Диета для «похудения» Ил-112В
Продолжаются испытания российского авиационного «долгостроя» — легкого военно-транспортного турбовинтового самолета Ил-112В. Первый его полет состоялся в марте 2019 года. В ходе летных тестов выяснилось, что конструкция перетяжелена. Военный заказчик поставил разработчикам задачу — срочно изменить конструкцию, чтобы ее облегчить. При этом не должны пострадать прочностные характеристики Ил-112В, который идет на замену «авиастарью» — советской постройки Ан-24 и Ан-26 разработки украинского КБ Антонова.
Легкий транспортник в КБ Ильюшина начали создавать 20 лет назад. Его предназначение — транспортировка и воздушное десантирование легких образцов вооружения и военной техники, грузов общей массой до 5 тонн и личного состава, а также разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации воздушного судна в различных географических и климатических условиях — от пустыни до Арктики.
Он должен заменить Ан-24, серийное производство которых началось в СССР в далеком 1962 году.
За два десятка лет работы над Ил-112В несколько раз прекращали. Предпочтение военный заказчик отдавал в пользу более совершенного и отработанного украинского аналога — турбовинтового Ан-140. Было даже освоено производство Ан-140 на самарском авиазаводе. Но после разрыва в 2014 году кооперационных связей с украинскими авиаразработчиками решено было реанимировать проект ильюшинской фирмы.
Первый вылет военной машины Ил-112В несколько лет переносили, а когда она впервые взлетела в Воронеже, выяснилось, что ее летно-технические характеристики не соответствуют тактико-техническому заданию военного заказчика. Самолет оказался тяжелее, чем планировалось. В результате заданная грузоподъемность — 5 тонн при максимальной взлетной массе 21 тонна — не обеспечивалась.
Разработчику — КБ имени Ильюшина — поставили задачу внести конструктивные изменения, иначе заказчик мог предъявить финансовые претензии. Как минимум самолет должен был «похудеть» на тонну.
В октябре 2019 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что опытный образец Ил-112В находится на комплексной доработке, в том числе с целью снижения массы. За счет чего планируется снизить массу самолета — не сообщалось.
И вот специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) сообщили о завершении цикла испытаний модели Ил-112В в рамках работ по снижению веса конструкции. Эксперименты проводились по заказу фирмы «Ил» — головного предприятия дивизиона транспортной авиации ОАК.
ЦАГИ раскрыл главную цель тестов: изучение аэродинамических свойств модели с имитаторами облегченных элементов конструкции самолета, в частности, мотогондол и обтекателей шасси, а также их влияния на крейсерские характеристики самолета.
Итак, выйти из пикантной ситуации разработчики хотят за счет второстепенных элементов конструкции — металлических кожухов, закрывающих двигательную установку, а также металлических обтекателей ниши, в которую складываются шасси самолета. Эти элементы не влияют особо на прочностные характеристики самолета. В отличие, например, от крыла или фюзеляжа.
Как сообщили в ЦАГИ, тесты проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-106 на режимах, близких к крейсерскому полету, то есть при скорости воздушного потока в 600–800 км/ч.
Специалисты провели методические испытания по оценке влияния каждого элемента на общую аэродинамику самолета.
Представитель ЦАГИ Виталий Губский сообщил: тесты показали, что «на облегченном варианте получен сравнимый уровень аэродинамических характеристик, как и на исходном, более тяжелом».
«Дело в том, что подобная модификация, направленная на снижение веса конструкции, как правило, приводит к общему ухудшению характеристик самолета. Однако ранее проведенные расчетные исследования позволили свести все негативные эффекты к минимуму, что подтверждено экспериментом в аэродинамической трубе», — сказал специалист.
На этом тестовые мытарства Ил-112В не закончены. Следующий этап - исследования шарнирных моментов доработанных органов управления на модели полукрыла самолета Ил-112В в аэродинамической трубе Т-102.
Разработчикам легкого транспортника надо очень постараться, чтобы не сорвать планы военных. Так, Минобороны РФ рассчитывает получить два доработанных легких транспортника Ил-112В в 2021 году. Они будут участвовать в испытаниях.
Справка «АС».
Экипаж Ил-112В уменьшен до двух человек.
Самолет получит комплекс самообороны «Витебск», защищающий самолет от ракет с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения.
Ил-112В оснащается двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7−115СТ.
Грузоподъемность — 5 т.
Максимальный взлетный вес — 21 т.
Емкость топливных баков — 7200 л.