«Бал», запирающий берега
В системе обороны Крыма много важных элементов. Один из них — береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». «Армейский стандарт» оценил тактико-технические характеристики ракет, которые способны заставить любого противника уйти как можно дальше от крымских берегов.
Пандемия коронавируса COVID-19 некоторым политическим деятелям развязывает если не руки, то как минимум языки. Сразу три бывших американских посла в Киеве — Стивен Пайфер, Уильям Тейлор и Джон Хербст — заявили в интервью американской радиостанции NPR в начале апреля, что «пандемия COVID-19 дает неожиданную возможность прекратить конфликт на Украине». Россия, мол, сама будет рада отдать Крым, если как следует надавить.
Пять дней спустя в Черном море объявился эсминец «Портер» ВМС США. Американский корабль проследовал вдоль Крымского полуострова на расстоянии в 180 км.
Впрочем, вскоре «Портер» дал «заднюю» — убрался от Крымского побережья как можно дальше. Эксперты предположили: причиной тому мог стать анонс совместных учений российского флота, авиации и береговой противовоздушной обороны. Оказывается, в сценарии учений был прописан тренировочный удар по отряду кораблей условного противника. Можем предположить, что не последнюю скрипку в нем должны были сыграть береговые ракетные комплексы «Бал», базирующиеся как раз в Крыму.
Скрупулезно изучающие все военные новинки мира американцы прекрасно осведомлены, на что способен этот комплекс. Потому эсминец «Портер» и предпочел не искушать судьбу и взял курс на выход из Черного моря.
Выживший в шторме 90-х
Первые береговые ракетные комплексы появились в Советском Союзе еще в 50-е годы прошлого столетия. Тогда на охрану водных рубежей заступил комплекс С-2 «Сопка» (по кодификации НАТО — SSC-2B «Samlet», «Молодой лосось»). Характеристики дебютанта защитника советских берегов впечатляли. Восемь ракет залпом могли поразить цель на дальности в 95 километров. Смущало лишь время развертывания — 17 минут. Этого времени могло не хватить. К тому же ракеты были уязвимы для корабельных систем ПВО вероятного противника.
Уже в 60-е «Сопку» постепенно сменил «Редут». Этот комплекс мобильнее, быстрее, а ракеты — мощнее. Масса ракеты — 4400 кг. Она могла нести ядерный заряд. Береговой ракетный комплекс «Редут» оказался настолько удачным, что до сих пор стоит на вооружении в России, Анголе, Сирии и Вьетнаме. Впрочем, успех «Редута» не помешал к концу 70-х заступить на вахту еще одному комплексу — «Рубежу».
Изначально береговой ракетный комплекс «Рубеж» не планировался как полноценная замена «Редуту». Скорее, как более мобильная и недорогая версия. Характеристики у него чуть скромнее: максимальная дальность ракет — 80 км, масса боевой части ракеты вдвое меньше, чем у предшественника, — 500 кг. Зато мобильность шасси и скорость развертывания выше.
В качестве полноценной замены к началу 90-х должен был подоспеть «Бал», чей концепт был разработан еще в 1984-м. Впервые в мире на вооружение появился бы береговой ракетный комплекс, способный бить залпом, как реактивные системы залпового огня «Смерч» или «Торнадо». Но не сложилось: развал СССР спутал все карты, и о проекте пришлось забыть.
Лишь в начале нулевых, когда стало ясно, что реформировать армию надо, стали реанимировать все перспективные проекты. Вспомнили и про «Бал».
Разработанный в московском КБ машиностроения потомок все еще исправно несших вахту «Рубежей», комплекс «Бал» подняли из небытия. И конструкторам стало ясно: перспективы нового комплекса таковы, что он, безусловно, станет лидером в своем сегменте.
Гроза авианосцев
Береговой ракетный комплекс «Бал», как и его «одноклассники», предназначен для охраны территориальных вод, защиты военно-морских баз и береговой инфраструктуры. Также он должен уберечь от вражеских десантных операций.
Преимущество «Бала» перед другими береговыми комплексами — возможность ударить по вражескому флоту залпом. Для этого в его распоряжении 32 ракеты Х-35 «Уран» или модернизированные Х-35У. С одной стороны, они намного меньше тех, что пускает «Рубеж» или «Редут». Но как раз они и подходят для точной залповой стрельбы.
Относительно небольшие, в длину чуть больше четырех метров, «Ураны» делают комплексы более мобильными и облегчают управление. Связка из твердотопливного ускорителя и турбореактивного двигателя дает возможность «подныривать» прямо перед целью, спускаясь до пары метров над водной гладью. Это сильно затрудняет обнаружение и уничтожение «тридцать пятых» противником.
Модернизированный «Уран» Х-35У дотянется до врага на расстоянии в 260 километров. При этом боевой части в 145 килограммов вполне достаточно, чтобы одна такая «урановая» ракета отправила на дно эсминец, фрегат или корвет водоизмещением до 5 тысяч тонн. А теперь представьте, на что способен рой из 32 таких «уранов». С промежутком между запусками менее трех секунд им в пору замахнуться и на авианосец… При этом уже через 30–40 минут «Бал» вновь готов к смертоносному залпу.
Бездорожье — не помеха
Шасси берегового ракетного комплекса «Бал» — разговор особый. В России четыре климатических пояса — от субтропиков до вечной мерзлоты. В таких условиях комплексу требовались универсальные «колеса», чтобы обеспечить выход на позиции в любых условиях. Решением стал восьмиосный вездеход МЗКТ-7930 — совместное детище Минска и Ярославля. На аналогичных размещены знаменитые на весь мир «Искандеры» и «Триумфы».
20-тонный тягач базируется на шасси с колесной формулой 8х8. Дизельный двигатель ЯМЗ 846 имеет мощность в 503 «лошадки». В силовой установке два турбокомпрессора.
Мобильная пусковая установка массой в 24 тонн прекрасно чувствует себя и в жару, и в арктический холод, берет наклон в 55-градусов и ров в два с половиной метра, водоем в 1,4 метра глубиной.
Клиренс 400 мм не даст тягачу увязнуть в раскисшей глине, сугробах или песках. Скорость для такого тяжеловеса вполне приличная — 75 км/ч, запас хода — до 1000 километров. Прибыв на место, «Бал» развернется в боевое положение за десять минут — это рекорд среди береговых ракетных комплексов.
«Янки» сложнее и дороже
По критерию «цена — эффективность» береговой ракетный комплекс «Бал» готов тягаться с любым аналогом из стран НАТО. Однако у альянса в чистом виде нет таких комплексов. Зато есть знаменитые американские ракеты RGM-84 «Harpoon». Заокеанский оппонент размещается на борту противолодочных самолетов Lockheed P-3 Orion или реактивных Boeing P-8 Poseidon. Ракеты RGM-84 приняты на службу еще в далеком 1977 году.
Турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402 разгоняет ракету RGM-84 до 850 км/ч. Здесь «янки» медленнее россиянина. Впрочем, боевые качества от этого не страдают — фугас массой в 221 кг запросто управится с эсминцем или десантным транспортом.
Фишка RGM-84 «Harpoon» — маневр «горка», когда ракета взбирается на высоту в 1,5 километра и стремительно пикирует на цель. Впрочем, с появлением нового поколения российских ПВО этот прием не спасет от зенитного огня. Взмывшая вверх ракета сама превращается в уязвимую мишень.
Концерн «Боинг» с 2015 года бьется над решением проблемы, явив миру модернизированный вариант RGM-84N «Harpoon» Block II+. У новинки лучшая аэродинамика, она отлично ориентируется по GPS, способна устроить многовекторную атаку. По скорости, правда, сравняться с российскими Х-35 пока не удалось — 240 км/ч против 260. Вдобавок ко всему цена в $700 тыс. за штуку перечеркивает все плюсы Block II+. Наш «Уран», по оценкам экспертов, намного дешевле — не больше $200 тыс.
***
Многие зададутся вопросом: а зачем России очередной береговой ракетный комплекс? Ведь есть новый «Бастион», есть «Рубеж», да и «Редут» еще исправно несет вахту. Отвечаем: «Бал» пригодится там, где надо быстро и массированным огнем остановить набег целой флотилии или прервать масштабную десантную операцию. Когда «Рубеж» за минуту выпустит одну ракету, «Бастион» — две, то «Бал» сыграет партию в 32 ракеты. И вряд ли найдется тот, кто захочет такую симфонию отечественного «Бала» дослушать до конца.