Не проплывет, так пролетит!
Когда речь заходит о средствах доставки военнослужащих и грузов в труднодоступные районы, то в первую очередь называют вертолеты, вездеходы, суда обеспечения и даже собачьи упряжки. Между тем в ближайшие годы в целом ряде случаев приоритетом станет использование экранопланов. «Армейский стандарт» изучил перспективы гибридного транспортного средства.
Хорошо забытое?
Демонстрация проекта экраноплана «Чайка-2» (А-050-742D) на авиасалоне МАКС-2019, а ранее на Международном военно-техническом форуме «Армия–2019» и июльском Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге подтвердили большой интерес специалистов к разработке. Эксперты уверены, что у таких аппаратов большое будущее. Не говоря о перспективах, которые видят сами разработчики «Чайки-2» — ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева (ЦКБ СПК) и НПП «Радар ммс».
Хотя, казалось бы, само транспортное средство из относительно далекого прошлого. Пик популярности военных экранопланов пришелся на 1970—1980-е годы. Хотя сам аэродинамический эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла при полете над экранирующей поверхностью (как земли, так и воды) был и вовсе открыт в 1920-х годах.
Его суть в том, что на малых высотах набегающий поток воздуха создает повышенное давление под нижний плоскостью. Это явление стали использовать при разработке гибридных летательных аппаратов — экранопланов.
Уже первые экспериментальные работы показали, что их эксплуатационные характеристики дают существенные плюсы по сравнению с самолетами. У них меньше расход топлива, больше грузоподъемность, они малозаметны, поскольку летят на предельно малых высотах, и нетребовательны к взлетной полосе — подниматься в небо можно и с воды или используя вместо привычного аэродрома любую ровную площадку.
Первый отечественный экраноплан СМ-1 поднялся в воздух 22 июля 1961 года. Вскоре эта разновидность летательных аппаратов привлекла внимание Министерства обороны. Для военных целей в 1972 году был создан экраноплан «Орленок». Зарекомендовавшая себя техника подтолкнула военное ведомство к следующему шагу: 12 ноября 1986 года вышел приказ министра обороны СССР №0256, согласно которому экранопланы стали считаться видом техники морской авиации ВМФ.
На Каспийской флотилии дислоцировалась отдельная 11-я авиационная группа, на вооружении которой находились три десантных экраноплана «Орленок» проекта 904. Всего на вооружение ВМФ предполагалось принять 24 такие машины, но в середине 1980-х после смерти министра обороны СССР Дмитрия Устинова, поддерживавшего это направление, строительство было заморожено. В завершение программы в декабре 1989 года 11-ю авиагруппу пополнил боевой экраноплан «Лунь» с шестью противокорабельными ракетами «3М-80 Москит» на борту.
Развал Советского Союза не позволил развивать многообещающее направление. Строительство и конструкторские работы были свернуты. Зато в то же время созданием экранолетов занялись в США, во многом взяв на вооружение российский опыт. О перспективности этого во многом универсального вида транспорта, которому по плечу передвигаться и по воздуху, и по воде, говорит тот факт, что экранопланы различного назначения сегодня разрабатывают в Австралии, Китае, Германии, Иране, Южной Корее и ряде других стран.
Экран в помощь!
Несмотря на то что в постсоветский период предпринимались попытки создания малых гражданских экранопланов и даже был организован их выпуск небольшими сериями, по-настоящему прорывным стал именно проект А-050-742D «Чайка-2». В чем его преимущества?
Еще два года назад на праздновании 100-летия выдающегося конструктора Ростислава Алексеева (который разработал и лично впервые поднял в небо тот самый СМ-1) на этот вопрос коротко ответил генеральный директор — генеральный конструктор НПП «Радар ммс» Георгий Анцев: «Этот экраноплан универсален по базированию: вода, необорудованное побережье, оборудованный аэродром. Он может перелететь через горы, выйти на экран, сесть на аэродром. Может использоваться в Арктике».
Технические характеристики «Чайки-2» говорят о том, что разработчикам и стратегическим партнерам в этом проекте — ЦКБ СПК и НПП «Радар ммс» — удалось выйти на качественно новые рубежи в проектировании экранопланов. Прежде всего это действительно неприхотливость к базированию. «Чайка-2» без проблем приземлится на небольшом аэродроме (второго класса) или на море, озеро, реку. Даже полутораметровая волна не препятствие для взлета или посадки, а при дрейфе — и двухметровая.
Аппарат может лететь не только на малой высоте, используя экран, но и двигаться по воде, а также имеет внеэкранный эксплуатационный диапазон. То есть способен лететь как обычный самолет на расстояние до трех тысяч метров, огибая препятствия.
Один из основных плюсов — амфибийность, то есть способность выходить на необорудованное побережье с уклоном в 5 градусов. Не помеха и достаточно сильный ветер — верхняя планка до 12 м/с.
При этом авиационная скорость у экрана сопоставима со скоростью турбовинтовых самолетов — до 400 км/ч, а вне экрана даже выше.
В отличие от малых экранопланов «Чайка-2» может перевозить значительный груз массой до 9 тонн на значительные расстояния — до 3 тысяч километров.
Для военных существенны такие его характеристики, как малая радиолокационная заметность и возможность маневренного базирования.
На связи с космосом
Все эти качества позволяют говорить о широком диапазоне использования экраноплана «Чайка-2». Помимо переброски десанта, оружия и боеприпасов это и чисто гражданское применение: несение патрульной службы, перевозка пассажиров, мониторинг экологической обстановки, а также прекрасная альтернатива санитарной авиации для оказания срочной медицинской помощи в отдаленных регионах.
Еще одно перспективное применение экраноплана — участие в обеспечении космических запусков с космодрома Восточный. Тут у этого средства явное преимущество, так как полеты космических аппаратов будут проходить в основном над водной поверхностью, а значит, возможности использования вертолетов и самолетов в период поисково-спасательных операций ограничены.
Зато «Чайка-2», для которой при взлете-посадке и полутораметровая волна не помеха, успешно справится с задачей аварийной эвакуации космонавтов в случае необходимости. Заняв в море назначенный район, экраноплан может отслеживать полет космического корабля как самостоятельно (с помощью бортовой аппаратуры), так и получать целеуказание от координирующего центра.
Иными словами, конструкторы и производственники готовы к выпуску столь уникальной продукции. Дело за малым: должны быть конкретные заказчики, в соответствии с техническими требованиями которых будет дорабатываться представленная базовая модель. Плюс потребуется специальная подготовка пилотов экраноплана — тут есть свои особенности эксплуатации в воздухе.
Справка «АС»: Тактико-технические характеристики «Чайка-2» проекта А-050-742D
Тип экрана: С.
Длина габаритная: 34,8 м.
Ширина габаритная: 25,35 м.
Высота габаритная: 8,85 м.
Осадка габаритная: 1,1 м.
Водоизмещение полное: 54 т.
Пассажировместимость: 100 человек.
Грузоподъемность (перевозимого груза): 9 т.
Крейсерская скорость:
— при полете у экрана — 360-400 км/час;
— при полете вне экрана — 450 км/час.
Дальность полета у экрана/вне экрана: 3000/1900 км.
Экипаж: 4 чел.
Подвижки есть: в марте прошлого года вышел совместный приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства транспорта РФ «О создании Межведомственной рабочей группы по координации развития экранопланостроения в Российской Федерации». В нее вошли и представители Минобороны России. 4 июня этого года на совещании этой Межведомственной рабочей группы рассмотрена и принята за основу концепция — «Развитие экранопланостроения в Российской Федерации».
Важно не упустить время, пока наша страна сохраняет лидирующие позиции в этом направлении. Опять же стимулирующим фактором выступает ускоренное освоение Арктики, где экранопланы весьма востребованы в труднодоступных районах.
…Конечно, трудно ожидать, что прорыв в использовании экранопланов случится в ближайшие годы: предстоит решить целый ряд задач. Но в наш прагматичный век такой перспективный способ передвижения людей и грузов просто не может не использоваться. Как видим, обнадеживающие перспективы есть. А освоение Арктики с сопутствующей обороной ее рубежей обязательно придаст процессу столь необходимое ускорение.