Битва за гиперзвук

Битва за гиперзвук

Руководитель корпорации «Тактическое ракетное вооружение» о перспективных разработках
© mil.ru
Руководитель корпорации «Тактическое ракетное вооружение» о перспективных разработках
06 февраля 2019, 11:53
Реклама

В 2018 году мир узнал о разработке в России стратегических вооружений нового поколения. Рассказал об этом президент Владимир Путин. «Армейский стандарт» попросил генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова рассказать о деятельности возглавляемой им интегрированной структуры, которая в том числе занимается и гиперзвуковой тематикой.

Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис ОБНОСОВ.
© ktrv.ru
Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис ОБНОСОВ.

— Борис Викторович, корпорация специализируется на разработке и производстве авиационных средств поражения, морских ракет, подводного оружия. С какими результатами завершили год?

— Предварительные результаты ясны. Объем выручки без учета предприятий холдинга «Гранит-Электрон», которые передают в уставный капитал пакеты акций, составил почти 231 млрд рублей, что выше, чем в 2017 году. Чистая прибыль — примерно 25 млрд рублей. Численность работающих без учета новых компаний — 51 тысяча человек. По корпорации выработка на одного работника превышает 4,5 млн рублей. Это один из лучших показателей в российской промышленности. В целом финансово-экономическое состояние корпорации устойчивое и стабильное.

Справка «АС»: «Тактическое ракетное вооружение»

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создана в рамках реализации указа Президента РФ от 24 января 2002 года. Интегрированная структура сформирована на базе Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела» (Королев, Московская область). Регистрация АО «КТРВ» завершилась в марте 2003 года.

В прошедшем году коллективы предприятий занимались решением непростых задач в соответствии с государственными программами развития вооружений, занимались выполнением госзаказа, экспортных контрактов.

— Какие проекты ключевые?

— Как понимаете, не обо всем можно рассказывать. Но многие проекты на слуху. Например, проведены удачные пуски крылатой ракеты большой дальности Х-101, прошли практические стрельбы ряда других изделий на Дальнем Востоке, в ходе которых были подтверждены их характеристики.

— По каким направлениям ведутся опытно-конструкторские работы?

— Есть опытно-конструкторские работы, связанные с авиационными средствами поражения, в том числе ракет класса «воздух–воздух», «воздух–поверхность», «воздух–корабль», для самолетов оперативно-тактической и дальней авиации. Примерно треть опытно-конструкторских работ связана с морской тематикой, в том числе с береговыми ракетными комплексами и подводным оружием.

© mil.ru

— Вы упомянули испытания Х-101. Сообщалось, что эта ракета апробирована в боевых условиях при борьбе с террористами в Сирии. Будет ракета дорабатываться по результатам боевого применения?

— Любые испытания, даже на полигонах, всегда дают что-то новое. Все вопросы закрыть полунатурным или математическим моделированием и даже полигонными испытаниями невозможно. Итоги боевого применения, разумеется, изучаем. Естественно, для нас, разработчиков, они информационно полезны.

— В последнее время разработчики оружия все больше стараются унифицировать вооружение, чтобы снизить себестоимость производства. КТРВ тоже так считает?

— Один из принципов снижения издержек — унификация. Наглядный пример — ракета типа Х-35Э. Она есть в составе корабельного комплекса «Уран», в составе берегового ракетного комплекса «Бал», на самолетах. Может применяться и с вертолетов. То есть на вооружении ВКС и ВМФ стоит ракета одного типа. Считаю, что это идеальный подход, позволяющий снизить последующие расходы на эксплуатацию.

— Ранее сообщалось, что КТРВ присматривается к беспилотной тематике, в частности, к разработке барражирующих боеприпасов.

— Беспилотная тематика — одно из перспективных направлений развития вооружений в ближайшее время. Это касается и малых беспилотников, и оружия для них. В принципе, миниатюризация любого оружия — общая тенденция. Можно привести немало примеров, когда вместо одного изделия размещается десять, с совершенно другими габаритами и массовыми характеристиками, но не уступающие по эффективности. Мы над этим работаем.

— Есть возможность при необходимости увеличить объемы производства?

— Определенный резерв увеличения выпуска продукции имеется. Сегодня не все наши предприятия работают в две, и тем более в три смены. Мы занимаемся вопросом повышения производительности труда и вопросом диверсификации производства. Поиск новых заказов и расширение продуктового ряда — для меня как руководителя главная задача.

— Объемы работ по ремонту и продлению назначенного срока службы готовых изделий растут?

— Да, это направление работ не может не расширяться. В последние годы был большой объем госзаказа. Следовательно, появилось много баз, где выросло количество нашего оружия. Это, в свою очередь, требует значительно увеличить объем постгарантийного обслуживания.

В целом мы готовы к заключению контрактов жизненного цикла. Такие контракты сложны, поскольку включают все операции с изделиями — от разработки до утилизации. Просчитываем и анализируем это в первую очередь применительно к новым изделиям. Сам процесс утилизации очень сложный, требует специализации персонала и определенного оборудования. Все технологии должны быть сертифицированы и безопасны.

© mil.ru

— Многих интересует, какие научно-технические проблемы пришлось решить при создании «Авангарда». Можете рассказать?

— Конечно, нет. Пускай иностранные спецслужбы сами поработают. Тема закрытая. Зачем рассказывать, каким образом были достигнуты параметры, о которых объявил президент страны?

В концептуальном плане могу сказать, что проводившиеся последние 10–15 лет работы по гиперзвуковой тематике привели к качественному скачку. Примерно с конца 80-х годов я внимательно отслеживал эту тематику по всем направлениям. Особенно что касается авиационных средств поражения.

Можно сказать, что мы подошли к тому порогу накопления знаний — теоретических и практических, когда гиперзвуковой полет в атмосфере со скоростью в 6 Махов или более глубокий аэробаллистический полет — уже не фантастика, а близкая реальность.

Очень серьезные подвижки сделаны во всех смежных областях. При обсуждении этой тематики я всегда подчеркиваю, что освоение гиперзвука — комплексная задача для планомерной работы многих предприятий. Прогресса в освоении гиперзвуковых или больших сверхзвуковых скоростей нельзя добиться наскоком. Как в той сказке, когда лежали, лежали, вдруг встали и всех удивили — взяли дубину, всех разгромили! Нет, эта задача требует системного, очень широкого подхода по всем направлениям. Будь то фундаментальная наука, прикладная или техническое воплощение.

Справка «АС». Приоритетные направления деятельности КТРВ

  • Разработка, производство, модернизация гиперзвуковых систем вооружения, комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса «воздух–поверхность», «воздух–воздух» и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного вооружения, а также продукции, созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики;
  • ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции;
  • обеспечение лицензионного производства поставляемой на экспорт продукции военного назначения.

Я еще несколько лет назад говорил, что задача освоения гиперзвуковых скоростей полета в атмосфере по значению и сложности сопоставима с первым полетом человека в космос. И уж точно по количеству научно-технических проблем, которые надо решить!

Вот, например, одно из направлений работ — программное обеспечение для математического моделирования физических процессов при гиперзвуковых скоростях. До недавнего времени в национальных исследовательских центрах отечественного программного обеспечения было мало. Недавно мы представили свой продукт вместе с Фондом перспективных исследований в Российской академии наук. Этот серьезный шаг был воспринят нашей наукой с энтузиазмом. Сейчас конструкторы нашей корпорации уже приступили к апробации продукта. Модульный принцип построения дает возможность наращивать возможности программы.

© roe.ru

Новый софт позволяет уйти от импортного программного продукта ANSIS, который для скоростей более 5–6 Махов выдает большие погрешности, что неприемлемо при моделировании различных процессов для высокоточного оружия. К тому же никто не может гарантировать, что в нем не «залиты» какие-то закладки, которые могут проявиться лет через десять.

Конечно, с помощью только математического моделирования всех вопросов не снять. Нужно и полунатурное моделирование, и натурные, полигонные испытания образцов.

— За успехами конкурентов в области гиперзвуковых технологий следите?

— Разумеется. Недавно, например, СМИ написали, что в Китае в 2020 году должны запустить в эксплуатацию гигантскую аэродинамическую трубу для исследования процессов на гиперзвуковых скоростях. Еще одно сообщение из Китая — о создании так называемого триединого двигателя. Это когда в одной установке объединены турбореактивный, прямоточный и ракетный двигатели. Крайне интересная и технически сложная вещь.

Прямоточный двигатель начинает работать, если аппарат разогнан до скорости больше трех-четырех Махов. До этой скорости его надо чем-то разогнать. Например, твердотопливным ракетным ускорителем. Но это «прямоточка» с так называемым дозвуковым горением. Она работает на скоростях только до семи Махов. Если мы хотим достичь большей скорости, то нужно обеспечить сверхзвуковое горение топлива в камере сгорания.

Справка «АС». Кто входит в состав КТРВ

  • Государственное МКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова (Москва);
  • ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка (Дубна, Московская область);
  • ГНПП «Регион» (Москва);
  • ВПК «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область);
  • ПО «Стрела» (Оренбург);
  • ПЗ «Машиностроитель» (Пермь);
  • НПО электромеханики (Миасс, Челябинская область);
  • «Авангард» (Сафоново, Смоленская область);
  • УНИИ композиционных материалов (Пермь);
  • Смоленский авиационный завод;
  • «Красный гидропресс» (Таганрог);
  • МКБ «Искра» имени И.И.Картукова (Москва);
  • «Салют» (Самара);
  • Тураевское МКБ «Союз» (Лыткарино, Московская область);
  • Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (Каменск-Уральский, Свердловская область);
  • ЦКБ автоматики (Омск);
  • АНПП «ТЕМП АВИА» (Арзамас, Нижегородская область);
  • Азовский оптико-механический завод (Азов);
  • ГосНИИ машиностроения (Дзержинск, Нижегородская область);
  • РКБ «Глобус» (Рязань);
  • «КБ машиностроения» (Москва);
  • НИЦ АСК (Москва);
  • «ТРВ-инжиниринг» (Королев, Московская область);
  • 711-й авиационный ремонтный завод (Борисоглебск, Воронежская область);
  • Государственный научный центр РФ АО «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор» (Санкт-Петербург);
  • завод «Двигатель» (Санкт-Петербург);
  • Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент» (Верхний Уфалей, Челябинская область);
  • НИИ морской теплотехники (Ломоносов, Санкт-Петербург);
  • завод «Дагдизель» (Каспийск, Дагестан);
  • «Электротяга» (Санкт-Петербург).

Кроме того, в 2018 году в состав корпорации включены:

  • концерн «Гранит-Электрон» (Санкт-Петербург);
  • «Северный Пресс» (Санкт-Петербург);
  • «Равенство» (Санкт-Петербург);
  • завод имени А.А.Кулакова (Санкт-Петербург);
  • «Равенство-Сервис» (Санкт-Петербург);
  • Саратовский радиоприборный завод;
  • Петровский электромеханический завод «Молот» (Петровск, Саратовская область).

Получается, что в одной двигательной установке надо объединить несколько режимов. И все это необходимо выполнить в требуемых габаритах.

В России тоже есть проекты в этом направлении. Начиная с середины прошлого десятилетия достигнута определенная системность в работе всех, кто занимается гиперзвуковой тематикой. Это не одно, не два, не десять, а сотни предприятий. И они объединены между собой, постоянно обмениваются данными и результатами исследований.

Наша корпорация, например, тесно сотрудничает с Институтом авиационных материалов, с научными центрами, специализирующимися на композитной тематике. Многое делается совместно с многими институтами РАН.

© roe.ru

— В числе экспортных проектов ВПК «НПО машиностроения» и КТРВ — сверхзвуковая ракета «Брамос», которую корпорация делает совместно с Индией. Как оцениваете проект?

— На мой взгляд, это один из лучших примеров военно-технического сотрудничества между странами. В прошлом году летал в Индию, когда там был проведен авиационный пуск ракеты «Брамос», он прошел успешно. То, что было в свое время заложено бывшим руководителем ВПК «НПО машиностроения» Гербертом Ефремовым, заслуживает глубокого уважения и дальнейшей поддержки.

— Озвучивалась идея объединения в составе госкорпорации «Роскосмос» концерна ВКО «Алмаз-Антей» и КТРВ. Как вы к этому относитесь?

— Официальных обращений к нам по этому вопросу не было. Могу сказать только свое личное мнение: наверное, надо очень внимательно все взвесить. Будет ли это эффективно управляемая система или не будет. Тем более что предприятия КТРВ, ранее занимавшиеся космической тематикой, сейчас участвуют в таких проектах в значительно меньшей степени.

Наша корпорация выполнила пять президентских указов, направленных на расширение. И каждый указ требовал очень вдумчивого подхода и обоснования - экономического, технического - чтобы понять, ради чего увеличиваем число предприятий, насколько это повысит эффективность корпорации.

В корпорации сегодня порядка сорока директоров, и я бы чувствовал себя неудобно, если бы кого-то из них не знал по имени-отчеству и не знал, самое главное, специфики каждого предприятия. Мне было бы очень сложно в таких условиях управлять объединением.

Реклама
Реклама