Ракетные мифы Киева

Ракетные мифы Киева

Эксперты оценили планы Украины стать великой ракетной державой
© mil.ru
Эксперты оценили планы Украины стать великой ракетной державой
04 марта 2020, 10:03
Реклама

Украина вот-вот станет великой ракетной державой, и тогда России точно не поздоровится. Об этом недавно заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов. Эксперт «Армейского стандарта» оценил громкие «ракетные» заявления.

Вместо ракет — бочка с порохом

Киевский чиновник амбициозно заявил: «Мы четко осознаем, что наша ракетная программа, наш ракетный щит, наша ракетная защита и наше ракетное наступление в ближайшее время будут возрождены, и мы сможем ответить любому агрессору».

Очевидно, чтобы придать убедительности такому заявлению, Данилов обратился к советскому прошлому, от которого новые власти в Киеве, кстати, открещиваются изо всех сил. «Когда говорилось, что в Советском Союзе производили ракеты, то это была не совсем верная информация, ракеты производились на Украине, — сказал Данилов. — 98% всего ракетного производства происходило на Украине. Это Харьков, Днепропетровск, Павлоград, еще какие-то города, не всем известные».

Правда, как говорится, не успело еще смолкнуть эхо от громких слов главы СНБО, как в Сети ернически прокомментировали заявление. Пользователь под ником «Андрей Тимошенко» написал в Facebook о современном состоянии Павлоградского химзавода — надежды Данилова на возрождение «победоносных» ракет: «Остатки топлива для ядерных ракет, которые хранятся на территории химического завода в Павлограде, представляют чудовищную угрозу не только для Днепропетровской области, но и для соседних регионов. Контейнеры с веществом, срок годности которого истек еще 20 лет назад, могут взлететь на воздух в любой момент».

Человек, который в отличие от главы СНБО наверное, знает, о чем пишет, отмечает: «Взрыв сравняет с землей целый город, сделав территорию вокруг непригодной к жизни на долгие годы».

Андрей Тимошенко объясняет, как получилось, что Павлоград превратился в пороховую бочку. Оказывается, украинское государство «отказалось финансировать дальнейшую утилизацию».

«Суть в том, что ресурсов для утилизации топлива, которую регулярно проводили до середины минувшего года на сегодняшний день, — нет. В данный момент на предприятии хранится порядка 1,8 тысяч тонн просроченного топлива. В случае чрезвычайной ситуации жителям города, которым удастся спастись, придется искать убежище за пределами Павлограда. В этом случае район окажется непригодным для жизни свыше 80 лет», — написал пользователь.

По его словам, США, подписав договор с Украиной, взяли на себя обязательства оплатить все работы по ликвидации ракет и утилизации топлива безопасным путем. С 2015 по 2018 год Штаты должны были закончить программу, но объект так и не достроили. А с 1 января 2019 года и вовсе ушли. Власти Украины финансирование этой программы в бюджете не предусматривали, поэтому благополучно от нее открестились.

«В 2019 году завод компенсировал это самостоятельно, своими средствами, за счет прибыли предприятия. С 1 января 2020 года государство отказалось финансировать утилизацию просроченного топлива для ядерных ракет», —описал ситуацию в ракетном Павлограде пользователь.

Скептически отнеслась к грозным планам киевского чиновника и Надежда Ковалева. «Вопрос: кто будет производить? Ведь специалисты были со всего Союза, теперь они уже старые, а новых они не обучили. Да и технический парк устарел и физически, и морально», — оценила она слова главы СНБО.

Дурень думкой богатеет

«Армейский стандарт» попросил оценить доводы сторон независимого военного эксперта Олега Желтоножко.

— Глава СНБО прав в отношении былых заслуг украинского ракетостроения?

— Во-первых, именно что былых. А во-вторых, очень о многом предпочел не вспоминать.

Да, на Украине во времена СССР действительно были мощные ракетные КБ и предприятия. Например, днепропетровский «Южмаш», выпускавший баллистические ракеты. Все они работали в неразрывной связке с предприятиями России. Плюс существовали конструкторские бюро по авиационным ракетам. За ними тоже числится ряд достижений. Например, киевский «Арсенал» разработал самую знаменитую советскую авиационную ракету Р-77.

Самый большой успех КБ «Южное» и завода «Южмаш» — это 200-тонная баллистическая жидкостная ракета РС-20 «Воевода», или «Сатана», как ее прозвали на Западе. Что касается Павлограда, то это испытательный полигон по большей части. Там проводилась доводка того, что принималось на вооружение.

Когда Никита Хрущев в свое время хвастался, что Советский Союз печет ракеты как пирожки, это тоже относилось к днепропетровскому «Южмашу». Там на очень высоком уровне был организован серийный выпуск ракет с высокой степенью надежности.

На этом, собственно, вся правда в словах киевского чиновника и кончается.

— О чем он умолчал?

— Прежде всего о том, что «Южмаш» — далеко не единственный ракетный завод в СССР. Достаточно назвать, например, Ракетный центр имени Макеева в Миассе, где строились все ракеты для подводных лодок, Красмаш в Красноярске или Самарский «Прогресс». Так что в отношении «98%» — это явное преувеличение. Приписывать одной Украине успехи Советского Союза в ракетостроении неправильно.

Ко всему прочему все эти успехи завязаны на всесоюзной кооперации. Об этом тоже глава СНБО скромно умолчал. Допустим, ракетное двигателестроение как раз было развернуто в основном на территории России — в подмосковных Химках, Перми, Воронеже, Самаре.

© mil.ru

Кое-какие компетенции в ракетном двигателестроении у Украины есть, не спорю. Они пытаются их поддерживать. Есть даже соглашение с США на поставку определенной продукции. Но все это — остатки былого величия.

Дело в том, что ракетостроение, в том числе производство двигателей для ракет, — это крайне дорогое удовольствие. Да, южмашевский комплекс был уникальным. Но таким он был как раз потому, что позволить его создание и развитие могла только такая могучая держава, как СССР. Позволить такое может не каждая страна. Там огромные затраты.

С этим, собственно, и связано угасание «Южмаша» после распада Советского Союза. Сейчас это предприятие, как говорят, то ли полумертвое, то ли полностью мертвое. Да, на нем пытались организовать производство троллейбусов. Но оно тоже не сильно пошло.

Организовать на его мощностях производство ракет поменьше, например оперативно-тактических, проблематично. В последние годы было много мечтаний, разговоров о том, что, мол, вот мы будем производить ракеты для украинской армии, вся Россия вздрогнет от страха, когда они пойдут. Но на выходе — пшик.

— Почему?

— Потому что есть определенные компетенции, которыми должен обладать любой центр ракетостроения. Но считается, что «Южмаш» эти компетенции по большей части утратил. Серийное производство, которое не поддерживается выпуском ракет, очень быстро хиреет. Увольняются работники, оборудование стареет, приходит в негодность. Определенные узлы и оборудование, та же самая электрика, деградируют постепенно. «Южмаш» же уже на протяжении длительного времени ничего не делает.

Несмотря на то что предприятие формально сохранилось, очень сомнительно, чтобы производственные цепочки можно было организовать в таком виде, как это было при Советском Союзе. Производство должно работать. Тем более такое сложное, как ракетостроение.

— Восстановить производство можно?

— Сказать легко. Сделать очень сложно. Прежде всего с точки зрения затрат. Это очень затратное производство, которое мог себе позволить СССР. Украина точно себе такого позволить не может. Даже реанимировать то, что существовало.

Время деградации прошло значительное. Нужно вкладывать очень большие деньги — миллиарды долларов. Украине их взять неоткуда.

Есть примеры, в том числе и в современной России, когда производство останавливалось на продолжительное время, а потом его восстанавливали. Но для его возрождения требовались огромные усилия и средства. Например, реанимация технологических линий производства ракетоносцев Ту-160 в Казани после нескольких десятилетий потребовала очень больших средств. Для восстановления производства силовых элементов планера самолета потребовались новое оборудование, специалисты.

Есть это все у Украины? Сомневаюсь. Тем более что ракетостроение — еще более сложная отрасль с точки зрения технологий, чем авиастроение. При производстве ракет технологические режимы должны выдерживаться строже. Например, при строительстве больших ракетных деталей очень тщательно должна соблюдаться конфигурация тонкостенных изделий — топливных баков, корпусов. Их нельзя сделать с допуском, как говорится, плюс-минус. Очень точным должно быть производство. С тонкостенными изделиями в свое время возились очень долго.

И еще не надо забывать, что приборное оборудование для ракетных отсеков производилось по всему Советскому Союзу. Его украинцам потребуется чем-то заменить. А ракетные технологии — вещь чувствительная в смысле экспорта. Если Киев надеется на то, что ему будут поставлять аналогичную электронную начинку та же Франция, Китай или Соединенные Штаты, то это наивные мечты. Потому что экспорт подобных изделий очень тщательно контролируется властями.

А украинцев в этом отношении не очень хороший бэкграунд.

— О чем речь?

— В свое время одно из украинских предприятий подозревали в передаче ракетных технологий Северной Корее. В ходе последнего испытания северокорейских ракет эксперты заметили наличие двигателей с качающимися соплами последней конструкции. Это как раз та технология, которая во времена позднего СССР широко применялась в ракетах, собранных на украинских предприятиях. А теперь она как-то перекочевала на ракеты КНДР. В этой связи были подозрения, что украинские специалисты переехали в КНДР или передали документацию. Такие действия запрещены соглашениями о нераспространении ракетных технологий.

Кстати, были сообщения, что специалисты переехали из Днепропетровска в Россию. Так что неизвестно, существуют ли на Украине еще те, кто в состоянии работать на прежнем советском уровне. Набрать новых людей сложно.

Да, раньше существовала система подготовки специалистов в том же Днепропетровске. Но поскольку длительное время такие специалисты были никому не нужны, то уже лет двадцать, как их не готовят. Откуда тогда им взяться?

Я уже не говорю о поставке специальных сплавов, конструкционных материалов, которая в советские времена осуществлялась со всего Советского Союза. Откуда все это возьмется в условиях деградировавшей украинской промышленности — непонятно.

***

Словом, похоже, очередной украинский чиновник очередной раз сел в лужу. О таких и в России, и на Украине говорят примерно одинаково: «Дурень думкой богатеет». С другой стороны, есть чего опасаться: а вдруг дурень все-таки обзаведется ракетой?

Реклама
Реклама