Остапу Бендеру и не снилось

Остапу Бендеру и не снилось

В голодные послевоенные годы в стране промышлял бессовестный лжегерой
Экспозиция в музее МУРа.
© flickr
В голодные послевоенные годы в стране промышлял бессовестный лжегерой
' + '' + ' ' + ''+ ' Экспозиция в музее МУРа.
27 сентября 2019, 12:09
Реклама

Присвоить себе чужие подвиги — это, увы, фокус отнюдь не новый и не единичный. Особенно популярным такое мерзкое ремесло становится в разгар боевых действий или по окончании войны. Великая Отечественная не стала исключением. Миллионы солдат и офицеров нашей армии, защищая Родину от гитлеровского нашествия, отдали за это жизнь, миллионы стали калеками. Но нашлись ловкачи, которые, даже находясь за тысячи верст от страшной военной страды, умудрялись затесаться в ряды ее героев — ради денег и привилегий.

Семь фальшивых орденов

В фондах Государственного архива РФ хранятся документы, относящиеся к похождениям одного из самых уникальных за всю историю таких мошенников. Этот аферист, действовавший в первые годы после окончания Великой Отечественной, стал настоящим чемпионом по обману высокопоставленных советских чиновников: он сумел «втереть очки» девятнадцати (по другим данным — двадцати семи) министрам и высокопоставленным партийным функционерам! Среди них оказались даже члены ЦК партии!

«Московской милицией арестован в здании Министерства тяжелого машиностроения при попытке получить денежное пособие вор-аферист Вайсман Вениамин Борухович, он же — Трахтенберг, он же — Рабинович, он же — Ослон, он же — Зильберштейн, 33 лет, проживал в Орехово-Зуеве...» Эта докладная записка, датированная 14 июня 1947 года, подписана заместителем министра внутренних дел Серовым и направлена им на самый «верх»: Сталину, Молотову, Берии и Жданову. Уж слишком необычный обманщик попал в руки московских оперативников!

«…Будучи допрошенным, Вайсман показал, что он… на протяжении 24 лет занимался кражами. … 5 раз был судим. В 1944 году Вайсман при побеге из лагеря в Вологодской области обморозился, в результате чего обе ноги и одна рука были ампутированы. После этого Вайсман ввиду невозможности заниматься воровством перешел на путь мошенничества. В этих целях сфабриковал себе наградную книжку дважды Героя Советского Союза, нацепил на пиджак планки с семью орденами и тремя медалями и в таком виде посещал различные министерства СССР, где, добиваясь на прием к министрам и заместителям министров, получал от них крупные денежные пособия и промтовары…»

Проделки «великого комбинатора» Остапа Бендера с его перевоплощением в «сына лейтенанта Шмидта» — просто детский лепет по сравнению с этим реальным аферистом! Тут иной масштаб, иные персонажи и совсем другой масштаб выгоды.

Казалось бы, практически невозможно простому смертному пробиться в министерский кабинет. Однако аргументы орехово-зуевского ловкача были неотразимы: дважды Герой, инвалид войны с фашистами… А кроме того — «свой», «коллега по отрасли». Ведь в каждом конкретном случае Вайсман представлялся человеком «из «профильных» подразделений».

В каждом конкретном случае Вайсман представлялся человеком «из «профильных» подразделений».
© Музей МУРа.
В каждом конкретном случае Вайсман представлялся человеком «из «профильных» подразделений».

Например, придя в Министерство строительных материалов, называл себя «бывшим мотористом одесского кирпичного завода». Добравшись до приемной министра финансов, превращался в «бывшего шофера Киевской городской конторы Госбанка». Министерство пищевой промышленности посещал под видом «зоотехника совхоза имени Октябрьской революции»… Ну, как отказать в помощи такому просителю?! И Вайсман попадал прямиком в министерский кабинет, а выходил оттуда с хорошим «наваром»: расчувствовавшиеся от рассказов «заслуженного фронтовика» министры распоряжались выдать ему материальную помощь.

Прошу оказать материальную помощь

Судя по докладной Серова, мошенник действовал практически без осечек. Он умудрялся убедить высокопоставленных чиновников, чтобы ему выделили из спецфондов самые дефицитные товары, да еще в немалых количествах! Расследуя это уголовное дело, оперативники прошли по всем организациям, где успел побывать пойманный ими «проситель», и сами удивились министерской щедрости.

«…В июне 1946 года по распоряжению министра речного флота СССР т.Шашкова … Вайсман как «бывший моторист Амурского речного пароходства» получил 2300 рублей, 2 бостоновых отреза и 7 метров сатина;

…Министр химической промышленности СССР т.Первухин дал распоряжение … за счет Воскресенского химкомбината выдать Вайсману кожаную куртку, 2 отреза шерсти, 4 пары валенок и 15 метров ткани…»

А валенки-то безногому для чего? Да еще разом 4 пары?! Однако вопреки всякой логике Вайсману удавалось получать «по бедности» самые различные товары. В докладной упоминаются, например, 6 шелковых рубашек, 2 отреза драпа, 10 метров коверкота, 2 дамских жакета и 2 платья, 4 дамских осенних пальто и котиковое манто (похоже, он и про свою якобы существующую и очень нуждающуюся семью министрам плакался!).

Кроме всей этой мануфактуры в карман Трахтенберга-Ослона-Рабиновича попадали от щедрости министров весьма крупные суммы — 800, 1500, 3000 рублей…

Изобретательный аферист побывал в кабинетах руководителей разных министерств: здравоохранения, кинематографии, угольной промышленности, сельского хозяйства, морского флота (руководителя этого министерства знаменитого полярника Ширшова мошенник «разжалобил» на 1000 рублей)…

Руководитель министерства морского флота Ширшов.
© wikipedia.org
Руководитель министерства морского флота Ширшов.

На допросах после ареста Вайсман рассказал, как готовился к своим «набегам».

«…чтобы проникнуть в министерство, он предварительно изучал на месте периферийные предприятия министерства, узнавал фамилии директоров заводов и комбинатов, собирал от них справки и документы о своих «боевых заслугах» (зачастую при этом справки писались под диктовку самого Вайсмана), а после этого возвращался в Москву. В министерствах, предъявляя эти документы и упоминая фамилии директоров периферийных предприятий, он создавал видимость, что являлся до войны работником системы министерства».

Но не только деньги и «шмотки» добывал лжегерой. Однажды он решил обзавестись качественными протезами и для этого отправился на прием… к самому президенту Академии наук СССР Сергею Вавилову! После «обработки» знаменитого академика мошенник вышел из его кабинета с рекомендательным письмом, адресованным директору Протезного института, профессору Чаклину: «Гвардии капитан танкового корпуса генерал-полковника Катукова Вайсман В.Б., 1913 г.р., при взятии Берлина потерял обе ноги. … Убедительно просим Вас принять В.Б.Вайсмана для личной консультации, положить его в Протезный институт и обеспечить его высококачественными протезами. Депутат Верховного Совета академик С.И.Вавилов».

Академик С.И.Вавилов.
© ras.ru
Академик С.И.Вавилов.

Весной 1947-го ловкий «герой-ветеран» открыл новый «сезон охоты». На сей раз он отправился по кабинетам высоких партийных чиновников.

«…Вайсман был принят секретарем МК ВКП(б) т.Поповым, который после приема дал указание … о выдаче Вайсману промтоваров; в результате Вайсман получил 2 отреза бостона, один синий американский костюм, 3 пары обуви, 20 метров ткани и 300 рублей денег».

Вслед за тем аферист подкорректировал сценарий своих «набегов». Отныне просьбы его к «руководящим товарищам» изменились: Вайсман желал получить собственную жилплощадь!

Обманул даже ЦК ВКП(б)

«…В марте месяце Вайсман был на приеме в ЦК ВКП(б) у т.Патоличева, который дал указание начальнику отдела руководящих кадров т.Иванову оказать содействие Вайсману. Иванов созвонился с секретарем Киевского обкома партии т.Сердюком и просил его предоставить квартиру и обеспечить регулярным лечением «героя Отечественной войны» Вайсмана. Работник Управделами ЦК ВКП(б) Степанов обеспечил Вайсмана билетом на самолет в город Киев».

Сотрудник ЦК ВКП(б) Патоличев также поверил аферисту.
© Фото из архива
Сотрудник ЦК ВКП(б) Патоличев также поверил аферисту.

Итак, квартира в украинской столице имеется. Теперь неплохо бы позаботиться о ее меблировке:

«…в апреле 1947 года Вайсман, будучи на приеме у министра лесной промышленности т.Орлова, получил от т.Орлова записку на имя министра лесной промышленности УССР т.Самуйленко о том, что «гвардии капитан танковых войск» Вайсман выезжает на постоянное жительство в г.Киев, в связи с чем необходимо ему выдать бесплатно мебель для квартиры за счет министерства и оказать единовременную помощь в размере 2500 рублей…».

Народ вокруг бедствовал, мучился в бесконечных очередях, пытаясь отовариться по скудным карточным нормам, а этот пройдоха умудрился себе обеспечить просто сказочное житье-бытье. Вайсману бы вовремя остановиться, умерить аппетит, но куда там! В итоге именно жадность безногого афериста и сгубила.

В 1946 году он побывал в кабинете министра тяжелого машиностроения Казакова, представившись ему как «бывший электросварщик Уралмаша». Возможно, уже тогда легенда этого инвалида показалась Казакову сомнительной, однако он все-таки распорядился выдать инвалиду 1200 рублей. Некоторое время спустя, 30 мая 1947-го, «электросварщик» вновь пришел просить о материальной помощи. Вот тут министр и заподозрил подвох. Он выписал визитеру разрешение на выдачу различных промтоваров и 2000 рублей, но сразу, как только Вайсман вышел из кабинета, позвонил в милицию. Оперативники арестовали проходимца как раз во время получения им денег и товаров.

На этом и закончились похождения «дважды Героя». Вместо благоустроенной квартиры в Киеве, набитой всяким добром, выпрошенным в министерствах, его ожидал очередной «отдых» на тюремных нарах.

Вайсмана приговорили к 9 годам лишения свободы. После этого он попытался продолжить свою криминальную карьеру, но уже без прежнего успеха: возраст и подорванное здоровье сказывались.

Отсидев последний срок, он еще раз удивил сотрудников милиции: после освобождения в 1961 году приехал в Москву, явился в МУР и, добившись встречи с начальством, торжественно пообещал, что если ему, инвалиду, помогут как-то устроиться в жизни, он с воровством и мошенничеством «завяжет навсегда».

Остаток жизни Вайсман провел в одном из домов инвалидов на Южном Урале, куда ему помогли определиться «старые знакомые» — муровцы.

Чемпион по обманам скончался в 1969 году.

Реклама
Реклама