Боевой багги с кавказским характером

Боевой багги с кавказским характером

Русский четырехколесник «Чаборз» способен действовать в горах, пустыне и в арктических снегах
ALSV багги
© gd-ots.com
Русский четырехколесник «Чаборз» способен действовать в горах, пустыне и в арктических снегах
' + '' + ' ' + ''+ ' ALSV багги
03 мая 2019, 06:27
Реклама

В Подмосковье стартовали репетиции парада в честь Дня Победы. На площадке в Алабино, имитирующей Красную площадь, ровный строй «коробок» отрабатывают пешие расчеты. Движение в колонне тренирует и боевая техника. Сотня танков, систем залпового огня, тяжелых и легких зенитных ракетных комплексов, самоходная артиллерия, бронемашины. С 2015 года непременные участники парада — бронемашины «Курганец», «Бумеранг», танк Т-14 «Армата». В 2019 году к параду тоже готовятся новинки. Например, четырехколесный боевой багги «Чаборз М3», стихия которого — степная и горная местность. «Армейский стандарт» разбирался в боевой четырехколесной экзотике.

Боевой багги с ходу удивляет необычным внешним видом — вместо салона, привычно защищенного бронекорпусом, открытая площадка, огороженная трубчатым каркасом. Из вооружения — только пара пулеметов. Но опыт современных войн и вооруженных конфликтов останавливает нас от попытки высмеять с виду неказистый боевой автомобиль.

Ярчайший пример — противостояние североафриканских стран — Сирии и Чада — в 1987 году. У него и название удивительное — «Война Тойот». Максимально облегченные внедорожники японского автопрома в войсках Чада оказались настоящей четырехколесной «кавалерией». Быстро преодолевая пустыню, они врывались в тыл, били по флангам. Так, в одном из сражений благодаря ударившим по тылам легким джипам Чада ливийская армия оказалась на грани поражения. Не помогли Ливии ни реактивные системы залпового огня, ни три сотни танков.

Тогда все поняли: современные тачанки могут внезапно стать «козырной картой» в любой военной операции.

От побережья США до пустынь Кувейта

О багги впервые заговорили в США в 50-х. Тогда знаменитый «Фольксваген Жук» переделали для патрулирования морского побережья. Впрочем, к этому новоделу отнеслись как к чудачеству и быстро забыли. Но все изменилось в конце 70-х. «Ястребы» Пентагона тогда породили немало «горячих точек» на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Для ударных рейдов и диверсий вытащили из нафталина идею багги, как на молодежном сленге называли тот самый «Фольксваген Жук». Для мобильности и проходимости отказались об брони и вообще от корпуса — силовой рамой стал трубчатый каркас.

Использовались западные багги и во время операция «Буря в пустыне». Тогда легкие четырехколесники американской компании Chenowth кроме патрульной службы выполняли функцию разведки. Они оказались незаменимым транспортом на песчаных барханах. Мобильность настолько поразила североамериканских коллег по НАТО, что они безоговорочно приняли на вооружение багги США. Влюбился в легкий четырехколесник даже ультраконсервативный британский спецназ САС.

Сегодня в мире настоящая экспансия именно американских образцов. США, НАТО и Япония под пятой штатовских четырехколесников Polaris. Ими оснащены войска специального назначения, диверсионно-разведывательные группы, охрана аэродромов и военных баз.

ALSV багги.
© gd-ots.com
ALSV багги.

Polaris оборудованы централизованной системой подкачки шин, трансформируемым каркасом, защищенными от легких осколков и пуль топливными баками. Из вооружения можно установить пулемет и станковый гранатомет. Еще одна полезная фишка, которая может спасти жизнь, — широкопрофильные шины низкого давления. С ними не страшно и в болото, и по противотанковым минам — нажимной механизм не сработает.

Однако вызов безраздельному господству багги с клеймом «made in USA» в 2016 году внезапно бросила Россия.

Ударный вездеход с кавказской кровью

Скромная компания «Чеченавто» наладила выпуск отечественных легких четырехколесников — «Чаборз М3» и «Чаборз М6». Массой всего 750 килограммов, багги М3 прекрасно чувствуют себя на любой труднопроходимой местности — будь то пустыня, болото, лес или горные склоны. При этом полного привода у багги нет. И это только в плюс — ходовая часть без кардана увеличивает клиренс, а отсутствие раздаточной коробки уменьшает вес и стоимость машины. Чеченский багги с одним задним мостом на раз-два штурмует крутые склоны.

Облегченная конструкция упрощает ремонт, а легкий трубчатый каркас, где нет ни дверей, ни крыши, совсем не в тягость для отечественного автовазовского двигателя.

Шустрые багги имеют несомненное преимущество в горах и средь пустынных барханов. Тяжелая техника начинает опрокидываться, стоит крутизне склона превысить 35 градусов, вязнет в песке. Легким и мобильным багги же все это нипочем! Вот что о российской новинке говорят сами разработчики: «Багги — идеально в качестве небольшого средства доставки. В горной местности, пустынях, в Арктике он незаменим. Позволяет бойцам не нести все на себе. Увеличивается мобильность, увеличивается боезапас. Те же палатки, спальники — все это теперь не нужно тащить на себе. Следовательно, бойцы меньше устают, а вместе с этим и расширяется круг задач, которые можно выполнить».

Другая история с «Чаборз-М6». Эта модификация — более массивный багги за счет установки полного привода. Да и грузоподъемность у него повыше, чем у младшего брата модификации М3. В М6 вмещается семь бойцов и множество снаряжения и боезапаса. Если нужно, «Чаборз-М6» превращается в санитарную машину — она может вывезти несколько раненых из труднодоступных участков местности.

Первую обкатку машины прошли на месте сборки – на крутых склонах и труднодоступных плато Чеченской Республики.

— Здесь, в Чеченской Республике, нет ни одной дороги, ни одного места, где эта машина не смогла бы проехать, — рассказывает военный комендант Грозненского гарнизона Артём Кожин. — По опыту боевых действий в Сирии могу сказать, что эти машины были бы и там очень востребованы для подразделений военной полиции, так как они прекрасно справляются с функциями патрулирования и сопровождения колонн.

Теперь юркие и мобильные багги обживаются и в нашей армии. Однако в сравнении с зарубежными вооруженными силами мы пока в начале пути внедрения багги в армию.

От славы до забвения

Неприятную мысль о том, что мы в вопросе багги выступаем в роли догоняющих, подтверждает и один из разработчиков «Чаборзов».

— В России много танков, кораблей, ракет и другого качественного и хорошего вооружения. А вот данный сегмент техники в нашей стране практически отсутствует, — замечает технический директор кавказской фирмы — производителя русских багги Владимир Бурлаков.

Это кажется особенно несправедливым, ведь наша страна в свое время находилась у истоков багги. И не просто находилась, а была законодателем мод. В 1959 году первые фото спортивного багги буквально влюбили в себя весь Советский Союз. С тех пор практически на всех станциях юных техников, ДОСААФ и автоклубов взрослые, пионеры и школьники пытались конструировать эти легкие четырехколесные машины.

В СССР даже выпускались инструкции, как собрать багги буквально на коленке. Как пример — журнал «Юный техник» за июнь 1973 года. В рубрике «Задание конструкторам» — подробная инструкция по сборке «Багги-ТМ» своими руками.

Интересовалось багги и советское Министерство обороны. В начале 80-х в лабораториях КамАЗа на базе спортивного автомобиля багги разработали машину для диверсионных операций.

Вот фрагмент из интервью автогонщика со стажем, а в те годы инженера-испытателя отдела дорожных испытаний управления, главного конструктора КамАЗа Александра Сухарева:

— Багги не только был создан, но и успешно прошел испытания. Почти все узлы автомобиля разрабатывались в экспериментальном цехе и имели оригинальную конструкцию. Машина свободно выдерживала десятиметровые прыжки с любого бугра. При этом она развивала скорость до 200 километров в час и скакала как кузнечик.

На машину установили впервые выпущенную тогда в СССР «кроссовую» резину. Под названием «Багги-КамАЗ 2905» наше детище даже засветилось на одном из военных показов. Быстрая малютка могла нести на себе экипаж из трех человек, пулемет, боезапас и диверсионное оборудование.

Были предложения даже оснастить наш контингент в высокогорном Афганистане — юркие «кузнечики» могли сыграть весомую роль в противостоянии с местными бандформированиями. Увы, какой-то большой «кабинетный специалист» в Генштабе решил тогда, что эти «детские машинки» — не для серьезной войны, и проект отклонили.

ALSV багги.
© gd.com
ALSV багги.

А позже, в 90-е, было уже не до перспективных разработок. А ведь как бы пригодились такие багги-«кузнечики» на том же Северном Кавказе. Так, легкому четырехколесному боевому транспорту пришлось ждать еще почти два десятка лет.

Поле боя — и Африка, и Арктика

2017 год. «Чаборз» меняет кавказские кручи на ледяные поля Арктики. Оснащенный гусеничными траками вместо задних и лыжами вместо передних колес, он с успехом преодолел сугробы почти в метр высотой.

Надежно защищенный двигатель температуру в -40 градусов и ниже даже не замечает. Для уменьшения нагрузки коробку передач и трансмиссию усилили. Это добавило веса, однако теперь «Чаборз» свободно рассекает по арктическим снегам со скоростью до 80 км/ч. Так мир впервые увидел багги не только для прерий, пустынь и степей, но и для арктических снегов.

Понятно, почему стол директора фирмы-производителя «Чаборза» ломится от заказов — русский багги с кавказским нравом готовы купить в СНГ, Индии и Китае и на Ближнем Востоке. Но пока приоритет российскому Минобороны и Росгвардии.

В наших войсках заждались быстрых, высокоманевренных автомобилей повышенной проходимости. Настоящей находкой обещают стать они для десантников и пограничников, разведчиков и бойцов спецназа.

Реклама
Реклама