Сильнейшая армия Магриба

Сильнейшая армия Магриба

Алжир — стратегический партнер России в Северной Африке
© twitter.com@kad_ghani
Алжир — стратегический партнер России в Северной Африке
23 сентября 2020, 09:12
Реклама

Одна из самых закрытых и вместе с тем одна из самых влиятельных стран арабского мира — Алжирская Народная Демократическая Республика — на протяжении последних двадцати лет остается одним из крупнейших покупателей современной российской военной техники. Армия Алжира строится «по российскому образцу». Командование алжирской армии рассматривает Россию в качестве партнера по программе совместных военных учений и поддержанию мира в североафриканском регионе. «Армейский стандарт» проанализировал сведения об армии Алжира и ее боеспособности.

Т-90 на Африканском континенте

На протяжении 90-х годов прошлого столетия слово «Алжир» было синонимом термина «гражданская война». Примерно как Сирия или Ливия в наши дни. После обретения независимости от Франции в 1962 году алжирское правительство попыталось построить в стране народно-демократический режим, дружественный, но не союзный СССР.

За годы независимости в народных массах ослабла романтика борьбы с колониализмом, которую вытеснили бытовые проблемы. Разочарование населения в правительстве привело к росту популярности радикальных исламистских организаций. Попытка радикалов в 1991 году прийти к власти путем выборов провалилась, после чего исламисты перешли к открытому противостоянию с правительством.

Кровопролитная гражданская война закончилась только в начале прошлого десятилетия. И сразу после стабилизации обстановки в стране новое правительство озаботилось закупкой современного оружия и военной техники для своей армии. При этом нередко предпочтение отдавалось российскому оружию.

Первый масштабный контракт на поставку российского вооружения и техники в Алжир был подписан в 2006 году.

Армия Алжира заказала 28 истребителей Су-30МКА (алжирская модификация созданных для ВВС Индии Су-30МКИ), 16 учебно-боевых самолетов Як-130, три зенитные ракетные системы С-300ПМУ-2, 38 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», 185 танков Т-90С, 216 противотанковых ракетных комплексов «Корнет», 8 систем высокоточного оружия «Краснополь», две подводные лодки проекта 636М. Стоимость контракта составила $7,5 млрд.

В 2011 году был заключен новый контракт на поставку армии Алжира 120 танков Т-90С на сумму около $500 млн. В 2013-м — контракт на поставку 42 ударных вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник» и 6 тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т2 на сумму приблизительно $2,7 млрд.

В 2014 году Алжир договорился с «Рособоронэкспортом» о возможности лицензионной сборки 200 танков Т-90 на сумму около 1$ млрд.

В 2016-м заключен контракт на поставку в Алжир около 300 боевых машин поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор».

После исполнения основных контрактов алжирские власти заключали опционные соглашения. Так, в 2011 году алжирская сторона заказала еще 16 истребителей Су-30МКА на сумму $900 млн. В 2016 году для ВВС Алжира были закуплены дополнительно 14 истребителей Су-30МКА общей стоимостью около $800 млн, а в 2019 году Алжир заказал 16 истребителей Су-30МКИ(А) и 14 истребителей МиГ-29М/М2 на сумму около $2 млрд. Некоторые из этих вооружений были получены Алжиром до официального принятия на вооружение армии России.

С 2018 года в армию Алжира стали поступать тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, однако подробности контракта в СМИ не сообщались.

Таким образом, вооруженные силы Алжира стали одним из крупнейших эксплуатантов современных российских вооружений в арабском мире.

Алжир — один из региональных лидеров по добыче нефти, на деньги от продажи которой и покупается современное вооружение. Масштабы закупок могут показаться странными, тем более что по отдельным видам вооружений Алжир может соперничать с сильнейшими в военном отношении странами Европы.

Тем не менее у алжирских властей есть несколько мотивов, которые побуждают их заключать новые оборонные контракты. Руководствуются они древнеримским принципом: «Хочешь мира — готовься к войне».

© twitter.com@kad_ghani

Враги внутренние и внешние

В Алжире существует достаточно активная оппозиция — как либеральная, так и откровенно исламистская. Зимой 2019 года серия масштабных протестов по всей стране привела к тому, что 82-летний президент страны отказался выдвигать свою кандидатуру на очередных выборах. Хотя в высших эшелонах власти появились новые лица, обстановка в стране не стала спокойнее.

Внешние угрозы у страны тоже есть. Над Алжиром давно навис дамоклов меч возможной военной интервенции, по аналогии с тем, как это случилось в Ливии. Именно внутренняя и внешняя угрозы вместе стимулируют власти страны закупать современное оружие и заниматься модернизацией вооруженных сил.

Вооруженные силы Алжира состоят из Национальной народной армии (ННА) численностью 220 тыс. человек (включая 80 тыс. военнослужащих срочной службы), 65-тысячной Национальной жандармерии и Республиканской гвардии в составе 5 тыс. человек.

В состав ННА входят сухопутные войска, ВМС, ВВС и региональные управления ПВО.

Для выполнения задач по обеспечению безопасности страны вооруженные силы Алжира для удобства разделены на семь военных округов. Каждый из них выполняет задачи, обусловленные географическими особенностями местности.

Первый и второй военные округа обеспечивают безопасность столицы страны и прибрежной густонаселенной зоны.

К третьему округу относятся западные границы страны, в том числе участок Сахары, на который претендует Марокко. В связи со сложившейся региональной обстановкой пункты пропуска на границе Алжира и Марокко — единственное безопасное место въезда и выезда.

Четвертый и пятый округа прикрывают государственные границы с Тунисом и Ливией. В последние годы именно на этом направлении сосредоточены наиболее боеспособные танковые и артиллерийские формирования.

Шестому округу отводится задача по обороне алжирского куска пустыни Сахара и государственных границ с Мали и Нигером.

В 2013 году из-за напряженной обстановки в Ливии был создан седьмой округ, штаб которого находится в городе Иллизи (на стыке границ Ливии, Нигера и Алжира).

Ежегодно вооруженные силы Алжира проводят стратегические учения «Маджд», направленные на подготовку войск к ведению боевых действий в условиях современной войны. По сценарию учений, различные рода войск отрабатывают совместные действия по освобождению территорий, захваченных условным противником. Особая роль в учениях уделяется боевому применению авиации и войск ПВО.

Также на учениях отрабатывается применение крупных танковых соединений при поддержке легкой бронетехники, пехоты и штурмовой авиации. Как правило, позиции «условного противника» подвергаются мощному ракетно-артиллерийскому удару с применением тяжелых огнеметных систем и реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч». На острие «атаки» чаще всего действуют танки Т-90СА.

На основании анализа учебно-боевых мероприятий эксперты приходят к выводу, что вооруженные силы Алжира находятся в режиме постоянной готовности к боевым действиям против регулярной армии. Учитывая, что ни одна из соседних стран несопоставима с Алжиром по военной мощи, в качестве вероятного противника называются США, страны Европы и блока НАТО.

© twitter.com@kad_ghani

Опыт борьбы с терроризмом

Но главный враг для алжирской армии (по крайней мере — пока) — враг внутренний, а точнее — североафриканские филиалы международных террористических группировок Аль-Каида и ИГ* (деятельность организаций запрещена на территории РФ по решению Верховного суда).

В последнее время обстановка в Северной Африке крайне обострилась из-за того, что остатки боевиков покидают Сирию и Ирак и ищут новые места базирования. Многие из них оседают в Ливии, Мали и Нигере. По данным ООН, за последние два года число террористических атак в регионе возросло в несколько раз, что, разумеется, не может не беспокоить власти Алжира, которые не понаслышке знают об угрозе терроризма.

Согласно национальной антитеррористической стратегии, к борьбе с радикалами привлекаются силы армии, Национальной жандармерии (или Республиканской гвардии), полиции и Главного управления национальной безопасности. При этом силовые структуры разграничивают свою деятельность. Полицейские структуры несут службу в городах, жандармерия — на дорогах, на городских окраинах и в пригородных районах. Армии отводится наиболее сложная задача — поиск и ликвидация бандгрупп в горных, лесных и пустынных районах.

Как правило, облавы и масштабные антитеррористические операции проводятся в осенне-зимний период, когда боевики лишаются возможности прятаться в лесистой местности. Чаще всего к силовым операциям привлекаются подразделения 1-го, 4-го и 5-го военных округов.

За последние 20 лет алжирские вооруженные силы отработали выверенную и слаженную тактику силовых операций. Перед началом боевых действий подразделения армии и жандармерии плотно блокируют зону проведения операции. На дорогах создаются дополнительные блокпосты, осуществляется досмотр всего транспорта, покидающего зону проведения контртеррористической операции. Непосредственно перед началом операции боевиков информируют о возможности сдачи и маршрутах безопасного коридора.

После этого подразделения радиоэлектронной борьбы полностью или частично подавляют любые телефонные и радиопереговоры между террористами, заодно лишая террористов возможности приводить в действие взрывные устройства.

Благодаря разветвленной системе информирования силовики заранее узнают о вооружении бандгруппы и исходя из этого планируют ее ликвидацию. В случае если террористы вооружены ручными противотанковыми гранатометами, по их базам наносят удары штурмовые вертолеты Ми-24 и Ми-28НЭ. Известны случаи, когда для нанесения ударов по боевикам привлекались самолеты Су-24М и Су-30МКА. Армейская авиация также привлекается к патрулированию государственных границ страны.

В труднодоступных районах с вертолетов Ми-8 могут высаживаться армейские подразделения. В последние годы вводится практика «оперативных групп»: в гражданских аэропортах и на военных аэродромах постоянно базируются 1–2 вертолета Ми-8 и группа быстрого реагирования армии или жандармерии. Применение такой тактики позволило в разы увеличить оперативность действий силовых структур.

К патрулированию морских границ привлекаются военные корабли ВМС Алжира. И в этом направлении алжирские власти сотрудничают с Военно-морским флотом России. Регулярно проводятся совместные учения по борьбе с пиратством в интересах обеспечения безопасности гражданского судоходства в западной части Средиземного моря.

© twitter.com@kad_ghani

Однако борьба с терроризмом в Алжире не исчерпывается только силовыми операциями. Правительство Алжира активно проводит в жизнь программу по предотвращению отмывания денег и спонсирования террористической деятельности. Банковые структуры обязаны давать полный отчет обо всех финансовых операциях, а также предоставлять данные об источниках средств на счетах вкладчиков. В стране также запрещено открытие анонимных и цифровых счетов.

Еще один закон Алжира в области борьбы с терроризмом ограничивает покупку автомобилей повышенной проходимости без необходимых обоснований.

Отдельная роль в борьбе с терроризмом отводится средствам массовой информации. Газеты и телеканалы регулярно публикуют отчеты об антитеррористических операциях, а также публикуют интервью с террористами, сложившими оружие и вернувшимися к мирной жизни. Благодаря умело поставленной агитации многие граждане, по ошибке примкнувшие к террористам, добровольно складывают оружие. Власти активно сотрудничают с представителями религиозных организаций, в первую очередь мусульманских, которые призваны вести борьбу с распространением радикальных исламских идей.

Горизонты сотрудничества

Правительство Алжира и командование вооруженных сил страны всегда заявляли, что рассматривают Россию как стратегического партнера в военной сфере. И на практике это сотрудничество выглядит более чем внушительно.

Алжир всегда направляет свои команды для участия в Международных армейских играх, где алжирские военнослужащие традиционно показывают высокий уровень.

Поставки военной техники по ранее заключенным контрактам для армии Алжира продолжаются. Но впереди у стран потенциально новый этап сотрудничества.

По информации ряда СМИ, в 2019 году был заключен контракт на огромную сумму — $6 млрд. По условиям этого соглашения Алжир должен до 2025 года получить 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и 14 многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57. Официальные лица не подтвердили, но и не опровергли данные публикации.

Внимание СМИ привлекло, что здание одного из корпусов минобороны Алжира украсило изображение двух Су-57 в «пустынном» камуфляже. Многие восприняли этот факт как определенный намек на то, что в ближайшее время Алжир рассчитывает стать первым зарубежным эксплуатантом новейшей машины.

По оценке экспертов, новая волна интереса арабских государств к российскому рынку вооружений началась после того, как многие модели техники успешно показали себя в ходе операции ВКС России в Сирии. Технические показатели российской техники, ее приспособленность к климатическим условиям пустыни, продемонстрированные в Сирии, делают ее все более привлекательной для зарубежных заказчиков. И вполне вероятно, что армия Алжира, которая более всего ценит боевые качества оружия, еще не раз выступит заказчиком передовых отечественных разработок.

Реклама
Реклама