Конкурент «Абрамса» на ближневосточных фронтах
Военная техника российского производства начинает теснить западные образцы вооружений на ряде региональных рынков. Успешное ее применение в борьбе с международным терроризмом в Сирии привлекло внимание потенциальных покупателей оружия. В первую очередь страны Ближнего Востока. Некоторые из них предпочитают отказываться от бронетехники американского производства, предпочитая российские образцы. Например танки Т-90, которые стали теснить американские «Абрамсы». В числе стран, которые заинтересовались российским оружием, Алжир и даже такие давние военные партнеры США, как Ирак и Египет. Что заставляет их все чаще делать выбор в пользу российского оружия и какое будущее ждет российские танки в арабских песках — выяснил «Армейский стандарт».
Между Тигром и Евфратом
Во второй половины двадцатого века арабские государства Ближнего Востока десятилетиями были крупнейшими получателями советской военной техники. Часть вооружений поставлялась на безвозмездной основе и использовалась впоследствии в арабо-израильских конфликтах и ирано-иракской войне.
После распада СССР и серии американских вторжений в государства региона почти все бывшие советские партнеры перешли под влияние США, что отразилось и на вооружении их армий.
После свержения и казни Саддама Хуссейна иракская армия, созданная по советскому образцу, была разогнана. Многие саддамовские офицеры лишились возможности занимать должности в правительственных и силовых структурах. (Из этого контингента, как считают, получила подкрепление запрещенная в РФ организация ИГИЛ*). Началось создание новой иракской армии.
В качестве «жеста доброй воли» США передали иракским вооруженным силам часть военной техники, которую было бы слишком дорого возвращать в США. Таким образом, иракские вооруженные силы получили боевые машины пехоты M113, бронемашин «ХАМВИ», танки M1A1 Abrams. «Подарок», впрочем, обошелся иракскому бюджету в $2,1 млрд за 152 боевые машины. Пришлось расплачиваться нефтью.
Несмотря на столь внушительную поддержку со стороны Пентагона, построенные на американский манер иракские вооруженные силы оказались небоеспособными. Вторжение в Ирак террористов ИГИЛ* летом 2014 года, которое едва не привело к полному краху иракской государственности, обнажило ряд уязвимых мест в «американском подходе» к формированию вооруженных сил.
Боевики (частично — бывшие офицеры иракской армии времен Хуссейна) в серии столкновений разгромили иракскую армию и захватили в качестве трофеев тысячи единиц оружия и военной техники американского производства.
В тот критический момент иракское военное и политическое руководство приняло решение о закупках крупных партий оружия советского образца в странах Восточной Европы и более современной техники, произведенной в России. Не в последнюю очередь речь шла о поставках танков Т-90.
Одной из причин, по которой иракская армия решила отказаться от «Абрамсов» в пользу российской бронетехники, стала позиция США. Американские власти отказались поставлять в Ирак комплектующие для своих танков из-за того, что часть машин, по их сведениям, попала в руки иранских военных советников, которые поддерживали Ирак в борьбе с ИГИЛ*.
По другой версии, причиной отказа от «Абрамсов» стала слишком высокая цена, которую американская компания Jeneral Dynamics требовала за ремонт танков. По самым приблизительным цифрам, боевикам удалось вывести из строя не менее 60–70 танков, и их ремонт мог обойтись дороже, чем закупка новой бронетехники в России.
Не последнюю роль в выборе Багдадом именно российских танков, возможно, сыграла поставка танков Т-90С сирийской армии. Боевые машины успешно показали себя в боях с террористами и стали одним из главных способов взлома обороны террористов. В частности, Т-90С сирийской армии были задействованы при прорыве блокады городов Нубболь и Захра севернее Алеппо зимой 2016 года.
В ноябре 2017 года было официально заявлено о том, что Ирак заказал в России партию танков Т-90C/Т-90CK. В отчетах Урагвагонзавода армия Ирака проходила как «заказчик 368», для которого планировалось произвести 73 танка (примерно столько же современных танков армия Ирака потеряла в боях с террористами).
Спустя два месяца в Сети появились первые фотографии перекрашенных в пустынный камуфляж Т-90. Они были сфотографированы при погрузке на корабль в порту Усть-Луга.
Уже в апреле 2018 года первые танки Т-90 оказались на иракской земле. Большая часть машин была передана 9-й дивизии армии Ирака, дислоцированной в городе Тайджи. Впоследствии, как сообщали местные СМИ, в эту же часть были поставлены российские боевые машины пехоты БМП-3.
Ранее на вооружении дивизии находились американские танки, которые были выведены в резерв. Примечательно, что дивизия не только сменила поставщика техники, но и изменила дизайн боевого знамени. Если ранее на знамени дивизии был изображен танк M1A2 Abrams, то в более «поздней версии» он был заменен на легендарный советский Т-34-85.
По оценке экспертов, поставленные в Ирак машины отличаются от танков Т-90, которые эксплуатируются в Вооруженных силах России. На иракские танки установлены бортовые экраны. Ранее эта защита была опробована на танках Т-72-Б3 в Сирии.
Также на боевые машины «иракского» образца были установлены дополнительные энергоагрегаты. Это важное дополнение позволяет экипажу использовать вооружение и другое оборудование танка даже при выключенном двигателе. В условиях жаркой пустынной местности это позволяет существенно увеличить ресурс двигателя. Энергоагрегаты позволяют танку некоторое время продолжать движение даже после попадания в двигатель ракеты или при выходе его из строя по техническим причинам.
На иракские Т-90 устанавливаются противотанковые ракетные комплексы «Рефлекс-М» (в Ираке более известны по натовской классификации как AT-11 Sniper), способные поражать цели на расстоянии до 5000 метров. В условиях преимущественно пустынной местности возможность ведения прицельного огня на такую дистанцию делает Т-90 еще более привлекательным для потенциальных операторов.
По состоянию на весну-лето 2020 года личный состав армии Ирака проходит переобучение на базе 9-й дивизии в Тайджи. Эксперты не исключают в будущем закупки новых партий Т-90С для иракской армии, которая может сделать эту боевую машину своим основным боевым танком.
На Африканском континенте
Для арабских государств Северной Африки (Магриба) танк Т-90 давно не является новинкой. Крупнейшим (после Индии) эксплуатантом бронетехники этой модели являются вооруженные силы Алжира, которые успешно используют российские танки уже более десяти лет.
С 2006 года Алжир закупил в общей сложности 508 Т-90СА, причем последние поставки были осуществлены весной 2020 года. Используемые алжирской армией танки Т-90СА являются продолжением разработанных для Индии Т-90С.
На машины установлены системы кондиционирования и охлаждения приборов ночного видения, а также доработанная система обнаружения лазерного излучения. С 2016 года на алжирские Т-90СА устанавливаются комплексы оптико-электронного подавления «Штора-1».
Пример, с одной стороны, Алжира, как государства со сходными климатическими условиями, а с другой — Ирака, чьи вооруженные силы переходят с американского вооружения на российское, вероятно, вдохновил еще одну региональную державу на закупку танков Т-90. О своем намерении закупать и, что куда интереснее, производить по лицензии Т-90 для своих вооруженных сил заявили власти Египта.
Слухи о том, что крупная партия российской бронетехники может быть закуплена армией Египта, ходили с 2018 года. Фигурировали цифры в 200–300 машин. И только в июле 2020 года стали известны детали соглашения.
Как заявил министр транспорта Египта генерал-майор Камель аль-Вазир, между Каиром и Москвой был подписан контракт на поставку 500 танков Т90-МС «Прорыв». Как отметил министр, лицензионная сборка танков будет развернута на территории Египта. Аль-Вазир подчеркнул, что реализация контракта позволит оборонной промышленности страны получить новый опыт производства современной бронетехники и значительно увеличит боевую мощь вооруженных сил страны.
Справка «АС»
Т-90М (в экспортной модификации — Т-90МЭ) «Прорыв» — модификация базового танка Т-90. На танках этой модели установлена высокоавтоматизированная система управления огнем (СУО) нового поколения «Калина», панорамный прицел командира с лазерным дальномером, телевизионным и тепловизионным каналами наведения и многоканальный прицел оператора-наводчика «Сосна-У».
Максимальная дальность стрельбы кумулятивными и подкалиберными боеприпасами составляет 4000 метров, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории — до 10 тыс. метров. Автомат заряжания орудия позволил сократить экипаж до трех человек.
Помимо основного орудия (125-мм пушка 2А82-1М с боекомплектом 40 выстрелов) танк также может быть оснащен противотанковым ракетным комплексом ПТРК 9К119 «Рефлекс-М» и 9К119М «Инвар» с запускаемыми через ствол основного орудия ракетами.
Модифицированный танк оснащен вспомогательной дизель-генераторной установкой, которая позволяет существенно экономить расход топлива и в разы снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне.
Как именно будет осуществляться контракт, пока остается неясным. Еще до официального заявления о заключении контракта арабские СМИ сообщали, что половина российских танков будет поставлена как готовая продукция, а другая половина — в виде комплектов, предусматривающих сварку и сборку корпуса и башни самим заказчиком. Предполагалось, что мощности египетского оборонно-промышленного комплекса позволят собирать до 50 танков в год.
Примечательно, что с 1992 года в Египте по контракту с американской компанией General Dynamics ведется сборка танков M1A1 Abrams. Для Каира принципиально важно осуществлять сборку на своей территории для обогащения своих военно-промышленных кадров ценным опытом.
Однако, как показала практика, сборка «Абрамсов» обходится дороже, чем закупка готовых танков в США. Эксперты предполагают, что производство Т-90МС обойдется египетскому оборонному бюджету существенно дешевле. По оценке специалистов, стоимость одного танка Т-90С, собранного по лицензии в Индии, оценивается в $2,5 млн за единицу. Стоимость современного американского танка варьируется в районе $10–12 млн, плюс затраты на дорогостоящее техническое обслуживание.
Также египетская пресса обращала внимание на то, что танки американского производства являются слишком тяжелыми и неподходящими к условиям гибридной партизанской войны. СМИ писали, что десятки танков M1A2 Abrams саудовской армии были уничтожены в ходе конфликта в Йемене, причем неповоротливость «Абрамсов» делала их легкой мишенью для операторов противотанковых ракетных комплексов.
Пресса отметила, что зачастую саудовские «Абрамсы» оставлялись экипажем из-за незначительных поломок и отсутствия тяжелых тягачей, которые могли бы в условиях горно-пустынной местности эвакуировать пострадавшие машины.
Таким образом, Т-90 остается сочетанием, с одной стороны, высокой эффективности и надежности, продемонстрированной на деле, а с другой — относительно небольшой цены.
Альтернатива западным аналогам
Отказ таких стран, как Египет (крупнейший получатель американской военной помощи после Израиля со времен Кэмп-Дэвида) и Ирак (до недавнего времени — де-факто «колония» США), от американской техники вызвал дискуссию в военно-политических изданиях в России, на Западе и в странах Ближнего Востока. Многие эксперты приходят к выводу, что полноценный дебют Т-90 в Сирии может сделать его конкурентом всем другим танкам на ближневосточном рынке.
Ряд экспертов называют среди потенциальных покупателей российских танков другие страны региона — Турцию, Саудовскую Аравию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Иорданию. Для одних стран Т-90 может стать современной, но одновременно с тем недорогой заменой устаревшей бронетехники, для других — альтернативой «Леклеркам», «Абрамсам» и «Челленджерам».
Многие специалисты сходятся во мнении, что современные западные танки зачастую оказываются слишком дорогими для того, чтобы использовать их в гибридной войне, где преимущество остается за скоростью, маневренностью, неприхотливостью.
Немаловажным преимуществом российских вооружений перед, например, американскими остается… позиция американских властей. Пример Турции, которую США исключили из числа покупателей истребителей F-35, или Ирака, который лишился поставок комплектующих для бронетехники из-за сотрудничества с Ираном, делает Вашингтон крайне непредсказуемым союзником. Руководствуясь исключительно своими соображениями, США могут блокировать сотрудничество с недавними партнерами, используя свое влияние на вооруженные силы «союзников» как элемент шантажа.
Таким образом, Т-90 как альтернатива «Абрамсу» в перспективе может рассматриваться в более широком смысле. Как российская альтернатива американскому подходу к военно-политическому сотрудничеству.
---
* Террористическая организация, запрещенная в РФ.