«Щука» крупного «Калибра»

«Щука» крупного «Калибра»

Подводные лодки проекта 971 получат дальнобойное оружие
© mil.ru
Подводные лодки проекта 971 получат дальнобойное оружие
27 марта 2020, 09:21
Реклама

К-157 «Вепрь» — атомная подводная лодка Северного флота проекта 971 «Щука-Б» — вышла на ходовые испытания после ремонта и модернизации. Об этом сообщил источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе. Однако, по его информации, окончательные сроки передачи субмарины флоту пока не известны. Они будут зависеть от результатов испытаний, так как в процессе модернизации заказчик потребовал установить на подлодке «много новых систем». И главные из них — знаменитые крылатые ракеты «Калибр», которыми пополнился арсенал «Вепря». «Армейский стандарт» оценил достоинства проекта модернизации.

Начало ходовых испытаний «Вепря» вызвало большой интерес не только в наших, но и в зарубежных СМИ. Это и понятно, ведь подлодки проекта 971 «Щука-Б» до сих пор составляют основу многоцелевого подводного флота России. Это самый многочисленный проект отечественного подводного флота.

Большинство субмарин этого проекта заступили на боевое дежурство в самые сложные для нашего флота времена — в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. На тот момент многие «Щуки» были просто не востребованы и просто ржавели у пирсов, даже не успев растратить заложенный в них ресурс.

Позже остро встал вопрос ремонта и обновления «Щук». Именно поэтому на стапелях судоремонтного завода «Нерпа» под Мурманском (филиал Центра судоремонта «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию) сегодня стоит до восьми подлодок проекта 971. Часть из них проходит не только ремонт, но и модернизацию.

Подлодка «Вепрь» — а она вошла в состав флота в 1995 году — первая из модернизированных, получивших новое вооружение. Ранее главком ВМФ адмирал Николай Евменов говорил, что уже в апреле 2020 года она может вернуться в строй после продолжительного перерыва.

К-157 «Вепрь» вывели из состава флота и отправили на ремонт еще в 2012 году. Причина — выработка реактором ядерного топлива. На подлодках этого класса процесс замены топлива является сложным, дорогостоящим и долгим. У лодок следующих поколений ядерные ректоры существенно более экономичны. Срок их службы без перезагрузки активной топливной зоны длится до 30 лет.

После перезагрузки активной зоны «Вепрь» к 2016 году был готов к выходу в море. Однако новое руководство военного ведомства тогда решило, что «Щукам» требуется не просто ремонт и зарядка топливом, но и модернизация под новое вооружение. В результате «Вепрь» был оставлен на заводских стапелях. Со временем там же оказались и другие аналогичные субмарины.

Натовские военные всегда считали «Щук» чуть ли не самыми опасными подлодками. В первую очередь — за их очень низкую шумность. По этому параметру они сопоставимы с подлодками четвертого поколения, так как были способны незаметно для американской системы обнаружения атомных подлодок появиться вдруг там, где их никто не ждет.

Эти субмарины были вооружены универсальными глубоководными самонаводящимися торпедами УГСТ, электрическими самонаводящимися торпедами УСЭТ-80 и знаменитыми подводными ракетами «Шквал», которые способны разгоняться до скорости в 370 км/ч.

Изначально на «Щуках также стоял ракетный комплекс С-10 «Гранат» с крылатыми ракетами большой дальности. Их можно было запускать из 533-мм торпедных аппаратов для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами. Эти ракеты считаются предшественниками современных «Калибров».

Правда, комплекс «Гранат» уже в конце 80-х по политическим соображениям был снят с вооружения «Щук» и хранился на складах. В наше время, когда политические соображения изменились, пусковые установи для ракет «Гранат» решено было заменить более современными «Калибрами», что принципиально увеличило боевые возможности старых «Щук». Они получили возможность наносить удары в том числе по наземным целям противника, которые находятся на расстоянии нескольких тысяч километров.

Если представить, что такая подлодка незаметно появляется где-нибудь у вражеского побережья, а затем получает приказ нанести удар крылатыми ракетами пусть даже не с ядерными, а с обычными боезарядами по стратегически важным объектам на континенте, то понятно, что такие возможности переводят эту подлодку уже в следующий класс. Именно поэтому ходовые испытания К-157 «Вепрь» — первой такой модернизированной подлодки — привлекают столь пристальное внимание специалистов на Западе.

Реклама
Реклама