Нужна ли России «Царь-бомба»
После фактического прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), эксперты-международники заговорили о том, что подобная судьба ждет также Договор СНВ-3 и даже Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. При этом Вашингтон наращивает бюджет, предназначенный для модернизации ядерного арсенала. Что делать в таких условиях России? Может, пора вернуться к производству сверхмощных ядерных боеприпасов? «Армейский стандарт» разбирался в вопросе.
О том, что существующие договоренности в области ограничения вооружений рушатся, стало окончательно понятно после недавнего заявления Пентагона. Американское военное ведомство заявило, что в августе и ноябре планирует провести испытания новых ракет. Крылатой ракеты с радиусом действия около одной тысячи километров, а также баллистической ракеты с дальностью три-четыре тысячи километров. Обе они были запрещены Договором о РСМД.
В мире заговорили о новой гонке ядерных вооружений. Причем США, выходя из Договора о РСМД, подставляют под удар не себя, а Европу. Ведь размещать свои ракеты они будут именно там. И в Европе же строится контур американской ПРО. То есть в случае конфликта, наш ответный удар придется именно по европейским странам. Америка, видимо, надеется, что не попадет под ответный удар либо, что наши ракеты будут перехвачены системами ПРО США.
Остановить агрессивные планы может только ситуация, когда непосредственный агрессор, а не только его сателлиты, будет понимать, что отсидеться не удастся — он тоже будет гарантированно уничтожен.
«Нужно сделать так, чтобы при любом развитии ситуации Соединенные Штаты знали, что их страна может исчезнуть с лица земли. Москве нужно четко заявить, что бить будем по каньонам, разломам. Сообщить, что ракета «Калибр-М» будет переформатирована из ракеты средней дальности в крылатую ракету межконтинентального радиуса действия. Выпускать такие ракеты массово с установкой на мобильных наземных носителях», — заявил недавно в эфире одной из радиостанций капитан 1 ранга, доктор военных наук Константин Сивков.
Кстати, недавно «Армейский стандарт» писал о создаваемой на основе «Калибра» ракете увеличенной дальности.
По мнению Сивкова, для понимания ситуации нашим геополитическим противником, России нужно четко обозначить, что создаваемый подводный беспилотник «Посейдон» будет носителем особо мощных боеприпасов.
«А если США объявят о выходе из моратория по испытанию ядерного оружия, тогда нам тоже нужно объявить об этом. Создать мультимегатонное оружие, испытать его с тем, чтобы Штатам неповадно было «мявкать» и «хрюкать», — заявил доктор военных наук.
Проще говоря, «партнерам» предлагается напомнить идею об иррациональности ядерной войны, то есть неприемлемости ущерба для любой из сторон в случае ее начала.
В свое время в СССР именно для этого была разработана и испытана термоядерная «Царь-бомба». Ее испытания состоялись 30 октября 1961 года. С самолета Ту-95В на ядерном полигоне «Сухой Нос» (остров Новая Земля) было сброшено изделие АН602. Измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонны. Бомба полной мощности, чуть более 100 мегатонн, испытана не была. Дело в том, что физики-ядерщики опасались, что взрыв такой мощности может сжечь атмосферу Земли.
Испытание «Царь-бомбы» продемонстрировало владение Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения. Таким образом, во-первых, был дан ответ на ядерный шантаж США, а, во-вторых, создание «Царь-бомбы» укладывалось в концепцию развития стратегических ядерных сил СССР. Концепция сводилась к тому, чтобы не гнаться за количественным паритетом с США в ядерных боеприпасах, а добиться возможности для «гарантированного возмездия с неприемлемым уровнем ущерба для противника».
В настоящее время эта идея может быть возрождена.
Вот что, например, сказал «Армейскому стандарту» ведущий военный эксперт Виктор Мураховский:
— Смысл в этом, я считаю, есть. Такие мощные боевые части могут применяться в качестве именно оружия возмездия. Это касается и «Посейдонов», и не только. Мы же не знаем, какие именно боевые части установлены на ракетах РС-20 («Сатана» по натовской классификации). Изначально для нее была сделана боевая часть мощностью 25 мегатонн. И возможности ее производства никуда не делись. Как мы понимаем, ядерный оружейный комплекс в городе Саров может сделать что угодно. Тем более — по старым чертежам. Сверхмощных, по нынешним временам, боевых частей много не надо. Буквально, может быть один процент, в составе общего боекомплекта. Потому что, еще раз подчеркну, это не оружие первого удара. Это даже не столько оружие ответно-встречного удара в концепции сейчас существующей. Речь о возмездии. То есть если вы решили напасть на нас на всю катушку, совершить ядерную агрессию, то ответ будет такой, что вы не выживете в любом случае. И этот ответ есть чем доставить. Помимо упомянутых «Посейдона», РС-20, теперь появляется и МБР «Сармат». У которого, образно говоря, грузоподъемность не меньше, чем у РС-20 предыдущего поколения.