В начале декабря министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил на селекторном совещании о создании в рамках опытно-конструкторской работы «Созвездие-2015» перспективной автоматизированной системы управления тактического звена. Причем акцентировал внимание, что «по своим возможностям она ни в чем не будет уступать зарубежным аналогам, а по ряду характеристик даже превзойдет их».
Плюс «тактический Интернет»
Цель внедрения новой системы — улучшить управление войсками и повысить их боевую эффективность. Иными словами, если опередил противника в принятии всесторонне обоснованного решения, то уже добился превосходства в реальном бою.
Кстати, о противнике. На Западе автоматизированные системы управления войсками и оружием появились еще в конце 1950-х годов. Пионерами стали американцы со своими автоматизированными системами управления (АСУ) артиллерией «Такфайр» и АСУ ПВО «Мисайл Монитор».
Начиная с конца 1990-х в США стали активно искать возможности использования Интернета для управления войсками. В 2003 году для реализации планов сетецентрического противодействия противнику была запущена программа «Боевая система будущего» (Future Combat Systems — FCS). Появился даже термин «тактический Интернет», за счет применения которого предполагалось в три раза повысить боевые возможности тактических подразделений.
Помимо систем связи планировалось включить в АСУ беспилотные летательные аппараты, наземные безэкипажные роботы, непосредственно боевую технику и командно-штабные машины.
Однако планы Пентагона уперлись в завышенные ожидания технологического прорыва: пришлось ограничиться более простыми локальными АСУ, где основными действующими единицами стал уровень «отделение — экипаж — расчет». В конце концов в 2011 году глобальную программу FCS свернули, израсходовав на нее порядка $32 млрд.
Отчасти сказалось и то, что война в Ираке показала малоэффективность новых технологий управления войсками на поле боя. Однако в США продолжили совершенствовать более компактные программы, такие как «Модернизация боевой группы армейской бригады» (Brigade Combat Team Modernization).
Кроме США собственные разработки в области создания боевых АСУ имеют Великобритания, Израиль, Франция, Турция. Развивают это направление и в ряде других технологически развитых стран.
От штаба фронта до полка
Принято считать, что Россия в XXI веке начала создание автоматизированной системы управления тактического звена чуть ли не с нуля. Это не так. Да, Интернет появился за океаном в военных целях и потом только нашел применение в гражданских целях. Но и в СССР еще в начале 1960-х разработали и внедрили автоматизированные системы боевого управления для Ракетных войск стратегического назначения, комплекс средств для автоматизации для войск ПВО «Алмаз-2», для ВВС — АСУ «Воздух-1М».
В СССР в 1964 году перед учеными и конструкторами правительство поставило масштабную задачу создать автоматизированную систему управления войсками фронта. Она по нисходящей должна была дойти вплоть до управления полками.
В ходе ее решения велась работа по базовым техническим и программным средствам, в том числе появились электронно-оптические планшеты, индикаторы кругового обзора, устройства съема координат, пульты набора формализованных кодограмм и др.
Значительный прогресс был достигнут в управлении базами данных, развитии средств коммутации и оперативной связи, программном обеспечении. Под новую автоматизированную систему управления вооружением совершенствовалось и оснащение боевой техники. Всего в создании АСУ «Маневр» участвовало свыше 500 предприятий и организаций, в том числе государств — участников Варшавского Договора.
АСУ тактического звена было принято на вооружение в декабре 1982 года, а спустя шесть лет — его усовершенствованный вариант.
На практике «Маневр» смогли использовать в начале 1990-х годов в трех военных округах (Белорусском, Дальневосточном и Московском).
Опыт «гражданки»
Понятно, что экономический провал перестроечного периода и развал Советского Союза затормозили в структурах Минобороны РФ развитие информационных и телекоммуникационных технологий, включая АСУВ. Между тем боевые действий на Северном Кавказе в середине 1990-х — начале 2000-х годов показали низкую устойчивость военной связи, техническое отставание и отсутствие унификации имеющихся средств управления.
В то же время гражданские инфокоммуникационные системы не стояли на месте, использовали современные зарубежные разработки и технику. Поэтому пришлось «играть обратно»: не от военных на «гражданку» уходили технологии, а именно на основе цивильных достижений совершенствовались военные.
Речь об использовании WiFi и WiMAX в создании беспроводных локальных сетей в пунктах управления, переход на высокоскоростные (до 5 Мбит/с) каналы для обмена информацией. Плюс учет радиоэлектронного противодействия противника.
Важнейшей задачей стала систематизация основных требований к средствам, комплексам и системам управления и связи в тактическом звене и взаимоувязка проводимых разработок по их созданию. В результате в августе 2000 года Президентом РФ Владимиром Путиным была утверждена Концепция создания единой системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене — ЕСУ ТЗ.
К ее реализации привлекли более 50 предприятий промышленности. Головным исполнителем стал воронежский Концерн «Созвездие». В эту интегрированную структуру вошли 17 предприятий, призванных обеспечить функционирование полного жизненного цикла системы от разработки до утилизации.
Задержка сроков создания ЕСУ ТЗ в рамках проекта «Созвездие-2015» объясняется отчасти сложностью системы и запаздыванием с разработкой отдельных ее элементов в предыдущие десятилетия. Но если раньше поставки различных видов техники и оборудования осуществлялись разными заводами по отдельным планам, то теперь координацию взял на себя Концерн «Созвездие». Он же сдает под ключ весь комплекс технических решений, включая их сервисное обслуживание.
Под воронежским «Созвездием»
Сам по себе Концерн «Созвездие» — мощная научно-производственная структура, преемница хорошо известного в советский период НИИ связи, созданного в 1958 году. Институт входил в состав Комитета Совета министров СССР по электронике.
Сегодня здесь трудится 5,5 тыс. человек, из которых 2 тысячи — разработчики техники и программного обеспечения. Еще полторы тысячи специалистов задействованы в производстве. 90 процентов объема продукции выпускается в интересах Минобороны РФ и других силовых структур.
«Тактическое звено» в названии говорит само за себя. АСУ ТЗ обеспечивает автоматизированное и неавтоматизированное управление общевойсковыми и обеспечивающими воинскими формированиями, начиная от отдельного военнослужащего и дальше — до отделения, взвода, роты, батальона, полка, бригады и дивизии. Спектр применения включает как непосредственно боевые действия, так и участие в совместных специальных, контртеррористических операциях и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Спектр решения функциональных задач при помощи АСУ ТЗ весьма обширен. Система собирает и обрабатывает информацию о своих войсках и войсках противника с последующим отображением на электронных топографических картах. Это позволяет оперативно решать задачи планирования и боевого управления.
Система готовит и передает команды, сигналы и информацию оповещения, опознавания, взаимодействия, целеуказания. В процессе управления принимает, документирует, хранит и обрабатывает текущую информацию и боевые документы.
И, наконец, что в конечном итоге определяет конечный результат, — обеспечивает согласованное применение родов войск, систем и средств боевого управления, разведки, навигации, связи в условиях изменяющейся оперативно-тактической обстановки.
Система в свою очередь включает в себя 11 подсистем, в том числе управление артиллерией, средствами ПВО, подразделениями радиоэлектронной борьбы, инженерным и материально-техническим обеспечением. Командир дивизии или бригады сможет управлять всеми подчиненными, спускаясь при необходимости до отделений, экипажей и расчетов на занимаемых ими позициях.
АСУ ТЗ обеспечивает связь с беспилотниками и другими средствами разведки. Бесперебойность и защиту единой информационной сети гарантирует интеграция различных видов связи: радиосвязи, радиорелейной, тропосферной, спутниковой, волоконно-оптической.
По подсчетам, одна мотострелковая или танковая бригада, использующая АСУ ТЗ, в реальном бою может заменить три такие же по численности и по вооружению соединения со средствами управления десятилетней давности. Собственно, это отражено в примерных базовых характеристиках (см. таблицу).
Отдельно стоит отметить всепогодность АСУ ТЗ. Система может работать в температурных границах от от -40°С до +50°С и относительной влажности до 98 процентов. Потолок использования — до 3 тыс. м над уровнем моря.
В ноябре нынешнего года произошло знаковое событие: генеральным директором АО «Концерн «Созвездие» избран Михаил Артемов — доктор технических наук, автор ряда опытно-конструкторских разработок. Дело в том, что до него за последние девять лет сменилось три руководителя предприятия, и все это были люди со стороны. В отличие от них Артемов вот уже 35 лет трудится на предприятии: начинал здесь в 1985-м инженером и дорос до заместителя генерального директора по научной работе. Это тоже, как считают в коллективе, импульс к развитию, в том числе в работе по автоматизированной системе управления тактическим звеном.
Автоматизированная система управления общевойсковыми и обеспечивающими воинскими формированиями в тактическом звене обеспечивает следующие основные характеристики, по сравнению с существующими (без автоматизации) нормативами: