B-21 Raider: полтора года до первого вылета

B-21 Raider: полтора года до первого вылета

Детищу американского авиапрома установили срок готовности: чем он удивит
B-2
© wikipedia.org
Детищу американского авиапрома установили срок готовности: чем он удивит
' + '' + ' ' + ''+ ' B-2
21 августа 2019, 11:11
Реклама

В декабре 2021 года на авиабазе ВВС США «Эдвардс» в Калифорнии первый полет должен совершить новейший американский стратегический бомбардировщик B-21 Raider. Он идет на смену своему предшественнику B-2 Spirit – самому дорогому самолету в истории мировой авиации. Что на данный момент известно о новом амбициозном проекте американских ВВС - тяжелом стратегическом бомбардировщике B-21 Raider, выяснял «Армейский стандарт».

О том, что американским ВВС нужен новый стратегический бомбардировщик, в США заговорили еще в начале 2000-х. Хотя на тот момент новый распиаренный суперсамолет B-2 Spirit, который считался вершиной мировых авиатехнологий, пролетал всего чуть более десяти лет. В Пентагоне уже тогда понимали, что о массовом производстве B-2 Spirit говорить не приходится, так как его цена просто зашкаливает.

Стоимость одного такого бомбардировщика с оборудованием обходилась в $2,1 млрд. А потому выпуск сотен таких машин - военным требовалось именно столько - не смог бы выдержать даже сильно раздутый оборонный бюджет США. В результате выпуск этого самолета, начавшего летать только в 1989 году, уже в 1999-м был прекращен.

Если бы не его заоблачная стоимость, то следовало бы признать, что B-2 Spirit действительно можно назвать уникальным самолетом. Он создавался по аэродинамической схеме «летающее крыло» и по форме напоминает то ли НЛО - «летающую тарелку», то ли огромного морского ската. Одна из главных особенностей самолета - малая радиолокационная заметность для радаров ПВО противника, и потому в этом проекте широко использовались новейшие стелс-технологии.

Главным противником США к началу проектирования B-2 Spirit был, конечно же, Советский Союз. Как рассчитывали аналитики Пентагона, звено из трех таких бомбардировщиков-невидимок должно было остановить наступление целой танковой дивизии. Невидимые для советских комплексов ПВО B-2 Spirit один за другим должны были уничтожить до 350 единиц различной советской бронетехники.

Однако ожидания от проекта этого самолета оказались несколько завышенными. Это стало очевидно после войны в Югославии. Как утверждают очевидцы и ряд западных СМИ, в 1999 году во время «гуманитарных бомбежек» Белграда кроме американского F-117 - факт его уничтожения сербской батареей ПВО транслировали все мировые телеканалы - были сбиты еще два самолета B-2 Spirit. Один - «Дух Миссури» №88-0329 - под Белградом, другой - «Дух Вашингтона» №88-0332 - упал в лесу Хорватии. Это произошло в ночь с 19 на 20 мая. На следующий же день НАТО прекратило полеты B-2 Spirit над Югославией, хотя бомбардировки там продолжались до 10 июня.

B-2
© wikipedia.org
B-2

Американцы эти факты, естественно, не подтверждают, несмотря на многочисленные рассказы и свидетельства участников тех событий. Но, как известно, шила в мешке не утаишь. А потому ряд экспертов считают, что именно неудачи применения B-2 Spirit против югославской ПВО (читай - советской), а вовсе не высокая стоимость проекта стали главной причиной, по которой Пентагон поставил вопрос о создании новой машины такого же класса, которая должна заменить B-2 Spirit.

Пока зрели эти планы, B-2 Spirit продолжал летать в Ираке, Афганистане и Ливии - в основном там, где в отличие от Югославии для него не было такой опасности, как российская ПВО. Тем временем американские конструкторы уже ломали головы над новым тяжелым стратегическим бомбардировщиком - технологически более продвинутым и дешевым, чем В-2 Spirit.

Сначала родился проект «Bomber», затем «Next-Generation Bomber», которые к концу 2000-х закрыли, запустив новый - LRS-B (Long Range Strike Bomber - в переводе «дальний ударный бомбардировщик»). Его создание поручили компании Northrop Grumman. Позже самолет получил наименование B-21 Raider, так как вобрал все лучшее, что успели отработать на его предшественнике.

В 2015 году, когда американская авиапромышленность уже начала активно работать над первыми образцами этих новых стратегов, в конгрессе вспыхнули ожесточенные споры по поводу огромного военного бюджета США. Часть конгрессменов требовали урезать, считая, что деньги тратятся бесполезно. В результате финансирование многих программ сократили, включая и проект нового дальнего бомбардировщика.

Но с приходом Дональда Трампа проект B-21 Raider получил продолжение. Это произошло сразу после того, как в 2018 году была обнародована новая ядерная доктрина США. Этот документ определил возросшую роль ядерного оружия и его носителей. Один из разделов этого документа посвящен воздушной составляющей ядерной триады, и в частности новому перспективному проекту стратегического бомбардировщика. Работа над ним тут же активизировалась.

В командовании ВВС США сразу объявили, что первые B-21 Raider поступят на вооружение в середине 2020-х годов. И они уже не будут такими дорогими, как их предшественники. Цена новых машин, по оценке ряда экспертов, составит примерно $550 млн за штуку, что позволит Пентагону закупить их почти полторы сотни на замену старых B-52 Stratofortress и B-2 Spirit. Первые образцы новинок поступят на авиабазу «Эллсуорт» в Южной Дакоте, где будут проходить войсковые испытания.

Точные характеристики B-21 Raider по понятным причинам не разглашаются. Известно только, что, как и его предшественник, этот самолет создан по той же схеме - «летающее крыло». Он меньше B-2 Spirit, но при этом сохранил его грузоподъемность. По некоторым данным, размах крыла B-21 Raider составляет 35–40 метров, а взлетная масса - 100 тонн, которую обеспечивают четыре двигателя Pratt & Whitney PW9000.

Эксперты считают, что B-21 будет дозвуковым, а основным средством защиты его разработчики, как и прежде, избрали малозаметность. Даже средства охлаждения реактивных газов двигателей предусмотрены для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Интересно, что такие устройства создавались еще для первых образцов В-2, однако в окончательный его проект так и не вошли.

Что касается вооружения, то B-21, так же как и В-2, может нести ядерное оружие, а также ракетное и бомбовое вооружение различного класса. Он, как говорят, оснащен пусковыми установками барабанного типа, которые были и на В-2. В каждой по восемь ракет.

Ядерный боекомплект предполагает наличие крылатых ракет Long-Range Stand-Off (LRSO), которые отличаются малой заметностью, а также крылатые ракеты JASSM-ER и управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Кроме того, при проектировании B-21 была изначально продумана его совместимость с тактическими ядерными бомбами B61, включая их новейшую модернизированную версию B61-12.

B-2
© wikipedia.org
B-2

В отличие от самолета В-2, который создавался во времена «холодной войны» исключительно как стратегический бомбардировщик, В-21 Raider может применяться для более широкого спектра боевых задач. Это, например, сброс корректируемых бомб с целью уничтожения основных объектов ПВО, чтобы, оставив противника без защиты с воздуха, дать возможность тактической авиации начать свою работу.

Для этого все вооружение В-21 Raider может использоваться в комбинированном варианте. Допустим, если ракеты LRSO применяются для работы по объектам ПВО и прорыва к основным целям, то для уничтожения этих целей используются управляемые бомбы.

Ожидается, что на вооружение В-21 Raider поступит бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator весом 14 тонн, которую может нести только В-2. Отсюда следует, что в перспективе новый стратегический бомбардировщик будет способен нести самые тяжелые и мощные авиационные средства поражения как в ядерном, так и в обычном варианте, которые не смогут поднять другие авиационные носители.

Самолет может быть адаптирован и под другие задачи. В частности, в его грузовом отсеке можно разместить аппаратуру связи, радиотехнической разведки, или радиоэлектронной борьбы, что позволит сделать В-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

Но самой большой интригой этого стратега, считают эксперты, является возможность создания его беспилотной версии. Насколько эти планы, которые изначально ставились перед его создателями, реализуемы на данный момент, пока неясно. По мнению специалистов, в беспилотном варианте В-21 может появиться в начале 30-х годов, если, конечно, его появление будет вписываться в концепции войн будущего. Ну, или если Конгресс США снова не урежет финансирование этой программы. А также если американские конструкторы, которые главную ставку делают на сверхневидимость своих стратегических бомбардировщиков, наконец-то не осознают, что это не самое эффективное средство зашиты от сверхманевренных российских истребителей с гиперзвуковыми ракетами и новейших российских систем ПВО, вроде С-500 «Прометей» со сверхдальними ракетами.

Реклама
Реклама