У ВКС появляется «точка опоры»
Первые два истребителя МиГ-35 получили в июне Воздушно-космические силы России. Еще четыре такие же машины должны быть поставлены в войска до конца года. Они идут на смену старым МиГ-29 и, по идее, должны стать основой парка легких истребителей ВКС. Как ни парадоксально, но некоторым тормозом на этом пути может стать экспортный потенциал новой машины.
Очевидно, что легкие истребители в составе ВКС необходимы. Мало того, существующая концепция предполагает, что их должно быть вдвое больше тяжелых истребителей. И здесь дело не только в тактико-технических характеристиках.
Легкий истребитель — это все же расходный элемент в боевых действиях. Таких машин должно быть много, они должны быстро обслуживаться на земле (собственно это и достигается за счет меньшего запаса топлива и вооружений по сравнению с тяжелыми собратьями), чтобы обеспечить высокую интенсивность вылетов. И, конечно, эти самолеты должны быть дешевле более тяжелых собратьев.
И здесь возникают два момента. Во-первых, серийность производства (пока говорить о крупных сериях МиГ-35 для отечественных ВКС не приходится), а во-вторых, МиГ-35 имеет хороший экспортный потенциал.
Еще два года назад была проведена настолько хорошая презентация новой машины, что желание приобрести самолет выразили 29 стран. В основном из тех, у кого на вооружении стояли и стоят МиГ-29.
Сейчас, например, МиГ-35 находится в списке основных претендентов на победу в индийском тендере. Как заявил генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко, «мы обсуждаем с заказчиком технические параметры и вопрос локализации производства МиГ-35 на территории Индии, а также программу послепродажного обслуживания».
А тендер ВВС Индии предполагает закупку 110 самолетов такого класса. Между тем на форуме «Армия-2018» Минобороны России и компания «МиГ» подписали контракт на поставку до 2023 года шести легких истребителей МиГ-35. Разница очевидна.
Хотя МиГ-35 (по классификации НАТО «Fulcrum-F» — «точка опоры») считается многофункциональным истребителем поколения «4++», его характеристики максимально приближены к пятому поколению. Он предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны противника.
Справка «АС»: МиГ-35
- максимальная взлетная масса — 23700 кг;
- боевая нагрузка — 6500 кг;
- максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч;
- максимальная скорость у земли — 1400 км/ч;
- боевой радиус — 1000 км;
- практический потолок — 17500 м;
- скороподъемность — 330 м/с.
Силовая установка РД-33МК соответствует требованиям к двигателям пятого поколения. Есть плазменное зажигание, цифровая система управления, оптимизация всех режимов работы. Увеличен ресурс и снижен расход топлива по сравнению с предшественником. Кроме того, есть отдельная модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги.
Бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) «Жук-А» позволяет обнаруживать самолет противника на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Кроме того, радар с АФАР может работать с пониженным выделением энергии, что создает трудности противнику при наведении по излучаемому сигналу РЛС.
На МиГ-35 предусмотрены две оптико-локационные станции с телевизионным и тепловизионным каналами. Комплекс способен обнаруживать цели на дальности 45–50 км. Двухдиапазонный оптико-электронный комплекс обнаруживает отдельные единицы крупной бронетехники на удалении 20 км, небольшие десантные катера — на расстоянии 40 км, а корабли класса «фрегат» «видит» за 90–120 км.
На самолете есть станция обнаружения атакующих ракет (СОАР). По факелу ракетного двигателя она может обнаруживать и сопровождать практически любую ракету. По целеуказанию этой системы можно наводить ракеты класса «воздух-воздух» на атакующие ракеты воздушного боя и зенитные управляемые ракеты противника.
Кроме того, «оборону» самолета обеспечивают и современные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые выдают, например, на радары противника ложные данные о положении самолета.
Что касается снижения заметности, то у МиГ-35 понижена тепловая заметность, а при использовании радиопоглощающих покрытий эффективная площадь рассеивания (ЭПР) самолета снижается до 1,2–1,5 кв. м, что для истребителя поколения «4++» является отличным показателем.
И пусть пока в ВКС поставлены только две машины. В ближайшем будущем наши военные хотят купить около 170 этих самолетов. Главное, чтобы самолетостроители не подвели и не увлеклись зарабатыванием валюты, продавая МиГ-35 за рубеж.