В США учатся уничтожать «Панцири»
По данным американского издания Defense News, США в сентябре провели военные учения на полигоне Юма в штате Аризона. Отрабатывалось уничтожение нескольких объектов условного противника — в частности, российского танка Т-72, а также зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1». Маневры проходили в рамках проекта Convergence, который предполагает использование в боевых действиях систем с искусственным интеллектом и элементами машинного обучения.
О реальных целях, которые отрабатываются на подобных учениях, «Армейскому стандарту» рассказал военный эксперт.
По данным Defense News, сентябрьские учения в Аризоне должны были отработать задачи совместного применения пилотируемых и беспилотных средств и использование систем управления с искусственным интеллектом и машинным обучением. По мнению издания, «усилия объединяют будущее оружие и возможности, предусмотренные для поля битвы 2030-х годов против почти равных противников, таких, как Россия и Китай».
Возможности искусственного интеллекта, применимые в бою, американская армия демонстрирует уже не в первый раз. На полигоне в Аризоне постоянно отрабатываются элементы новой системы боевого управления с элементами искусственного интеллекта для решения тактических задач на поле боя в рамках проекта Convergence.
В частности, как объясняют эксперты, проект Convergence-2020 базируется на нескольких основных элементах: информации и данных о местности, живой силе противника, системах вооружения, командовании и управлении. Учитывая все эти компоненты и оперируя ими, система искусственного интеллекта способна комбинировать получаемые данные для более оперативного и точного принятия решений непосредственно в условиях боя. Система также используется для доработки образцов вооружения под различные условия его применения.
Так, недавно на этом же полигоне во время учений сухопутчиков по отработке действий в условиях города испытывались роботы, созданные в рамках войн будущего. Два боевых аппарата, больше напоминающие игровые гольф-кары, самостоятельно двигались по пустынной местности Аризоны, поочередно прикрывая друг друга, как реальные солдаты-напарники. Пока один из роботов находил укрытие, чтобы остановиться и запустить прикрепленный к нему беспилотный дрон, другой продвигался вперед, внимательно разведывая местность и одновременно передавая информацию обо всем, что происходит вокруг, своим операторам, которые находились в надежном укрытии.
При этом роботы попеременно могли меняться ролями. А затем, оказавшись в конечной точке своего маршрута — оккупированном неприятелем городе, макет которого был выстроен на полигоне, они открывали огонь, атакуя противника.
Этим же роботам на учениях ставились и другие задачи. В частности, используя алгоритм бортовой системы распознавания целей, идентифицировать противника — предназначенный для уничтожения российский танк Т-72. С этой задачей боевые роботы тоже справились успешно. Правда, цель находилась слишком далеко. Дальности стрельбы встроенного оружия не хватало для уничтожения обозначенного объекта. Тогда робот принял другое решение: он загрузил данные о местоположении российского танка в тактическую информационную сеть, нацеливая на бронемашину огонь артиллерии.
Примерно так же во время недавних учений на полигоне Юма в рамках проекта Convergence отрабатывалась интеграция возможностей пилотируемых и беспилотных средств при использовании систем управления с искусственным интеллектом и машинным обучением. Только на сей раз главной мишенью для распознавания и уничтожения был назначен российский зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1».
Рассказывая об этом, Defense News пишет: «Во время первой фазы учений использовались авиация и космические спутники для определения местоположения и уничтожения объектов противника, смоделированных по образцу российской системы ПВО «Панцирь» и других видов вооружения».
То есть механизм действия был таким: со спутника информация об уничтожаемом объекте передавалась на станцию Tactical Intelligence Targeting Access Node (TITAN), которая находится более чем в тысяче миль от объединенной базы Льюис-Маккорд армии и военно-воздушных сил США в штате Вашингтон. Оттуда — на командный пункт полигона Юма. По этой «наводке» вертолет-разведчик и беспилотник быстро обнаружили местоположение командно-диспетчерского узла ПВО условного противника. Затем объект был уничтожен с разведывательно-ударного дрона MQ-1C Grey Eagle, летевшего на высоте всего 90 метров, ракетой AGM-114 Hellfire.
Причем стрельбу по российским комплексам ПВО на этом полигоне американцы проводили не впервые. Трудно сказать, где именно на сей раз они взяли в качестве мишени комплекс «Панцирь». Возможно, сторговались по сходной цене с одной из стран, которая в свое время купила их у нас. По крайней мере, в августе прошлого года американский портал «Уорзон» сообщал о намерении ВВС США приобрести две транспортно-пусковые установки, которые внешне и по техническим параметрам напоминают российские зенитные ракетные системы С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2.
Цели покупки не скрывались. Представитель ВВС США прямо так и объяснил, что модели нужны для организации тренировок с личным составом на тренировочном полигоне. А потому такие установки должны обладать соответствующими электрооптическими и инфракрасными характеристиками.
На сей раз такие же близкие к оригиналу характеристики должны были иметь макеты или установки комплекса «Панцирь».
Цели и задачи, которые отрабатывались на учениях в Аризоне, «Армейскому стандарту» прокомментировал эксперт в области ВКО, начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (Московский округ ПВО, 2007-2009 годы) полковник запаса Сергей ХАТЫЛЕВ:
— «Панцирь» мог быть захвачен американцами на территории Ливии или получен от какой-нибудь из арабских стран, когда там шли боевые действия. Но в любом случае это комплекс более ранней модификации, чем те, что стоят у нас на вооружении. Такие продавались арабским странам еще в начале прошлого десятилетия. Новые «Панцири» модификации СМ есть только у нас. Они проходят испытания. Отдельные их элементы проверялись на территории Сирийской Арабской Республики. Так что данные, которые американцы получили на учениях в Аризоне во время экспериментов по уничтожению того «железа», которое у них имеется, думаю, будут не вполне достоверны.
Что касается задач, которые ставилась на учениях, то они, скорее всего, следующие: добиться полного взаимодействия беспилотных летательных аппаратов, пилотируемых самолетов, космических аппаратов и наземной техники, используя для этих целей технологию искусственного интеллекта. Применялись различные системы электронной и радиотехнической разведок. Ставилась цель достичь наименьшего времени пребывания в эфире, использовать оптический диапазон, который позволяет вести детальную разведку незаметно и выдавать целеуказания конкретно по огневым средствам.
При этом комплекс «Панцирь», который на учениях США использовался в качестве мишени, также работает в оптическом и радиодиапазонах. Это подвижный наземный комплекс, действующий на малых высотах и малых дальностях — до 24 километров. То есть непосредственно вблизи защищаемых объектов. Как правило, именно «Панцирь» прикрывает сейчас силы и средства, развернутые в прибрежной зоне.
Отсюда вывод: американцы ставят перед собой задачу отработать высадку на побережье в районе Калининграда, Дальнего Востока, Крыма. Это же доказывают действия истребителей и беспилотников НАТО в районах Северного морского пути, а также маневры американских ВВС во время последних учений на Украине. Заход со стороны Украины американских стратегических бомбардировщиков В-52 к нашим границам в районе Крыма стал для нас новым тактическим приемом. Они заходили с украинской территории и отрабатывали рубежи пуска своих крылатых ракет, используя в качестве целей объекты на нашей территории.
Но без ответа такие провокации не остались. Мы были вынуждены продемонстрировать им собственные возможности: пролетели на наших Ту-22М3 вдоль границ Белоруссии, показав тем самым, что с этих рубежей мы также можем запускать крылатые ракеты, которые смогут достичь любой точки Европы.
***
Итоги военных учений армии США в Аризоне и на Украине будут изучены в Пентагоне. Но и наш Генштаб наверняка их без внимания не оставит. Выводы определенные будут сделаны. Какие? А вот об этом наш Генштаб докладывать не обязан. Должны же для «партнеров» остаться какие-то сюрпризы.