Встать в рой!

Встать в рой!

Военный эксперт рассказал о концепциях применения боевого «облака» дронов
© flickr.com
Военный эксперт рассказал о концепциях применения боевого «облака» дронов
05 марта 2020, 09:25
Реклама

Будущее, каким его рисовали в военной фантастике, наступает на наших глазах. Беспилотниками, которые находят и уничтожают цели, уже никого не удивишь. Теперь настал черед боевого роя — можно сказать, облака беспилотных летательных аппаратов, действующего не только по командам с земли, но и самостоятельно. Обладающего зачатками искусственного интеллекта и способного решать как разведывательные, так и ударные задачи. Пока основные исследования идут в области именно летательных аппаратов. Но это не значит, что боевые рои не появятся на земле, на воде и под водой. «Армейский стандарт» изучил вопрос.

Сама идея того, что большое количество малых и дешевых боевых единиц, действующих одновременно, может нанести серьезный урон противнику, прямо скажем, не нова.

Ганнибал в морском сражении при Пергаме (184 год до н.э.) забрасывал на палубы кораблей противника горшки с ядовитыми змеями. В Киевской Руси княгиня Ольга, по легенде, сожгла непослушный город древлян, привязав к лапкам голубей пучки зажженной соломы: вернувшиеся в гнезда птицы подожгли крыши срубов. В Средние века защитники городов сбрасывали ульи прямо на головы штурмовавших стены врагов.

Во время Второй мировой войны в США для битвы за Японию разрабатывали проект «Рентген». Предполагалось сбрасывать на японские города бомбы, начиненные… летучими мышами. Каждая мышь несла несколько граммов зажигательной смеси. Планировалось, что «диверсанты», разлетаясь по округе и приземляясь на дома, будут устраивать пожары.

Конечно, как мы помним, в случае с Японией ядерная бомбардировка оказалась эффективней летучих мышей. Но она же и показала: в глобальной ядерной войне победителей не будет. А появление современных и управляемых «летучих мышей» — дронов — привело к тому, что старая идея массированного дешевого нападения получила новую жизнь.

Например, министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон с год назад заявлял, что Фонду преобразования британского военного ведомства была поставлена задача по разработке «роевых эскадрилий объединенных в сеть дронов, способных сбить с толку и ошеломить ПВО противника». Похожие идеи разрабатывают военные США, Израиля и ряда других стран.

Так, в проекте ВВС США под названием LOCUST акцент делается на совместную работу до 30 беспилотников самолетного типа Coyote в поддержку задач по сбору информации, наблюдению, целеуказанию и разведке.

БПЛА Гремлин.
© dynetics.com
БПЛА Гремлин.

Компания Dynetics отрабатывает проект запуска с транспортного самолета С-130 и возвращение на него «стаи» летательных аппаратов Gremlin. Программой предусматривается использование многоразовых беспилотников, способных выполнять воздушные операции в сложной боевой обстановке. Планируется, что беспилотники Gremlin запускаются вне зоны досягаемости средств ПВО противника, а после выполнения задачи возвращаются на борт С-130.

Компании Lockheed Martin и Charles River Analytics получили задание на создание архитектуры роевой системы, чтобы научить рой беспилотников сложному коллективному поведению, обмену информацией, принятию решений и взаимодействию с окружающей средой. То есть летающие дроны, действуя как сеть под управлением искусственного интеллекта, смогут взаимодействовать друг с другом, влиять друг на друга и делать правильные логические выводы и, возможно, принимать решения.

О том, что на данном этапе представляет собой концепция боевого роя, «Армейский стандарт» поговорил с ведущим военным экспертом Алексеем Леонковым.

— Концепция, над которой американцы, кстати, давно работают, предусматривает использование роя дронов в случае, если происходит применение средств воздушного нападения, прежде всего против стран, у которых развитая система противовоздушной обороны и наличествуют другие сопутствующие комплексы защиты, например средства радиоэлектронной борьбы, — говорит эксперт. — Рой дронов выполняет роль первого эшелона: заставляет комплексы противника работать, то есть выявлять себя, а также «забивать» информационные каналы средств ПВО множеством целей. По возможности рой должен уничтожать вражескую ПВО, чтобы второй эшелон средств нападения — пилотируемый — мог гораздо проще, с наименьшими потерями, выполнять свои боевые задачи.

Американцы говорят, что обычные воздушные цели и рой дронов «выглядят» для РЛС одинаково, и якобы на эти дроны будет расходоваться боезапас. Но это не совсем так: Все зависит от того, в каком диапазоне работают комплексы обнаружения и как вообще выстроена система ПВО, какая у нее эшелонированность.

То есть все не так однозначно, как они себе представляют на бумаге и в своих красивых мультиках-презентациях. В прошлом году на выставке в Индии израильтяне демонстрировали такой мультик. На нем рой дронов, вернее, барражирующих боеприпасов, летит, обнаруживает наши комплексы С-300 и уничтожает их. Все красиво, но не очень реально. Потому что при небольших размерах дронов неизбежно возникают технические проблемы : слабые электрические цепи и источники энергии, маломощное бортовое оборудование и так далее.

Boeing EA-18G Growler.
© navy.mil
Boeing EA-18G Growler.

Выходит, дроны должны быть достаточно крупными. Американцы недавно испытали такую систему на основе самолета EA-18 Growler. Они подняли два таких самолета, переделанных в беспилотный вариант, а также самолет, пилотируемый летчиком, который ими управлял. Полетали, и даже что-то у них получилось.

Такое исполнение — интересное. У него есть свои преимущества, но и свои недостатки. Во время боевых действий такие дроны самостоятельно не взлетят. К тому же переделывать самолет — слишком дорогое удовольствие. Ведь беспилотник изначально создавался как более дешевый аналог самолета. Иногда даже для одной задачи: выполнил и не вернулся.

Также американцы показывали концепцию связи беспилотников с самолетами-разведчиками типа «Посейдон». По идее, с борта этих самолетов происходит управление дронами, которые залетают далеко в глубину территории противника, добывают ценную информацию и, может быть, даже гибнут при этом, но успевают передать ее на воздушный командный пункт. В условиях боевых действий информация — это самое ценное.

C-130.
© af.mil
C-130.

Также рассматривался вариант управления дронами с борта самолета 5-го поколения F-35, выполненного по стелс-технологии. То есть самолет-невидимка посылает рой дронов, они «вскрывают» объекты противника, и F-35, не входя в зону действия ПВО, поражает выявленные цели.

Так что концепции использования роя дронов в военных целях существуют, и они достаточно опасны. Потому что дроны становятся все больше автономными, автоматизированными. Сейчас оператору не надо постоянно сидеть с джойстиком и управлять конкретным дроном: специалист просто обозначает реперные точки и вмешивается в управление дроном только, например, для применения оружия или при возникновении внештатных ситуаций.

Так вот, если дроны будут сами летать с определенными программами, летчик станет только выбирать цели, и дрон будет их поражать, то в принципе мы получаем так называемую «длинную руку». А если таких дронов будет много, то с ними придется считаться.

У нас в этом направлении тоже идут работы, и в ближайшее время разработчики выйдут на определенный результат. Нам уже понятно, что делать и как делать. Кроме того, реализовать концепцию так, как это планируют сейчас американцы, достаточно сложно технически. А в случае сильного противодействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — «глушилок», облучателей и т.д. — это вообще проблематично. Когда атаковали нашу базу Хмеймим, то пытались создать такой рой дронов. Там штук десять их было, если не больше. Но совместная работа комплексов ПВО и РЭБ привела к тому, что все эти атаки были безрезультатны.

Атака дронов на Хмеймим.
© mil.ru
Атака дронов на Хмеймим.

— Это, скажем так, высокий уровень. А рой дронов для спецназа — это что такое?

— У американцев и британцев есть очень маленькие дроны, которые они использовали в ходе боевых операций в Афганистане и Сирии, испытывали в уличных боях. В условиях интенсивного боя такие маленькие дроны, которые летят на небольшое расстояние, позволяют оператору увидеть обстановку, например, за углом. Или в высоком полуразрушенном здании увидеть, на каких этажах свои, а на каких — чужие. То есть разведывательные функции такие «малыши» вполне могут выполнять.

— Сейчас идет активное развитие искусственного интеллекта, и есть программы его применения в рое дронов…

— Действительно, это так. Есть, например, вариант, что в рое дронов будут распределены роли: один, положим, исполняет роль связиста, другой — разведчика, третий — ударного средства… И вот если запустить такую «толпу», то получится определенная сеть, которая будет под управлением искусственного интеллекта определять обстановку и либо проводить дальнейшую разведку, либо — при обнаружении целей — уничтожать их.

— Насколько это близкое будущее?

— Думаю, что в среднесрочной перспективе появится такая технология. Хотя проблем достаточно много — в первую очередь с обеспечением связи, увеличением длительности полета, скрытности… Потому что если такой рой будет летать в условиях города — конечно, он будет обнаружен даже визуально. Кроме того, например, всю «мелочь» легко обнаруживают станции метрового диапазона. А поскольку у таких дронов очень слабая электроника, уничтожать их, в том числе средствами РЭБ, не составит особого труда.

Реклама
Реклама