Война за наследство Каддафи

Война за наследство Каддафи

Какие силы сражаются в Ливии?
© Фото из архива автора
Какие силы сражаются в Ливии?
05 февраля 2020, 13:30
Реклама

После свержения и убийства вождя Народной Ливийской Арабской Джамахирии Муаммара Каддафи прошло уже 9 лет. Его смерть, вопреки публично озвученным планам западных стран, не принесла в Ливию мира. Напротив, эта некогда благополучная страна вошла в череду гражданских войн, которые продолжаются по сей день. Страна расколота на два непримиримых лагеря, которые ООН, ЕС и Россия безуспешно пытаются усадить за стол переговоров. Стороны конфликта готовятся к новому раунду вооруженного противостояния, привлекая на свою сторону внешние силы, которые могут вывести внутриливийский конфликт на совершенно иной уровень.

Официально основными действующими силами ливийского конфликта являются признанное ООН Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сераджем и лояльные ему формирования, которые обороняют Триполи. Против них выступает «Ливийская национальная армия» (ЛНА) под командованием фельдмаршала или (как его называют в западных СМИ) полевого командира Халифы Хафтара.

Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар.
© mil.ru
Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар.

Однако это лишь верхушка ливийской междоусобицы. В действительности в ливийском узле переплетены многие региональные мировые силы, международные организации, террористические группировки, племена и целые государства. И каждая из этих сил поддерживает в Ливии одну из сторон конфликта по своему усмотрению.

Турецкая бронетехника, сирийские боевики, ливийское правительство

Если взглянуть на карту военных действий в Ливии, то в глаза бросается явное неравенство сил воюющих сторон. Войска «правительства» контролируют только столицу страны Триполи, окрестности города и ряд населенных пунктов на побережье, в то время как Хафтар и его войска заняли почти всю оставшуюся территорию страны. Однако это впечатление обманчиво.

Население Ливии в 2011 году составляло около семи миллионов человек. Из них почти два миллиона проживали в столице. За годы конфликта значительная часть населения Ливии покинула страну, перебравшись в Европу, а те, кто не смог этого сделать — бежали в столицу. Здесь до недавнего времени находились иностранные посольства и контингенты, которые могли гарантировать хотя бы относительное спокойствие и безопасность.

В столице также концентрировалась гуманитарная помощь и деньги от продажи нефти. Поэтому к 2020 году в Триполи и окрестностях проживало не менее четверти (точных данных, к сожалению, не существует) населения страны.

В Триполи сконцентрированы крупные людские ресурсы, а также достаточно хорошо оснащенные военные формирования, преимущественно из членов группировки «Фаджр Ливия» («Щит Ливии»), непосредственно участвовавшей в свержении режима Каддафи. Основа их войск — отряды боевиков, оснащенные техникой из арсеналов армии Джамахирии (включая авиацию), а также оружием турецкого производства.

© Фото из архива автора

Многие из находящихся Триполи политических и военных ливийских лидеров имеют тесные связи с террористическими группировками. В частности, с запрещенной в России международной организацией «Братья мусульмане»*.

Этим объясняется, почему, с одной стороны, правительство в Триполи имеет поддержку со стороны Турции и сирийских боевиков, а с другой — решительно не устраивает власти соседнего с Ливией Египта, который на себе испытал все прелести кратковременного правления «Братьев мусульман»*, и ряда других стран.

Справка «АС»

«Братья мусульмане»*, запрещенная в РФ международная террористическая группировка, имеющая филиалы почти в каждом арабском государстве. Организация являлась правящей партией в Египте с 30 июня 2012 года до 3 июля 2013 года. После прихода к власти Абдель-Фаттаха ас-Сиси официально запрещена на территории страны. Большинство членов группировки «Фаджр Ливия» имеет тесные связи с этой организацией, что раздражает египетские власти.

В Сирии сторонники «Братьев мусульман»* составляют костяк ряда группировок, известных как «Свободная сирийская армия». Сирийский филиал «Братьев мусульман»*, как и другие отделения организации, как и легальные подразделения в Тунисе и Судане, получают финансовую и военную поддержку со стороны Турции.

Для Турции правительство в Триполи — ценный и крайне важный союзник, имеющий влияние в богатом нефтью регионе. Чем больше успехов достигали войска Хафтара, тем жестче Турция стремилась защитить своих протеже и собственные интересы в регионе.

Поворотной точкой конфликта и вмешательства в него Турции стало начатое армией Хафтара наступление на Триполи весной 2019 года. С началом боев за ливийскую столицу в Сети стали ходить слухи о том, что Турция направила в Ливию военный контингент и партию военной техники. И если турецких военных в Ливии наблюдатели пока не обнаружили, то военная техника турецкого производства, судя по свидетельству очевидцев, вступила в бои за ливийскую столицу уже летом 2019-го.

Первыми в Ливии были замечены ударные беспилотники турецкого производства Bayraktar. Несколько штук были сбиты силами ПВО Ливийской национальной армии. Затем у защитников Триполи были замечены бронемашины Kirpi и другая легкая бронетехника турецкого производства.

Сбитый турецкий беспилотник Bayraktar.
© Фото из архива автора
Сбитый турецкий беспилотник Bayraktar.

Для поставки вооружений турецкие власти даже зафрахтовали 2 самолета Ил-76 у частной украинской грузовой авиакомпании. Однако они были уничтожены в аэропорту Триполи огнем артиллерии Хафтара. После этого, по информации СМИ, турецкие военные освоили морской маршрут поставок оружия и техники в Триполи.

После того как сторонники Хафтара заняли окраины ливийской столицы, а затем, в ходе решительного штурма освободили соседний город Сирт, турецкие власти (совместно с руководством «Братьев мусульман»*) приняли решение о переброске в Африку отрядов сирийских боевиков — тех самых, что были разбиты войсками Башара Асада и укрылись в контролируемой турками сирийской провинции Идлиб.

В декабре 2019-го — январе 2020 года в Триполи уже переброшены как минимум 2000 боевиков из Сирии. Большинство — члены группировки «Дивизия Султана Мурада», получающей прямую поддержку от турецких властей.

© Фото из архива автора

Новые подкрепления, оснащенные турецким оружием и техникой, использовали прекращение огня в Триполи для того чтобы занять выгодные позиции против хафтаровских войск. Как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, турецкие вооруженные силы будут только усиливать поддержку своих ливийских союзников.

«Мы отправляем наши войска, чтобы обеспечить сохранение законного правительства в Ливии и стабильность на юге региона. Учитывая, что ситуация выходит за пределы границ безопасности, Турция намерена мобилизовать все необходимые средства» — заявил Эрдоган.

Кроме прямой помощи от Турции, ливийское правительство в Триполи получает опосредствованную военную поддержку со стороны стран Запада. 21 ноября 2019 года силы ПВО Ливийской национальной армии сбили сразу два разведывательных беспилотника MQ-1. Один из них принадлежал ВВС Италии, а другой — ВВС США.

Согласно официальной позиции командования армии Хафтара, беспилотники собирали информацию о расположении их войск в окрестностях Триполи с целью ее передачи командованию проправительственных сил. В США, впрочем, официально обвинили в уничтожении беспилотника «российских наемников».

Правда, гораздо больше свидетельств участия наемников, воюющих на стороне противников Хафтара. Так, пилот сбитого в мае 2019 года силами Хафтара самолета Mirage F1 оказался гражданином Португалии, который был нанят официальным Триполи из-за нехватки своих военных летчиков в рядах сторонников правительства.

Уничтоженный в Триполи турецкий бронеавтомобиль.
© Фото из архива автора
Уничтоженный в Триполи турецкий бронеавтомобиль.

Армия Хафтара: опора на племена

В отличие от своих противников, Ливийская национальная армия пополняет ряды преимущественно за счет местного населения. На стороне Хафтара воюют отряды племенного ополчения востока и юга Ливии, арабские и берберские племена, а в ряде случаев — племенное ополчение народности тубу и кочевников-туарегов.

Под знаменами ЛНА нашли укрытие все те, кто так или иначе не согласен с режимом правительства в Триполи. В том числе и сторонники свергнутого Каддафи: отряды каддафистов принимали участие в ряде операций ЛНА. В частности, в штурме города Сирт — родного города Каддафи — в январе 2020 года.

Примечательно, что операция по взятию Сирта велась одновременно с суши и с моря. Хафтаровским силам удалось успешно высадить морской десант, который ударил защитникам города в тыл.

Имея в распоряжении людские резервы, Хафтар и его сторонники также получают значительную поддержку со стороны Египта, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и, по ряду свидетельств, из России.

Не случайно «прохафтаровский» парламент Ливии базируется в городе Тобрук на востоке Ливии — как можно ближе к территории Египта. Нынешнее египетское правительство, пришедшее к власти после свержения режима «Братьев мусульман»*, активно выступает против присутствия этой группировки в Ливии, а равно и против роста турецкого влияния в регионе.

О прямом или косвенном участии египетской армии в ливийском конфликте известно не так много. Однако этот факт практически не скрывается ни в Каире, ни в Тобруке. Во-первых, большая часть будущих офицеров для армии Хафтара проходит подготовку на базах и в учебных заведениях армии Египта.

© Фото из архива автора

Непосредственно для поддержки ливийских сил в 2016 году была открыта крупнейшая военная база на Ближнем Востоке «Мохаммед Нагиб». Причем в церемонии открытия, помимо президента Египта Абдель-Фаттаха ас-Сиси, принимали участие наследный принц Абу-Даби Мохаммед бен Заид и Халифа Хафтар.

Кроме того, по свидетельству ряда источников, на базе «Мохаммед Нагиб» постоянно дислоцировано совместное звено ВВС Египта и ОАЭ, которое поддерживало силы ЛНА в боях за города Дерна и Бенгази. Они оказывали поддержку войскам Хафтара до тех пор, пока в их составе не были созданы собственные относительно боеспособные ВВС.

Справка «АС»

Основу авиационного парка армии Хафтара составляют самолеты советского производства МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-25 и вертолеты Ми-8 и Ми-24. Часть техники, согласно информации арабских СМИ, была поставлена в строй российскими военными техниками. Летный состав проходит подготовку в Египте. Одна из самых успешных операций ВВС Ливийской армии — удар по военной академии в Триполи, в результате которого десятки курсантов были убиты во время утреннего построения. По информации СМИ, хафтаровские ВВС получают указания от беспилотников и других средств воздушной разведки армий ОАЭ и Египта.

Из Эмиратов армия Хафтара получает в основном материальную и техническую поддержку. Известно, что из ОАЭ в Ливию были поставлены как минимум 5 зенитных ракетных комплексов «Панцирь-СЭ» на шасси грузовика Man. Такие установки используются только армией ОАЭ. О том, кто управляет этими комплексами, официально не сообщалось. Вероятнее всего, за пультами сидят офицеры армии ОАЭ, хотя американские военные считают, что «Панцирями» управляют «русские наемники».

Собственно, российский след в Ливии остается притчей во языцех, однако доказательства так и не были представлены. Например, президент Турции Эрдоган назвал точное число бойцов российских частных военных компаний в Ливии — не менее 2000 человек. Это заявление турецкого президента не было подтверждено фактами, и было опровергнуто пресс-службой Ливийской национальной армии.

Угроза новой войны

Эксперты и политики возлагали большие надежды на Ливийские переговоры в Берлине, которые прошли 19 января. Но стороны конфликта, кажется, не намерены идти на компромисс. Объявленное на время переговоров перемирие активно использовалось обеими сторонами и их союзниками для укрепления своих позиций и переброски новых сил.

17 января 2020 года СМИ распространили фото- и видеозаписи, на которых запечатлены системы ПВО, предположительно поставленные в Триполи из Турции. Одна из систем была опознана как MIM-23 Hawk производства США, вторая — пушечно-ракетный комплекс Korkut, сделанный в Турции. Системы, по всей вероятности, должны будут защитить морской и воздушный порты Триполи от налетов авиации Хафтара и обеспечить подвоз в Ливию подкреплений.

Сторонники Хафтара, напротив, недвусмысленно дали понять, что в случае прямой иностранной интервенции обратятся за помощью к властям Египта.

«Призываю вас занять смелую позицию… Мы можем быть вынуждены попросить вмешательства египетских вооруженных сил, если мы столкнемся с иностранным вмешательством в нашу страну», — заявил глава парламента восточной Ливии Акила Салех.

© Фото из архива автора

Даже в случае, если сторонам удастся договориться о мире в Ливии, не факт, что мир окажется продолжительным. По крайней мере, текущее положение дел не устраивает ни Хафтара (который неоднократно заявлял о готовности освободить всю Ливию от «террористов»), ни Сараджа и его турецких партнеров. А значит, возобновление конфликта в той или иной форме лишь вопрос времени. Если только мировое сообщество не найдет категорического способа примирить сразу все враждующие стороны.

-------

* - Международная террористическая организация, запрещенная в РФ.

Реклама
Реклама