На днях один из крупнейших американских производителей оружия разместил на YouTube-платформе ролик мечты: российские стратегические комплексы «Тополь-М» и зенитные ракетные системы С-400 уничтожаются крылатыми ракетами, которые наводят на цель действующие в стае американские истребители и беспилотники. «Армейский стандарт» изучил рекламную «анимацию» вместе с экспертом.
Рекламный ролик появился не случайно. В январе корпорация Lockheed Martin пообещала Пентагону выпускать по 180 истребителей пятого поколения F-35 ежегодно. Представленная на YouTube реклама должна была, судя по всему, убедить военных, что они не напрасно тратят свои деньги на этот проект. Ну, и попутно напомнить миру о небывалой военной мощи США.
Однако с рекламой боевой мощи вышел конфуз. Кадры видео, которые должны были послужить доказательством уникальных боевых возможностей новых американских самолетов и дронов, вызвали массу вопросов даже у дилетантов, не говоря уже о профессионалах. У экспертов увиденное вызвало ироничную улыбку.
Ну действительно, возможно ли такое, чтобы российские системы противовоздушной обороны, системы разведки не смогли увидеть приближающуюся к комплексам группу американских самолетов и дронов? Возможно ли в здравом уме представить такое, чтобы «беззащитные» мобильные комплексы «Тополь-М» и зенитные системы большой дальности С-400, как под гипнозом, стояли на месте и дожидались налета воздушных ястребов Пентагона? Конечно, мечтать о таком в Lockheed Martin никому не запрещено. Хотелось бы только напомнить, что далеко не все мечты сбываются.
Вот как возможность подобного сценария оценил эксперт в области воздушно-космической обороны (ВКО), начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (2007–2009 годы) полковник запаса Сергей ХАТЫЛЕВ.
— Розыгрыш такого эпизода — нападение истребителей и дронов на неприкрытые позиции С-400 и полк «Тополей» (а они действуют только в составе полков — по десять и более пусковых установок) может рассматриваться только теоретически.
Такая группировка, какой ее рисуют американцы, состоящая из истребителей и дронов, может появиться только лишь после прорыва нашей системы ПВО. То есть ее нужно преодолеть. Необходимо незаметно пройти через нашу систему разведки. А радиолокационные станции, особенно радиолокационные станции «Воронеж», которые у нас развернуты сейчас по периметру границ, могут такие цели обнаруживать и за 1000, и за 3000 километров.
Потом этой стае из самолетов и дронов придется преодолеть рубежи постановки помех, победить во всех эволюционных и тактических боях, которые по пути ее следования будет вести наша истребительная авиация и зенитные ракетные войска.
Согласитесь, что это вариант почти фантастический. Он может иметь успех только в единственном случае — когда будет разгромлена вся система противовоздушной обороны нашей страны. Если это морское направление, то противокорабельной обороны. Если горное какое-то направление, к примеру, со стороны Афганистана или Узбекистана, то это значит, что там предварительно должна быть выведена из строя вся система разведки.
Или, допустим, противник направил стаю самолетов и дронов на позиции российских комплексов, развернутых где-нибудь на Крайнем Севере, вблизи государственной границы. Тоже не получается. Если брать северное направление, то тактический радиус действия российских высотных перехватчиков МиГ-31, которые его контролируют, — две с половиной тысячи километров. То есть пролететь дронам и самолетам такое расстояние беспрепятственно не удастся. Тем более что тактический радиус американских истребителей — это 1000–1500 километров. То есть по дальности — опять не получается.
Так что в системном видении это явно вырванный из контекста эпизод. Надуманный и теоретически навязанный. Он не имеет под собой никакой математической основы. И резюме здесь простое: американцы упростили себе задачу. Но это все из области теории. На практике такого быть не может.
Те дроны американского, а чаще смешанного производства, которые сейчас применяются сирийскими боевиками против нашей базы Хмеймим, не представляют для наших комплексов большой опасности. Еще в 2008 году в Абхазии в районе Очамчира наши комплексы «Бук» спокойно сбили сразу штук восемь израильских беспилотников, которые использовала грузинская армия. Да, скорости маленькие, цели малоразмерные, но, тем не менее, с точки зрения их обнаружения и уничтожения они не представляют большой сложности.
Другое дело, что они могут на борту нести, хоть и в небольшом объеме, различного вида вооружение. Это — да. Если будет достигнут эффект роя, состоящего, допустим, из тысячи дронов, то какую-то одну, две, максимум три цели они, возможно, смогут поразить. Но для этого, еще раз повторю, надо преодолеть все, какие только можно, рубежи обороны и оказаться в непосредственной близости около С-400 или «Тополя».
Но здесь нужно понимать, что и «Тополь» надежно защищен, и С-400 сам по себе один не стоит. Так, С-400 включен в многоэшелонированную систему ПВО. Это и истребительное авиационное прикрытие, и система разведки. Комплексы «Панцирь» различных модификаций непосредственно приданы для прикрытия полков С-400. И этих панцирей может быть по четыре на каждый дивизион С-400. То есть около двадцати «Панцирей» на полк. Таким образом, создается система огня, где на малых высотах при несении боевого дежурства и в боевой готовности пролететь просто невозможно.
Так что по поводу рекламной американской анимации можно повторить известную армейскую шутку: мечтать не вредно. Главное — не потерять чувство реальности.