Окно в Африку
В апреле Рособоронэкспорт приступил к поставкам вооружения по первому внешнеторговому контракту с заказчиком из Африки. Как сказано в пресс-релизе Рособоронэкспорта, речь идет об одной из стран «южнее Сахары». Что касается экспортной продукции, то это скоростные штурмовые лодки БК-10 проекта 02450 производства Концерна «Калашников».
Что это за оборонная продукция, что за страна «южнее Сахары» и какой интерес имеет Росси на рынках вооружения африканского континента — выяснял «Армейский стандарт».
По информации Рособоронэкспорта, это первый за последние 20 лет(!) контракт с африканской страной южнее Сахары на поставку иностранным военно-морским силам финальной продукции российского производства.
Как сказал «Армейскому стандарту» источник в оборонно-промышленном комплексе, под страной «южнее Сахары» подразумевается Конго. Вооруженные силы этой страны заказали у производителя — Концерна «Калашников» несколько десантно-штурмовых катеров БК-10.
Это скоростные штурмовые лодки проекта 02450, предназначение которых — переброска личного состава с вооружением и спецтехникой на необорудованное побережье. Они могут использоваться во время проведения патрульных, диверсионных и противодиверсионных операций, для огневой поддержки войсковых подразделений, действующих в прибрежной зоне, а также для борьбы с пиратами, или эвакуации раненых и терпящих бедствие моряков. Кроме того, такими катерами могут оснащаться большие десантные корабли.
Катер БК-10 выполняется в жестко-корпусной надувной схеме. Его корпус сделан из алюминиево-магниевого сплава, куда вмонтированы все необходимые агрегаты и аппаратура. Корпус оснащен дополнительным надувным баллоном, который крепится в носовой и бортовых частях. Пост управления для двух членов экипажа располагается на открытой палубе.
Позади рабочих мест экипажа на катере расположена площадка для перевозки десантных групп — это три продольных ряда кресел, по четыре в каждом. Кроме того, на каждой такой лодке может быть размещено до четырех пулеметов калибра 7,62-мм и 12,7-мм, что расширяет область ее применения в своем классе.
В кормовой части расположены два двигателя мощностью в 300 лошадиных сил. Они обеспечивают движение с крейсерской скоростью в 40 узлов, то есть 74 километра в час. При оптимальном расходе топлива дальность плавания достигает 400 миль — более 640 километров.
В 2015 году десантно-штурмовой катер БК-10 успешно прошел государственные испытания, а в 2016 году был принят на вооружение Российской армии, а также некоторых других силовых структур.
По словам гендиректора Рособоронэкспорта Александра Михеева, «БК-10 превосходит всех ближайших конкурентов на мировом рынке по дальности хода, десантовместимости, а также огневой мощи.
В свою очередь, относительная простота технологии постройки позволяет Рособоронэкспорту предлагать своим партнерам лодку как в качестве финальной продукции, так и для лицензионного строительства на национальных верфях заказчика»
Александр Михеев рассказал, что контракт на поставку БК-10 был заключен после экономического форума «Россия—Африка», который прошел в Сочи в октябре 2019 года. По его словам, Рособоронэкспорт долго и планомерно шел к развитию взаимовыгодных отношений со странами Африканского континента. И этот форум послужил к этому мощным стимулом, переведя объем сотрудничества на новый качественный уровень.
Конечно, продажу катеров сложно сравнить по масштабу с такой оружейной сделкой как, например, продажа зенитных ракетных систем С-300 или С-400 «Триумф». Там счет идет на миллиарды долларов. Катера, даже самые продвинутые, стоят дешевле. Однако эксперты считают, что первая за 20 лет сделка с африканским партнером важна хотя бы потому, может стать первым шагом на пути по возвращению россиян на африканский оружейный рынок.
Вот как об этом рассказал «Армейскому стандарту» директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации Руслан Пухов:
— Все оружейные рынки в мире — европейские, латиноамериканские, а уж тем более азиатско-тихоокеанские — в значительной степени насыщены. Единственный резерв, где можно наращивать поставки вооружений, это Африка. И понимаем это не только мы, но и другие производители оружия.
Мы долгое время оставались пленниками той картинки, которую нам рисовали еще в школе: Африка — континент, где всюду нищета, гуляют голодные, рахитичные дети. Это давно не так. Многие страны Африки рванули из третьего мира если уж не в первый, то близко к тому.
Та же Эфиопия, к примеру, за последние десять лет кардинально изменилась. Деньги у нее теперь есть. Как есть они у Кении, Уганды и целого ряда других государств. Правда, Конго, если действительно речь идет о поставке в эту страну, к этому списку пока не относится. Но даже в этом случае можно сказать, что Африка — это правильный вектор для продвижения российских вооружений.
Здесь, конечно, нужно учитывать, что африканские страны сильно отличаются друг от друга. В Африке нашим экспортерам будет все непросто, в отличие, допустим, от Индии или Индонезии, где договариваться и привычней, и проще. В Африке придется проводить огромную маркетинговую работу. Потому что, извините, за десятилетия нас и нашу продукцию там успели забыть.
Кроме того, что страны здесь разные, так еще на африканском оружейном рынке существует очень большая конкуренция. Мы ее ощутим не только со стороны Китая, который там уже давно и вовсю работает, но и со стороны США. Штаты сделали большую ставку на Эфиопию, так что на этом рынке продвигаться нам будет ох как непросто.
Правда, в Африке еще в советские времена у нас был наработан хороший имидж. Мы африканские страны никогда не колонизировали, полезные ископаемые, в отличие, например, от французов, не реквизировали. Советский Союз всегда лишь активно помогал Африке развиваться и освобождаться от колониального наследия. Но сейчас об этом уже мало кто помнит. Только те страны, где у власти еще остались сильно постаревшие лидеры, которые сами застали те времена, а, может, даже учились в СССР.
Новое поколение лидеров очень прагматично и ориентировано исключительно на собственное благополучие их стран. И если ничего, кроме хороших воспоминаний, мы им предложить не сможем, то успеха в этом регионе никогда не добьемся.
Для достижения реального успеха мы должны предложить Африке нашу современную конкурентоспособную военную продукцию, готовность делиться технологиями, организовывать лицензионное производство нашей продукции, если африканским странам это выгодно. И первый шаг в этом направлении уже сделан.
Справка «АС»:
Технические характеристики десантно-штурмового катера БК-10:
- Длина габаритная — 10,48 м;
- Ширина габаритная — 3,7 м;
- Высота габаритная со сложенной мачтой — 2,0 м;
- Средняя осадка — 0,65 м;
- Водоизмещение, полное — 6,6 т;
- Пассажировместимость (десант) — 10 человек со снаряжением;
- Экипаж — 2 чел.;
- Мощность двигателей — 2 х 300 л.с.;
- Скорость хода, максимальная — 40 узлов, крейсерская — 28 узлов, экономичная — 22 узла;
- Автономность — 1 сутки;
- Дальность плавания — 400 миль;
- Материал корпуса — алюминиево-магниевый сплав.