Назовите коронное - и мы его приготовим
«Война войной, а обед по распорядку». История приписывает эту широко известную фразу и королю Пруссии Фридриху Вильгельму I, и российскому полководцу Александру Суворову. Но не так уж и важно, кому принадлежат эти слова, ведь то, что на голодный желудок не повоюешь, понятно даже людям, далеким от армии.
На смену солдатской похлебке, изготовленной в котелке на костре, пришли полевые кухни, позволяющие кормить защитников Отечества в походных условиях ничуть не хуже, чем в полноценной столовой. В современных Вооруженных силах к вопросу питания военнослужащих подходят со всей ответственностью. И вкусно, и разнообразно, и КБЖУ — соотношение калорий, белков, жиров и углеводов — соблюдено. Как питаются российские военные в полях, корреспонденту «Армейского стандарта» рассказал начальник продовольственной службы 201-й российской военной базы майор Марат Гыймадиев.
Таджикистан. Полигон Харбмайдон. Песчаный океан, уходящий за горизонт. Условия самые что ни на есть спартанские. А на походном столе, вблизи развернутой полевой кухни, для всех желающих — дымящийся самовар, пироги и булочки. Ешь не хочу. Дома и то такую красоту не каждой хозяйке под силу испечь, а как это сделать «в песках», для меня, до общения с начпродом, поистине было загадкой.
На вопрос, как организовано питание военнослужащих в походных условиях, офицер рассказал, что преимущественно для приготовления еды используют консервированные и концентрированные продукты. Но и свежее мясо, и рыба в армейском рационе присутствуют. Холодильное оборудование позволяет длительное время сохранить продукты.
Новые технические средства также позволили включить в рацион свежие овощи. И даже фрукты. Единственная небольшая сложность, обусловленная жарким среднеазиатским климатом, заключается в подвозе продуктов из Душанбе, где дислоцируется российская база. Но и здесь современное оборудование упростило задачу.
На специальных плитах и в котлах можно приготовить все, что душе угодно. И первое, и второе, и компот. Есть в арсенале у военных поваров и духовые шкафы. Так что с выпечкой проблем нет.
— Вот это все мы здесь приготовили, — указывает жестом руки офицер на румяные золотистые булочки. — Пироги с повидлом, мясом, яйцом... На любой вкус и цвет, как говорится. У нас достаточно квалифицированный поварской и пекарский состав. Не один год готовят в полевых условиях, практика богатая. Есть и призеры соревнований в рамках Армейских игр. Оба наши пекаря заняли первое место по Центральному военному округу. Есть и те, кто в «горячих точках» побывал по долгу службы.
Майор рассказал, что для хранения продуктов предусмотрены специальные холодильники, морозильные лари и охлаждаемые камеры, которые полевая кухня возит с собой. Объем замороженных продуктов зависит от потребностей, конкретно — от численности подразделения, которое надо накормить.
— У нас и усиленная батальонно-тактическая группа голодной не останется, — заверил Марат. — Точную численность я вам, конечно, не могу назвать, но для понимания скажу, я готовил в полевых условиях на две тысячи человек. Проблем не возникало. Если вы походили по нашим пунктам питания, то наверняка видели, что машин для полевых кухонь у нас порядка 7–8 единиц. Каждая из кухонь способна приготовить до двухсот обедов.
— Сколько времени нужно, чтобы развернуть полевую кухню?
— Все зависит в первую очередь от опыта военных поваров и от количества людей. Так как у нас ребята уже бывалые, опыта хватает, за пять часов батальон накормим. Работает оборудование на дизельных форсунках, поэтому даже если электричества не будет, бойцы все равно получат горячую еду. Сложности в этом нет.
— На газовом баллоне приготовите? — уточнила я.
— Нет, именно на дизеле, — поправил меня майор. — Газовые баллоны запрещено использовать по технике безопасности. Очень огнеопасно и взрывоопасно. Даже бензин запрещено, чтобы вы понимали. Только дизельное топливо.
Без еды худо-бедно, но продержаться какое-то время можно, а вот без воды шансов немного. Глядя на раскинувшиеся вокруг пески Харбмайдона, вопрос питьевой воды родился сам собой.
— На любой речке инженерная служба может развернуть станции комплексной очистки, СКО. Наши машины для подвоза воды подъезжают и набирают чистую воду. По результатам проверки, она пригодна и для питья. Сбоев, к счастью, не было. Главное чтобы фильтры были в порядке. Вот, к примеру, у нас протекает река Вахш, она, мягко говоря, не очень прозрачная. Если вы видели, то понимаете, о чем я говорю. Но после фильтрации это полноценная питьевая вода, можно смело наливать в стакан и пить. К слову, она не только грубую очистку проходит, но и обогащается минералами и всеми необходимыми элементами.
Работают на полевой кухне не только повара в погонах. Есть и гражданские, модно именуемые специалистами по «аутсорсингу». Наемный персонал проходит тщательную проверку, рассказал майор, ведь ответственность за качество приготовленных блюд двухсторонняя: и на них, и на военных. Но если, не дай бог, что случится, спрос в первую очередь с командиров: как проверяли?
В рамках контроля качества продовольствия и оказания услуг представители Минобороны отбирают пробы и отправляют их для проверки в лаборатории. Любая деятельность гражданского персонала — под личным контролем начальника продовольственной службы, пояснил офицер.
— На полигоны гражданские специалисты, конечно, не выезжают, — уточнил офицер. — В полевых условиях готовят только военнослужащие.
Проходят в полку, как водится, и дни национальной кухни, рассказал майор.
— А какие любимые солдатские блюда?
— Так как личный состав дислоцирован в мусульманской республике, то, конечно, плов. И пельмени. Дни национальной кухни у нас самые разнообразные — казахская, азербайджанская, таджикская, татарская, удмуртская... Раз в месяц обязательно.
— А есть какое-то у вас коронное блюдо? Гордость поваров 201-й российской военной базы.
— Вы назовите коронное, а мы его вам приготовим, — смеется офицер.