«Мне сверху видно всё, ты так и знай»

«Мне сверху видно всё, ты так и знай»

Новейший воздушный командный пункт А-100 готов заступить на вахту
А-50У
© beriev.ru
Новейший воздушный командный пункт А-100 готов заступить на вахту
' + '' + ' ' + ''+ ' А-50У
26 апреля 2019, 06:51
Реклама

В скором времени в состав Воздушно-космических сил России может войти новый российский AWACS — самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер». Пожалуй, самый засекреченный летательный аппарат российских ВКС. «Армейский стандарт» выяснил, чем он знаменит.

На современном этапе развития военного дела ни один вооруженный конфликт уже невозможно представить без участия в нем самолета дальнего радиолокационного обнаружения, так как роль электронных и радиотехнических средств в современной войне выросла колоссально. Электроникой напичкана практически вся боевая техника: самолеты, вертолеты, танки, боевые машины пехоты, зенитные ракетные комплексы…

Однако работа всей этой электроники оставляет заметный след в радиоэфире: переговоры, целеуказания, наведение, сигналы радиолокационных станций… Раньше эти «следы» противника отслеживали различные приемные разведывательные системы. Преимущество получали те из них, которые находились на возвышенности. Чем выше, тем больше информации можно было отследить. Именно так и возникла идея создания летающих разведывательных лабораторий, которые получили название самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, или — радиолокационного дозора и наведения.

Сегодня такие машины есть почти во всех странах. Их традиционно называют «АВАКСами» — от вошедшей в обиход английской аббревиатуры AWACS, расшифровывающейся как «дальнее радиолокационное обнаружение и управление».

Советская «Лиана» на Ту-126

Первый советский «АВАКС» поднялся в небо в 1961 году, а на вооружение был поставлен в 1965-м. Его задача была контролировать огромные по протяженности северные границы Советского Союза. Из-за суровых условий устанавливать там стационарные станции оказалось проблематично — их обслуживание обошлось бы слишком дорого. Радиолокационный самолет-разведчик для этого подходил куда больше. Главным объектом слежения для него должны быть стать американские стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту.

Над созданием такого самолета три года работали в КБ Туполева и на Самарском (тогда еще Куйбышевском) авиазаводе. На базе пассажирского Ту-114 создали военный самолет-носитель Ту-126. А в московском НИИ-17 сделали комплекс радионавигационного оборудования «Лиана».

ТУ-126
© mil.ru
ТУ-126

Антенна в форме гриба, установленная вверху на фюзеляже Ту-126, вращаясь в 11-метровом обтекателе, делала 10 оборотов в минуту. Это позволяло самолету-разведчику засекать излучение радиолокационных станций на расстоянии в 600 км и передавать информацию об этих объектах на командные пункты, находящиеся почти за 2000 км. Первый советский «АВАКС» уже умел корректировать работу истребителей-перехватчиков в воздухе, передавая им команды.

Ту-126 имел скорость 750 км/ч, дальность полета без дозаправки — до 7000 км. Самолет имел систему дозаправки в воздухе (одна дозаправка обеспечивала полет до 18 часов) и мог дежурить в небе почти круглосуточно. На борту постоянно находились два экипажа, по 11 человек в каждом. Меняясь, они могли нести службу в круглосуточном режиме.

Всего было сделано 9 таких машин, которые прослужили до 80-х годов, пока им на смену не пришли новые А-50.

Ил-76 с «грибом»

Самолет ДРЛО А-50 был создан на базе военного транспортника Ил-76. И в нашей стране по сей день он остается главным самолетом-разведчиком, летающим радаром и воздушным командным пунктом. Над созданием А-50 работали конструкторы НИИ приборостроения, объединение «Вега-М» и КБ Бериева в Таганроге вместе с КБ имени Ильюшина.

Специально для него был создан радионавигационный комплекс «Шмель», который может сопровождать одновременно до 150 воздушных, наземных, надводных целей. Надфюзеляжный «гриб» — антенна А-50 — безошибочно обнаруживает старт баллистической ракеты за 800 км, бомбардировщик В-52 — за 650 км, истребитель — за 450 км, крылатые ракеты — за 250 км, надводные цели — на видимости радиогоризонта. Этого вполне достаточно, чтобы с командного пункта поступила команда на их уничтожение.

Причем А-50 может не только передавать информацию на командные пункты войск, но и сам способен одновременно управлять работой 12 самолетов-истребителей, и еще 60 другим самолетам давать информацию для самостоятельного их наведения на цели.

Экипаж самолета состоит из 10 человек. Дальность и скорость полета по сравнению с предшественником у него практически не изменились. Но такая задача разработчикам и не ставилась. Важно было серьезно улучшить его электронную «начинку». С этим его создатели справились, и потому российский «АВАКС» стал востребован за рубежом. В частности, у нас его купили Индия и Китай.

На вооружении российской армии стоят 19 самолетов А-50, четыре из которых были модернизированы до уровня А-50У. Однако этого, по мнению военных специалистов, в условиях современной войны уже явно недостаточно.

E-2D Hawkeye
© navy.mil
E-2D Hawkeye

Для сравнения: в США только Военно-морские силы имеют в своем составе 80 самолетов AWACS в варианте E-2 Hawkeye. Еще 32 тяжелых самолета дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry находятся в распоряжении ВВС.

К тому же с развитием новых военных технологий нашим разведчикам А-50 работать становится все сложнее. Необходимо заменять устаревшую электронику. Со старой все труднее отслеживать самолеты и крылатые ракеты, выполненные по технологии Stealth. На снижение радиолокационной заметности упор особенно активно делают американцы.

В этой борьбе технологий, считают специалисты, даже наши модернизированные ДРЛО А-50У можно расценивать лишь как переходный вариант к более совершенным версиям «АВАКСа».

Именно такой версией и стал новый российский самолет А-100 «Премьер» — российский аналог американского самолета разведчика Е-3 AWACS (Airborne Warning And Control System).

Boeing E-3 Sentry
© af.mil
Boeing E-3 Sentry

В ожидании «Премьера»

По поводу технических характеристик А-100 «Премьер» специалисты «оборонки» предпочитают особо не распространяться, поэтому известно о нем мало. Ясно только, что он вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Самолет впервые был поднят в небо в ноябре 2017 года на аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева.

В качестве носителя для новейшей радиолокационной станции «Премьер» был оставлен Ил-76, зарекомендовавший себя как надежный, унифицированный самолет — сегодня это самый массовый военный транспортник, — не требующий для его эксплуатации специальной переподготовки экипажей.

При этом Ил-76 взят в модифицированной версии Ил-76МД-90А с увеличенной длиной фюзеляжа, современными двигателями ПС-90А и новой кабиной экипажа, оборудованной вместо стрелочно-аналоговых приборов жидкокристаллическими панелями. Этот самолет может взять на борт более 60 тонн груза, доставив его на дальность свыше 5 тысяч км. Причем 20 тонн из них — это непосредственно уникальный многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс.

Увеличение грузоподъемности самолета само по себе говорит о том, считают эксперты, что там будет существенно увеличено число рабочих мест, количество специалистов-компьютерщиков и операторов контроля воздушного пространства.

Аппаратура А-100 может не только очень точно классифицировать любые цели, наводя на них истребительную или бомбардировочную авиацию, но и управлять беспилотниками. Это существенно повышает не только возможности ВКС, но еще Сухопутных войск и Военно-морского флота.

Специалисты утверждают также, что кроме этого А-100 «Премьер» обладает и потенциалом контроля космического пространства. Для этого на нем создан надежный защищенный канал передачи данных «самолет — спутник».

При этом стоит задача сделать самолет максимально незаметным в эфире, чтобы его самого не превратить в мишень. Для этого используются узконаправленные антенны спутниковой связи гигагерцевого диапазона. Они направлены исключительно вверх и не пеленгуются с земли.

А-100
© beriev.ru
А-100

От средств ПВО противника А-100 защищен специальными мишенями-ловушками и системой радиоэлектронного подавления, которая может самостоятельно ставить помехи наземным и самолетным радиолокационным станциям.

Еще что касается электронной начинки «Премьера», то в концерне «Вега», где она была создана, с самого начала говорили: в ней будет применена новая антенна на основе активной фазированной антенной решетки (АФАР). Это последнее слово в радиоэлектронных системах.

Такие антенны стоят на истребителях 5-го поколения. По мнению специалистов, ее создатели смогли не только повысить скорость обзора «грибом» пространства, но и существенно увеличить количество отслеживаемых целей, находящихся на расстоянии более чем 1000 км.

По крайней мере, американский Е-3 AWACS, оборудованный аналогичной системой, видит до 600 объектов. При этом ряд военных экспертов утверждают, что характеристики нового А-100 «Премьер» не только не уступают современным американским комплексам разведки AWACS и JSTARS, но по ряду параметров их даже превосходят.

По планам Минобороны, первый самолет А-100 должен быть принят на вооружение ВКС России в 2020 году. Всего в ближайшие годы военные хотят получить новых А-100 в количестве 15–20 единиц при условии дальнейшей модернизации уже стоящих на вооружении А-50.

Реклама
Реклама