Засекреченное мужество

Засекреченное мужество

История гибели ракетного крейсера К-219 и спасения его экипажа 35 лет назад
Вид c носа атомной ударной подводной лодки «Грейлинг», пришвартованной у пирса в Порт-Канаверале, штат Флорида, 25 июля 1993 года.
© navsource.org
История гибели ракетного крейсера К-219 и спасения его экипажа 35 лет назад
' + '' + ' ' + ''+ ' Вид c носа атомной ударной подводной лодки «Грейлинг», пришвартованной у пирса в Порт-Канаверале, штат Флорида, 25 июля 1993 года.
22 октября 2021, 09:17
Реклама

Засекречивание Пентагоном деталей столкновения американской атомной подводной лодки «Коннектикут» (Connecticut) с неизвестным объектом в Южно-Китайском море, произошедшее 7 октября 2021 года, вызвало негативную реакцию МИД Китая. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Чжао Лицзянь заявил 11 октября, что США несут ответственность за разъяснение деталей аварии и должны ответить на ряд вопросов. Где произошла авария? Привела ли она к ядерной утечке и нанесению ущерба морской среде? Повлияет ли авария на безопасность мореплавания и рыболовства в этом районе моря?

Аналогичные вопросы 35 лет назад американские власти задавали генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву после того, как в Саргассовом море 6 октября 1986 года затонул находившийся на боевой службе советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219, которым командовал капитан 2-го ранга Игорь Британов. Причиной гибели ракетоносца назвали взрыв в ракетной шахте №6, произошедший 3 октября, и начавшийся после него объемный пожар.

Повреждения ракетной палубы при взрыве в шахте №6.
© Фото из архива контр-адмирала Лазарева О.Н
Повреждения ракетной палубы при взрыве в шахте №6.

След «Аугусты»

Экипаж К-219, после безуспешных попыток отбуксировать крейсер с помощью подошедших гражданских судов, покинул аварийный ракетоносец. Матрос Сергей Преминин вручную опустил компенсирующие решетки реактора, предотвратив повторение Чернобыльской катастрофы, которая случилась пятью месяцами ранее. Самого Сергея никто из экипажа не смог спасти. Реакторный отсек подводного крейсера стал могилой матроса на глубине 5650 метров.

Политический обозреватель NBC News Уильям Аркин (William Arkin), который был консультантом канцелярии министра обороны и ЦРУ, служил в разведке с 1974 по 1978 год, сообщил тогда, что советский подводный крейсер «очень возможно» столкнулся с американской атомной подводной лодкой «Аугуста» (Augusta).

Представители Пентагона отказались комментировать эту гипотезу, запретив публиковать фотографии «Аугусты», на которых были видны явные следы столкновения. Позже они признали, что их подлодка столкнулась с неким неопознанным подводным объектом, но не признали, что этим объектом был советский подводный ракетоносец.

В большом обзоре «Военно-морские происшествия 1945–1988», изданном организацией «Гринпис» (Greenpeace) и Институтом политических исследований (Institute for Policy Studies) в 1989 году, Уильям Аркин и Джошуа Хэндлер (Joshua Handler), в то время эксперт «Гринписа», координатор проводимой организацией кампании по ядерному разоружению, повторили изложенную NBC News версию о столкновении. Кстати, Джошуа Хэндлер, по словам директора ФСБ Николая Патрушева, является кадровым сотрудником ЦРУ.

Авторы бюллетеня пишут, что Augusta (SSN-710) была повреждена в результате подводного столкновения во время патрулирования в Атлантике. Никто из членов экипажа не пострадал, подводная лодка направилась в Гротон, штат Коннектикут. 31 октября 1986 года «Аугусту» завели в сухой док судостроительной компании Electric Boat. У лодки заменили купол гидролокатора. Ремонт стоимостью $2,7 млн был завершен 13 декабря 1986 года. Вот и все. Для американских подводников почти рутинное происшествие, для советских — трагическая гибель людей и ракетоносца стоимостью 63 млн 299 тыс. 544 рубля (еще советских, с официальным курсом $1 = 0,61 коп.) без учета стоимости ядерного ракетного и торпедного оружия.

Всего после Второй мировой войны из 63 известных случаев столкновений подводных лодок с различными надводными и подводными объектами, включая корабли, суда и морское дно, только десять произошли между подводными лодками, находившимися в погруженном состоянии. Из них в семи случаях столкнулись советские или российские субмарины и американские. Ни одна из лодок не утонула.

АПЛ «Кострома» после столкновения.
© sfw.so
АПЛ «Кострома» после столкновения.

Два последних инцидента произошли подряд в 1992-м и 1993-м. В 1992-м столкнулись многоцелевые атомные подводные лодки «Кострома» и «Батон-Руж» (Baton Rouge), а в следующем году — подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Новомосковск» и многоцелевая (или по классификации ВМС США — ударная) атомная подводная лодка «Грейлинг» (Grayling).

Два века подводного плавания

В XXI веке техническое состояние российских подводных лодок, навыки личного состава, подготовка командиров и ответственность командования ВМФ неуклонно возрастали, это и является основой предупреждения инцидентов под водой.

Ничего подобного в прошлом веке не было и в помине. И гибель К-219 стала прямым следствием порочной практики слабой подготовки техники и подводников к боевой службе. Перед военными моряками ставили боевые задачи без учета состояния оружия и техники, а также уровня подготовки экипажей к эксплуатации.

Можно ли было предотвратить катастрофу К-219? Да, можно. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела и доклад комиссии по рассмотрению причин гибели военнослужащих Вооруженных сил СССР в мирное время.

Из переписки в Facebook с капитаном 1-го ранга Игорем Курдиным, который ранее служил старшим помощником командира в экипаже Игоря Британова, но не участвовал в последнем походе К-219, и другими подводниками — напрашивается вывод, что столкновение с «Аугустой», если и случилось, послужило катализатором трагедии, но не причиной.

«Перед выходом на боевую службу неисправен был второй кингстон (К2) шахты №6», — написал Игорь Курдин. В шахту поступала забортная вода, и срабатывал ДУН (датчик уровня нижний). При этом отключили систему сигнализации от приборов газоанализа в ракетной шахте. «На КСППО (корабельная система повседневного и предстартового обслуживания) сняли с контроля шахту №6», — продолжает Курдин.

К-219.
© wikipedia.org
К-219.

В Корабельном уставе ВМФ черным по белому написано, что нельзя выпускать лодку в море с неисправными механизмами или оружием. А если неисправность обнаружена в море, надо возвращаться. Но кто же мог это морякам позволить!

В конце сентября на лодке провели плановую (ежемесячную) проверку комплекса ракетного оружия, после чего кингстон шахты №6, отключенной от контроля в корабельной системе повседневного и предстартового обслуживания, не закрылся. Слив воды из шахты «наладили» через гальюн четвертого отсека.

«Текло несильно, и все, включая командира БЧ-5 (электромеханическая боевая часть), старшего помощника командира и других, просто перешагивали через шланг, заходя в курилку. Ну, течет и течет, конденсат, наверное», — написал Курдин.

При погружении на 100 метров для замера гидрологии после сеанса связи 3 октября бесконтрольная шестая шахта, точнее ее кольцевой зазор, заполнилась окончательно. «Вода из шланга уже била струей!» — подтвердил Курдин.

В шахте создалось избыточное давление, на которое не были рассчитаны баки с компонентами ракетного топлива. Они разрушились, окислитель (азотный тетроксид) и горючее (несимметричный диметилгидразин) смешались, и произошел взрыв. Дальнейшие события всем известны.

А ведь для предотвращения этой трагедии требовалось всего-навсего заменить один кингстон в шахте №6. «Даже в док не надо (ставить лодку)! Кингстон К2 находится в верхней части корпуса», — написал Игорь Курдин.

«С учетом… чистосердечного раскаяния… и наличия несовершеннолетних детей» командира К-219 капитана 2-го ранга Игоря Британова и командира электромеханической боевой части К-219 капитана 2-го ранга Игоря Красильникова освободили от уголовной ответственности. Командир 19-й дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Геннадий Шабалин поплатился своей должностью. Командующий флотилией контр-адмирал Иван Литвинов отделался взысканием.

Но в этой истории есть и настоящие герои, причем далекие от военной службы и подводного флота.

К-219.
© wikipedia.org
К-219.

Герои среди нас

Первыми на место аварии подошли суда торгового флота Министерства морского флота СССР. Они встали в круг, заслоняя собой аварийную подводную лодку от океанского буксира «Паухатан» (USNS Powhatan, назван по имени одного из индейских племен штата Виргиния), который был под флагом США и пытался взять К-219 на буксир. Тут же над волной периодически показывался перископ «Аугусты», а в небе барражировал американский самолет-разведчик «Орион». Он сбрасывал буи, заходил на боевой курс, имитировал атаку.

Гражданских моряков, находившихся под впечатлением чернобыльской трагедии, больше всего волновал вопрос о состоянии лодки: «А ядерно она не шарахнет?» Тем не менее на помощь поспешили суда «Федор Бредихин» (Рига), «Бакарица» (Архангельск), «Галилео Галилей» (Новороссийск) и суда Балтийского морского пароходства «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев».

Первым на воду спустил спасательную шлюпку теплоход «Красногвардейск». Над подводной лодкой тянулся шлейф оранжевого дыма. Гражданским морякам досталась порция ядовитых паров окислителя. Врач с «Красногвардейска» Дмитрий Гаврилов вызвался подняться на борт К-219 для оказания помощи пострадавшим.

Потом гражданские моряки провели рискованную операцию по взятию на буксир аварийной лодки. Конец стального каната диаметром 48 мм и длиной более 500 метров надо было закрепить на палубе ракетоносца. К лодке вышла шлюпка с «Анатолия Васильева» под командованием старпома Юрия Иванова. Ветер усилился, волна поднялась до трех метров. Вытащить специальный буксирный рым из штатного хранилища на носу ракетоносца не получилось. Попытались его вытянуть тросом, но трос оборвался, намотался на винт шлюпки, мотор заглох, и шлюпку понесло к середине лодки, как раз туда, где клубился оранжевый дым. Уходили на веслах, но оранжевое облако азотного тетроксида все же ее достало.

К-219 и корабль «Анатолии Васильев», 4 октября 1986 года.
© navy.mil
К-219 и корабль «Анатолии Васильев», 4 октября 1986 года.

Буксировку начали 5 октября в 18.20. Шли со скоростью не больше двух узлов. К-219 зарывался в волну. 6 октября в 6.25 буксирный трос оборвался, крейсер начал тонуть. Британов предупредил, что могут быть взрывы. В 10.55 по УКВ-связи раздался отборнейший мат старшего помощника К-219 Сергея Владимирова, ждавшего в шлюпке: «...Сейчас рванет!»

«Красногвардейск» и «Галилео Галилей» рванули от лодки на максимальной скорости. В это время на «Красногвардейске» получили по радио команду: «Срочно уходить! Корпус судна может быть поврежден!»

В машинном отделении слышали, как по корпусу словно ударили кувалдой, а потом последовала очередь из десяти ударов — подводная лодка была «диким давлением сжата» на глубине. К сожалению, это был не тот случай, о котором поется в «Усталой подлодке», — «скоро ребята в перископы увидят волну...»

Из-за засекреченности аварии не осталось документов, подтверждающих героизм и мужество советских моряков торгового флота. Только в приказе начальника Балтийского морского пароходства указывалось, что моряки сухогруза «Красногвардейск» и ролкера «Анатолий Васильев» спасли некий «экипаж» какого-то «объекта». За проявленное мужество всем членам экипажей объявили благодарность, особо отличившихся поощрили премией, экипажи судов наградили почетными грамотами.

Справедливость по отношению к героическим участникам спасательной операции удалось восстановить только после того, как Министерство обороны РФ возглавил Сергей Шойгу. 26 декабря 2013 года он подписал приказ о награждении спасателей медалью… «За укрепление боевого содружества». Ну, а какой же еще?! Ведь архив Министерства морского флота сгорел, пепел развеялся, Балтийского морского пароходства больше нет. Да и многих спасателей уже нет среди нас. Кто докажет, что они где-то в Саргассовом море кого-то спасали?

Сергей Шойгу поступил так, как подсказала совесть. А награда — она любая ценится, независимо от названия, как и сам подвиг гражданских моряков.

Реклама
Реклама