Бомбардировщик Ил-4 по праву занимает место среди наиболее удачных, широко распространенных образцов советской боевой техники периода Великой Отечественной войны. Но сейчас увидеть такую крылатую машину живьем можно лишь в четырех городах России, в том числе в Москве.
Первоначально эти летающие богатыри имели другое обозначение — дальний бомбардировщик ДБ-3Ф. Однако в марте 1942-го в официальных документах их стали называть по-другому — Ил-4.
Дальние бомбардировщики, спроектированные специалистами КБ Ильюшина, считались в годы Великой Отечественной войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета, грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики 7 августа 1941 года отправились на первую бомбардировку Берлина.
Сборку Ил-4 продолжали на заводах вплоть до 1946 года. В общей сложности в Советском Союзе было выпущено более пяти тысяч таких бомбардировщиков.
Сейчас, по сведениям любителей ретро-самолетов, из всей этой армады сохранилось лишь пять штук. Они находятся в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Североморске (два самолета). Пятый Ил можно увидеть в Москве — в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
«Армейский стандарт» расскажет именно об этой реликвии.
Среди военных летчиков Ил-4 получил прозвище «остроносый» — за характерную черту своей «физиономии». Спереди у крылатой машины этаким «носом» выступает застекленный фонарь штурманской кабины.
Ил-4 участвовали в боях не только против Германии, но и на Дальнем Востоке. Именно из тех, дальневосточных — машина, привезенная на Поклонную гору.
Вот какую информацию о его биографии удалось отыскать исследователям-историкам. Ил-4 с серийным номером 17404 был собран на Иркутском авиационном заводе в 1942 году. В ночь на 9 августа 1945-го самолет, экипаж которого состоял из летчика Моисеева, штурмана Яцино, воздушных стрелков Бабина и Фофанова, участвовал в налете на японские позиции. В результате попадания снаряда вражеской зенитки у Ила загорелся двигатель, и бомбардировщик не смог дотянуть до родного аэродрома. На обратном пути он совершил вынужденную посадку прямо посреди дремучего леса в 200 километрах от Владивостока.
Полвека Ил-4 пролежал среди лесных зарослей, где бродят медведи и тигры. На бомбардировщика случайно набрели охотники, которые приспособили фюзеляж под импровизированную избушку для отдыха, — ночевали там, разводя прямо внутри, под фонарем срелка-радиста костер. А потом упавшую крылатую машину «запеленговал» во время одного из полетов шеф-пилот пассажирской авиакомпании Владимир Сафронов — сын ветерана войны, служившего в авиационных частях.
В середине 1990-х стараниями этого энтузиаста и его товарища удалось организовать уникальную спасательную операцию. Лежащий посреди лесной чащи старый Ил разделили на несколько фрагментов — крылья, фюзеляж… Затем эти отдельные крупногабаритные части на вертолетной подвеске вывезли из тайги.
По прошествии еще нескольких лет удалось заинтересовать судьбой уникального самолета руководство Музея на Поклонной горе: там решили установить Ил-4 у себя на площадке натурных образцов и нашли средства для осуществления такого проекта.
После этого появилась возможность заняться возвращением уникальной боевой машине ее первоначального вида. Работу смогли выполнить несколько мастеров восстановления старой техники из Авиационно-реставрационной группы. Для реставрации Ила арендовали один из цехов завода «Прогресс» в городе Арсеньеве. Ремонт самолета длился почти 2 года. Однако это оказалось не последним трудным делом в послевоенной истории бомбардировщика.
Как рассказал Олег Лейко, который тогда руководил Авиационно-реставрационной группой, очень серьезные проблемы возникли, когда пришла пора перевозить столь необычный груз с Дальнего Востока в столицу. Железнодорожная эпопея заняла больше года. Главной закавыкой стали габариты бомбардировщика.
Оказалось, что его фюзеляж на 8 сантиметров выступает за разрешенные габариты железнодорожного груза. После долгих и бесплодных хождений по инстанциям пришлось реставраторам, скрепя сердце, частично спилить выступающие за «красную линию» узлы крепления. Сам путь по Транссибу до столицы занял чуть больше двух недель.
В Москве, на территории Музея Победы, еще почти полтора месяца бомбардировщик собирали и доводили до парадной кондиции. Устраняли последние мелкие повреждения, подкрашивали... В ходе таких косметических процедур слегка изменился внешний вид самолета: с его борта исчезла надпись — «Советское Приморье».
Пояснения на сей счет удалось получить от Олега Лейко: «Надпись мы сделали еще на заводе в Арсеньеве по просьбе местных жителей. Действительно, в годы войны против фашистов воевала эскадрилья бомбардировщиков с таким названием, однако эта конкретная машина в ее состав никогда не входила. Поэтому московские специалисты-музейщики решили ради сохранения исторической правды надпись с фюзеляжа убрать...».
Торжественная церемония презентации «остроносого» Ил-4 в Музее Великой Отечественной войны состоялась 18 августа 2004 года. Ее приурочили к очередному празднику Военно-воздушных сил.