«Второе дыхание» Ми-35П

«Второе дыхание» Ми-35П

Ударный вертолет получил новые боевые возможности
© russianhelicopters.aero
Ударный вертолет получил новые боевые возможности
29 сентября 2020, 06:28
Реклама

Показ на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» боевого вертолёта Ми-35П в обновлённом облике совпал с началом его серийного выпуска на предприятии «Роствертол». Это вызвало ещё больший интерес к новинке. Впрочем, вертолёт Ми-35П уже достаточно хорошо известен, но теперь он обрёл «второе дыхание». «Армейский стандарт» оценил новые возможности винтокрылой боевой машины.

И в Африке тоже…

У родоначальника серии этих боевых вертолётов, легендарного Ми-24, осенью прошлого года был полувековой юбилей: в 1969-м он впервые поднялся в воздух. Заложенные конструкторами лётно-технические характеристики оказались настолько удачными, что за двадцать лет советского периода, до 1990 года, в различных модификациях выпустили порядка 3300 вертолётов.

Транспортно-боевую машину по достоинству оценили и за рубежом: экспортный вариант Ми-35 и позднее Ми-35П закупили несколько десятков стран в самых разных уголках мира. Даже в сложные для экономики России 1990-е годы выпуск этих зарекомендовавших себя вертолётов продолжался: они отправлялись в Анголу, Замбию, Индонезию, Кипр, Шри-Ланку и др.

Собственно, высокий спрос и подтолкнул к кардинальной модернизации Ми-35П — требовалось учесть современные требования к винтокрылым машинам. Потенциальные заказчики этот шаг оценили. К примеру, настоящий фурор обновлённый вертолёт вызвал в октябре 2019 года на экономическом форуме «Россия — Африка» в Сочи. Неудивительно: в государствах этого континента воздушный транспорт весьма востребован и закупки производятся регулярно.

«В странах Африки зарегистрировано более 900 вертолётов, произведённых на предприятиях холдинга «Вертолёты России», — сообщил его генеральный директор Андрей Богинский. — Это практически каждый четвертый вертолёт на континенте, а если говорить о военной технике, то доля наших машин достигает 40 процентов. Безусловно, это создаёт огромный потенциал для сотрудничества по обслуживанию, модернизации и обновлению имеющегося парка. В военной сфере речь о модернизированном ударном вертолёте Ми-35П — это дальнейшее развитие зарекомендовавшего себя семейства машин. Вертолёты типа Ми-24/35 — одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Такой богатый опыт позволил нам довести эту платформу до совершенства».

Сегодня в Африке эксплуатируется порядка 250 машин семейства Ми-24/35. Иными словами, там Ми-35П в особой рекламе не нуждается. Особенно учитывая его всеми признанную универсальность: он может использоваться не только в боевых действиях, например, для борьбы с танками и бронетехникой или для доставки десанта — до 8 военнослужащих, — но и в санитарном (эвакуация до четырёх раненых с поля боя) и транспортном вариантах, в том числе с использованием внешней подвески. Не помеха и сложные геоклиматические условия: Ми-35П успешно решает задачи в высокогорье, при сильной влажности и высокой температуре, днём и ночью.

© russianhelicopters.aero

Небо дало «добро»

Первый образец обновлённого вертолёта Ми-35П завершил программу типовых лётных испытаний. Они проходили на базе предприятия «Роствертол» и Национального центра вертолетостроения имени М.Л.Миля и Н.И.Камова. При этом Ми-35П выполнил ряд полётов с применением нового вооружения и бортового оборудования. Правильность внедрённых конструктивных изменений и заявленные характеристики полностью подтверждены. Дано «добро» на серийное производство в новом облике.

Что же удалось сделать в ходе проведённого обновления Ми-35П? Насколько повысилась эффективность применения вертолёта?

«Ми-35П создан в кооперации предприятий Ростеха и сочетает в себе лучшие качества легендарного семейства Ми-24, закалённого в воздушных боях по всему миру, и новейшие российские разработки в области бортового радиоэлектронного оборудования, — отметил Андрей Богинский. — В прошлом году мы продемонстрировали эту машину целому ряду потенциальных заказчиков и сегодня можем с уверенностью говорить о том, что вертолёт востребован — началось серийное производство Ми-35П по первому заключённому контракту с иностранным заказчиком».

Если коротко, то усовершенствованный вертолёт теперь имеет новую обзорно-прицельную систему, современный пилотажный комплекс и возможность автоматического сопровождения целей. Обновлено в соответствии с приобретённым опытом использования в «горячих точках» и появившимися задачами вооружение. Сама конструкция винтокрылой машины обеспечивает высокую боевую живучесть, а также снижает трудоёмкость технического обслуживания — сегодня это тоже немаловажно.

Улучшить и упростить

Теперь обо всём этом чуть подробнее. Итак, обновлённый Ми-35П стал лучше видеть. Его оборудовали модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н-1Л с матричным длинноволновым тепловизором 3-го поколения, цветной телевизионной камерой высокого разрешения и лазерным дальномером. Экипаж получил современные очки ночного видения поколения 3+, а также комплект внешнего и внутреннего светотехнического оборудования, адаптированного под применение таких очков.

Ещё одна потенциально возможная добавка на вертолёте — установка в качестве дополнительного оборудования аппаратуры VOR/ILS (эта международная радиотехническая система ближней навигации обеспечивает самолетовождение по наземным маякам VOR и выполнение захода на посадку по системе ILS), а также радиодальномера для замера дальности между вертолётом и наземными радиомаяками.

На вертолёте установлен новый цифровой пилотажный комплекс на основе автопилота ПКВ-8, который улучшил управляемость и устойчивость. Внедрённая новинка автоматизировала процесс пилотирования, что упростило действия лётчика.

И главное: модифицированный прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24-2 способствовал выполнению основной задачи в бою — повысил точность поражения целей. 

Всё для боя

Теперь лётные характеристики Ми-35П в сочетании с комплексом пилотажно-навигационного оборудования позволяют ему совершать полёты в любое время суток, в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях. Помимо визуального возможен полёт по приборам в различных физико-географических условиях, в том числе и над безориентирной местностью. Согласитесь, немаловажный момент при эксплуатации в пустыне, над морем или над той же южноамериканской сельвой. При этом вертолёт сохраняет круглосуточную возможность применения управляемого и неуправляемого вооружения.

© russianhelicopters.aero

На оружии стоит остановиться подробнее. Ми-35П вооружён подвижной двухствольной пушкой калибра 23 мм ГШ-23Л (вместо прежней неподвижной 30-мм) с боекомплектом в 250 выстрелов, а также неуправляемыми ракетами типа С-8.

Есть возможность установки подвесных контейнеров с 23-мм пушками, неуправляемыми ракетами типа С-13, противотанковыми управляемыми ракетами «Атака» с двухканальной системой управления и дальностью стрельбы до 6 км (или ракет «Вихрь-1» и «Вихрь-1М», поражающих цели на дальности свыше 7,5 км).

Возможна доработка вертолёта под применение управляемых ракет «Игла-С» класса «воздух–воздух», а также бортового комплекса обороны «Президент-С» с лазерной станцией подавления тепловых головок самонаведения ракет переносных зенитно-ракетных комплексов.

Боевая нагрузка на шести узлах подвески Ми-35П — до 2400 кг.

По мнению экспертов, вооружение сбалансировано и позволяет с высокой эффективностью использовать обновлённый вертолёт в различных вариантах применения. Отобрано всё лучшее, что удалось проверить в реальной обстановке на поле боя, и добавлены новейшие технологии и разработки.

Словом, под узнаваемой внешней оболочкой у Ми-35П современная и вполне конкурентоспособная начинка. Это тот случай, когда, перефразируя известное выражение, лучшее не враг, а развитие хорошего. Причём модернизация проведена не ради самой модернизации, а с учётом реальных потребностей потенциальных заказчиков. Поэтому можно не сомневаться — за ними дело не станет. 

Справка «АС»:

Лётно-технические характеристики «Ми-35П»

Длина — 17,51 м

Высота — 3,90 м

Масса вертолета:

  • пустого — 8200 кг;
  • максимальная взлётная — 11 500 кг.

Мощность двигателя (2 ГТД «Климов» ТВЗ-117ВМА) — 2 х 2225 л.с.

Максимальная скорость — 335 км/ч.

Крейсерская скорость — 260–280 км/ч.

Практическая/боевая дальность — 1000/450 км.

Практический/статический потолок — 4500/1750 м.

Экипаж — 2 человека.

Реклама
Реклама