотографии дореволюционного города, оригинальная казачья униформа и вооружение второй половины XIX века, каленые пушечные ядра, а также собрание редких книг прошлого и позапрошлого столетий. В центре крепости установлен памятник герою русско-турецкой войны генерал-майору Федору Губскому.

Миссия: миротворец

Но военная база в Гюмри - это не музейный объект. Серые горы Кавказа - место бесконечных войн и конфликтов. Они и сегодня, словно спящие вулканы, в любое время готовы взорваться пламенем новых кровопролитных войн. Это и дремлющий в нестабильном перемирии Нагорный Карабах, и грузино-южноосетинское противостояние. На западе - Грузия, затаившая обиду за памятную пятидневную войну августа 2008-го. Плюс с юга подпирает военная мощь Турции, союзника США по НАТО.

В таких условиях 102-я российская база - едва ли не единственный гарант безопасности в регионе, выполняющий важную миссию миротворцев. Не имеющий прямого сухопутного сообщения с Россией, гарнизон базы в случае вооруженного конфликта какое-то время будет буквально один на один с противником.

— Главная задача нашей базы: не допустить даже намека на военное столкновение в регионе, - поясняет командир базы полковник Владимир Елканов. - Это значит, что мы всегда должны быть в полной боеготовности. Потому постоянно тренируемся, проводим совместные с армянской армией учения, отрабатываем взаимодействие.

Российское военное представительство в Гюмри - это 2,5 тысячи солдат и офицеров, 1,5 тысячи из которых - срочники. Львиная доля - мотострелки. К ним в помощь приданы танковый батальон, несколько ракетных и артиллерийских дивизионов, рота спецназа и подразделение операторов беспилотной авиации. В случае необходимости поддержку с воздуха обеспечит авиаполк, базирующийся на аэродроме «Эребуни» близ Еревана.

Но все эти танки, пушки и самолеты - это все-таки «железо», решающая роль всегда за солдатом. А как живет российский воин вдали от дома? Это и стало главной темой визита Общественного совета при Минобороны на базу в Гюмри в начале февраля. Делегация во главе с председателем и главредом «МК» Павлом Гусевым проинспектировала условия жизни офицеров и срочников, а также провела рабочую встречу с командованием 102-й базы.

© mil.ru

— Вместе с представителями командования Южного военного округа и 102-й базы мы обсудили важные вопросы функционирования российских военных частей и соединений в Гюмри, - рассказывает «МК» секретарь Общественного совета при Минобороны Владислав Синькевич.

Член Общественного совета генерал-лейтенант Рафаэль Тимошев, побывавший за свою жизнь не в одном отдаленном гарнизоне, с удовлетворением отмечает: уровень жизни на базе - на достойном уровне.

— Особенно приятно удивил боевой настрой офицеров и их семей. Глядя на них, понимаешь: такие ни в мирное, ни в военное время не подведут, - подытожил генерал-лейтенант.

Сами офицеры 102-й российской базы признаются: денежного довольствия в переводе на местные цены хватает каждой семье с избытком - не надо думать, на чем сэкономить, отправляясь за покупками на рынок или в супермаркет.

***

Российская база в Гюмри - до сих пор отличный сдерживающий фактор. Одно лишь ее присутствие отрезвляет многие горячие головы. Однако расклад в регионе может измениться в любой момент. В зоне риска и сама Армения, где недавний политический кризис привел к власти откровенно прозападного лидера Никола Пашиняна. Так что гарантий того, что хрупкий мир в регионе не будет нарушен, нет. И потому 102-й ордена Александра Невского военной базе порох надо держать сухим.

Реклама
Реклама