Базы НАТО на Украине: скрытая угроза
Российский МИД высказал обеспокоенность в связи с тем, что НАТО осваивает территорию Украины в военном отношении. По данным МИДа, у натовцев на Украине уже не менее десяти военных объектов. Более того, военнослужащие НАТО там находятся постоянно, круглогодично, периодически проводя ротацию. И это несмотря на то, что по Конституции Украина не может иметь иностранных военных баз. «Армейский стандарт» разбирался в «украинской карусели».
Тест на COVID
Ежегодно Верховная рада Украины принимает закон, который утверждает решение президента о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию страны для участия в многонациональных учениях. Несмотря на важность для государства этого документа, он носит формальный характер. Например, в 2020 году парламент принял закон 4 марта, когда в Международном центре миротворчества и безопасности (село Старичи Яворовского района Львовской области) уже были американские подразделения.
Только раз начиная с 2015 года произошел сбой в налаженной машине иностранной военной помощи Украине. Весной на полигоне в Старичах слегли с COVID-19 канадские военные. Ежедневная газета «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail) 26 марта 2021 года сообщила, что канадская военная учебная миссия на Украине временно приостановлена «после крупной вспышки коронавируса среди военнослужащих».
Тогда же издание уточнило, что 200 канадских военнослужащих находятся на Украине с 2015 года. Каждая миссия длится полгода, последний раз ротация происходила в октябре 2020 года. При этом в Старичах несут службу порядка 150 военнослужащих, остальные 50 — находятся на других объектах.
Эта информация наводит на размышления о существовании секретных двусторонних договоров с Великобританией, Канадой и США о пребывании на Украине иностранных воинских подразделений сверх тех ежегодных квот, которые указаны в планах допуска подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины «для участия в многонациональных учениях».
Вызывает сомнения и продолжительность таких учений, они длятся 365 дней (в 2020 году — 366 дней). Всем понятно, что под видом «учений» скрывается факт круглогодичного пребывания иностранных военных с дислокацией в населенных пунктах, которые только по формальным признакам не подходят под определение «военная база», но фактически такими являются.
Утвержденные президентом планы и принятые Радой законы — фиговый лист, прикрывающий полную зависимость киевской власти от заокеанских кураторов. Неслучайно американские, британские и канадские военные находятся на Украине независимо от того, одобрила Рада их пребывание в стране или нет.
Например, в 2021 году парламент утвердил решение президента о допуске иностранных войск 26 января, однако американцы уже находились в Старичах на основании указа президента от 16 декабря 2020 года №570/2020. Иными словами, американцы в этом году обошлись без соблюдения формальностей, связанных с выполнением Конституции Украины.
Дело в том, что только Верховная рада, и только она одна, может разрешить иностранным военным въезд в страну. Такими полномочиями она наделена в соответствии с частью 23 стати 85 Конституции: одобрять решения президента о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины.
Пунктом 5 статьи 17 «Защита суверенитета и территориальной целостности Украины…» запрещено «функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом». Но если иностранные подразделения уже есть, а закона еще нет — это нарушение Конституции? Видимо, в Киеве руководствуются фразой Козьмы Пруткова:
«При виде исправной амуниции
Как презренны все конституции!»
Вся Украина превращена в один большой военный полигон. Каждый год на ее территории проходит примерно 25 международных учений и тренировок, в которых участвуют порядка 6 тыс. натовских солдат, в том числе 3,5 тыс. американцев. В это число не входят многочисленные военные делегации, миссии и инструкторы, регулярно посещающие высшие военные учебные заведения.
Иностранные военные делегации — частые и дорогие гости в Национальном университете обороны (Киев), Академии Сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (Львов), межвидовой Военной академии (Одесса). То есть там, где готовят будущую элиту вооруженных сил Украины.
Американцы, канадцы, англичане внимательно знакомятся с учебно-воспитательным процессом, консультируют руководство вузов, приглядываются к будущим офицерам, среди которых впоследствии будут отбирать кандидатов для стажировки в военных вузах США.
Чужие среди своих
Под строгое определение «военная база» не подходит ни один иностранный воинский контингент, потому что иностранные войска «размазаны» по Украине, как масло по бутерброду. Например, в апреле 2021 года канадский телеканал CBC News сообщил, что на Украине находится около 200 канадских военнослужащих, приписанных к «учебной миссии». «Они разбросаны в различных местах в Центральной и Западной Украине, причем основная часть контингента находится в Яворове недалеко от польской границы», — объяснили канадские журналисты со ссылкой на военное ведомство своей страны.
Действительно, в соответствии с планами проведения учений иностранные военные регулярно бывают в Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Черновицкой областях. Американские, британские и канадские военные нашли гостеприимный приют помимо Международного центра миротворчества и безопасности (Львовская область) в 235-м межвидовом центре подготовки воинских частей и подразделений «Широкий Лан» (село Михайловка, Николаевская область), а также на 233-м, 241-м и 242-м общевойсковых полигонах в Ровенской, Херсонской и Черниговской областях соответственно.
235-й Центр построен относительно недавно по стандартам НАТО. В марте 2021 года здесь впервые приступила к обучению под присмотром натовских инструкторов 57-я отдельная мотопехотная бригада Сухопутных войск. Полевой городок Центра создан с учетом иностранного опыта. На полигоне построены казармы-общежития и другие объекты для комфортного проживания личного состава.
Все эти центры и базы официально перечислены в законе о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины. Однако иностранных военных видят и в других городах и селах. Что они там делают — никто не спрашивает, главное — чтобы платили. И гости чувствуют себя хозяевами на украинской земле, потому что щедро платят за всё.
США и Великобритания полностью оплачивают расходы на материально-техническое обеспечение своих войск на Украине. Основная статья их расходов — закупка горюче-смазочных материалов. Заключаются договоры на обустройство инфраструктурных и логистических объектов — казарм, складов, мест хранения техники и оружия.
По сути, в ближайшем будущем они могут стать опорными пунктами развертывания боевых частей и соединений иностранных армий. А пока можно ограничиться частыми ротациями воинских подразделений, под присмотром которых и создаются эти опорные пункты мобилизационного развертывания войск.
Примечательно, что в соответствии с украинским законодательством иностранный воинский контингент и обслуживающий его гражданский персонал могут приезжать и находиться на Украине со своими чадами и домочадцами. Это определено законом Украины 2000 года в редакции от 17 июня 2020 года.
То есть речь идет уже не об участии в каких-то учениях, которые длятся от силы две недели, а о длительном пребывании военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей на территории Украины. А ведь семьи где-то должны жить, проводить свой досуг, дети — учиться, жены — создавать домашний уют. И пусть это называется не военной базой, а, например, селом Старичи, суть от названия не меняется. От придания селу статуса американской военной базы удерживает только одно — финансирование, вернее — его отсутствие.
Если президент Польши Анджей Дуда готов платить за американскую базу ежегодно $2 млрд, то у Зеленского просто нет таких денег, поэтому он Америке с этой точки зрения не интересен. Пока Америка и другие страны НАТО сами помогают ему деньгами, в том числе и на проведение военных игр с участием натовских войск. И хорошо помогают.
Например, в 2020 году, если верить документам Верховной рады, на финансирование многонациональных учений из бюджета министерства обороны было выделено 63,8 млн гривен. А в 2021 году — только 38,5 млн гривен (примерно $1,5 млн). То есть почти в два раза меньше, хотя учений и по количеству, и по масштабам было больше. Кто доплатил недостающие примерно $50 млн? Попробуйте угадать с трех раз. А кто указы Зеленского утверждал, тому и гадать не надо, в них черным по белому написано, что один из источников финансирования — международная помощь.
Игры с «Геркулесом»
А теперь самое интересное — зачем Соединенным Штатам, Великобритании, Канаде участвовать в военных играх Украины? Сами по себе эти игры не представляют большого интереса для иностранных военных. Иное дело — военная логистика. В частности, создание военных складов и переброска больших воинских контингентов, боевое и тыловое обеспечение.
Например, во время учений над Черным морем многоцелевые истребители F-16 из 31-го истребительного авиаполка ВВС США, дислоцированного на авиабазе Авиано в Италии, прикрывают истребители F-16 ВВС Румынии. А могли бы те и другие взлетать с какого-нибудь украинского аэродрома. Вероятность таких полетов возрастает год от года. Например, дозаправку истребителей в воздухе осуществляют самолеты-танкеры KC-135 американских и британских ВВС. Американские дозаправщики уже не раз совершали посадку в аэропорту Львова. Теперь, надо полагать, следующими на посадку зайдут иностранные истребители.
Вообще под видом учений идет освоение военно-транспортной и боевой авиацией США военных и гражданских аэродромов Незалежной. Сегодня даже дети знают в крупных областных центрах, как выглядит американский военно-транспортный самолет Локхид C-130 «Геркулес» (Lockheed C-130 Hercules). «Геркулесы» регулярно доставляют военные грузы в Киев, Львов, Одессу и другие города Украины.
В рамках учений тактическая авиация США и НАТО осваивает разные аэродромы, включая международные аэропорты двойного назначения. Такие, как Одесса (известный военным летчикам как аэродром «Школьный»), Херсон (по-военному — аэродром «Чернобаевка»), Николаев, а также крупные военные аэродромы, например Кульбакино на юго-восточной окраине Николаева.
Особое место в логистике полетов американской и британской авиации занимает военный аэродром «Озёрное» в 11 километрах юго-восточнее Житомира. В мобилизационных документах Украины и США он известен как аэродром «Скоморохи» (по расположенному на северной окраине поселка городского типа Озёрное селу Скоморохи).
Рядом с аэродромом расположена крупная база хранения военной техники, арсенал вооружений ПВО, другие военные объекты. С 1 января 2018 года на «Озёрном» базируется 39-я бригада тактической авиации. То есть аэродром действующий и сугубо военный. И вдруг — на сайте частного предприятия «Авиакомпания Озёрное — Житомир» читаем, что этот аэродром совместного использования, является международным и внесен в англоязычное издание «AIR of Ukraine» (не путать с Международным аэропортом «Житомир» на восточной окраине областного центра!).
Частное предприятие обеспечивает хранение и обработку грузов, таможенное оформление и предоставляет другие виды услуг. На территории грузового терминала находится структурное подразделение Житомирской таможни (таможенный пост «Житомир-центральный»).
То есть созданы все условия, чтобы сюда прилетали американские «Геркулесы», разгружались и улетали. И все было бы шито-крыто, потому что вокруг ни души, кроме военных, а те умеют хранить секреты.
Пригодился и заброшенный до недавнего времени военный аэродром «Канатово», что недалеко от областного центра Кропивницкий (до 2016 года — Кировоград). Начиная с 2015 года он используется как запасной аэродром ВВС.
Трудно понять, чем он приглянулся американцам, но в документах о допуске иностранных военных «Канатово» тоже значится, наравне с другими аэропортами и аэродромами. Как и посадочные площадки на островах Змеиный, Первомайский, Тендровская коса и в других местах, представляющих интерес с точки зрения боевого обеспечения базирования кораблей НАТО в портах черноморского побережья Украины.
Базовая дипломатия
Боевые корабли и суда снабжения США, Великобритании и других стран Альянса регулярно заходят в морские торговые порты городов Одесса и Южный (в Аджалыкском лимане). Однако они не совсем удобны для военных. Иное дело — военно-морская база в Очакове — всего в 150 километрах от российского Крыма.
На территории этой базы 1-й военно-морской мобильный строительный батальон ВМС США (Naval Mobile Construction Battalion 1 — NMCB 1) в период с 2017 по 2019 год на американские деньги выполнил работы по укреплению и модернизации причального фронта, строительству судоремонтного завода с плавучим доком и контрольно-пропускных пунктов с ограждением по периметру. Кроме того, здесь построен и функционирует Центр морских операций, о котором сообщала пресс-служба ВМС США еще весной 2018 года.
Как пояснили в пресс-службе ВМС США, такие центры представляют собой командные и контрольные организации оперативного уровня. Они предназначены для обеспечения военно-морских возможностей во всем диапазоне военных операций. Именно такой центр американцы собирались ранее построить в Севастополе. «Крымская весна» нарушила эти планы.
Американское издание Breaking Defense особо подчеркнуло, что база в Очакове находится всего в 150 километрах от западного берега Крыма. Учитывая выгоды такого положения, Центр морских операций упростит сбор разведданных о российском регионе.
Неслучайно американцы практически заново отстроили военно-морскую базу в Очакове. Как теперь ее называть, если не базой НАТО? В Киеве этому только рады. В апреле 2019 года Степан Полторак, в то время — министр обороны Украины, заявил, что на встрече в Брюсселе в формате «Украина и министры обороны стран НАТО» была достигнута договоренность о заходах кораблей НАТО в порты Украины на постоянной основе.
Ясно, что наш потенциальный противник уже не откажется от Черного моря ни при каких обстоятельствах. Официальный представитель Альянса Оана Лунгеску пояснила: «Черное море имеет стратегическое значение для НАТО».
Для стратегических целей нужны стратегические базы. Причем не только черноморские. В одном из интервью украинским СМИ атташе по вопросам обороны при посольстве Великобритании в Киеве коммодор Тим Вудс заявил: «Мы также рассматриваем вопрос восстановления и модернизации инфраструктуры (морских баз) в Бердянске на берегу Азовского моря и в Очакове».
По словам военного дипломата, ряд компаний в Великобритании уже работают над инфраструктурными проектами на Украине. Речь идет о строительстве складов горюче-смазочных материалов, боеприпасов, ремонтных баз и оборудовании причального фронта.
Верховная рада Украины приняла доктринальные документы, согласно которым страна прямым курсом идет в НАТО. Сегодня только военная сила России сдерживает это поступательное движение своей соседки. Но с избранного пути она сама уже не свернет, поэтому натовские базы на территории Украины просто не могут не появиться. Иное противоречило бы политике Альянса.
Киевская власть пытается всячески ускорить процесс создания баз и вступления страны в НАТО. С этой целью систематически проводят социологические исследования. В этом году их было уже два.
В апреле 2021 года около 54% жителей Украины высказались за вступление страны в НАТО. Такой результат опроса представил 30 июня Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Согласно его отчету, с 2015 года этот показатель увеличился на 5%. Против высказались чуть больше 30% украинцев. Был опрошен 2021 респондент старше 18 лет, теоретическая погрешность выборки — 2,3%. Исследование осуществлялось при финансовой поддержке посольства Великобритании. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Тот же результат — 54% «за» и 27% «против» — показал опрос, проведенный социологической группой «Рейтинг» с 20 июля по 9 августа. Были опрошены 20 тысяч респондентов методом телефонного интервью. Статистическая погрешность не превышает 4%.
Самое тревожное в этой политике «скрытного базостроительства» заключается в том, что Украина стремится в Альянс не для того, чтобы лучше жить, а для того, чтобы лучше воевать, и конечно — с Россией. На внеочередном заседании 30 марта Верховная рада Украины приняла постановление №5312 «О Заявлении Верховной рады Украины относительно эскалации российско-украинского вооруженного конфликта».
«В этом заявлении мы едва ли не впервые с трибуны Верховной рады открыто заявляем о наличии не только вооруженной агрессии, но и о российско-украинском вооруженном конфликте, и это вполне юридически корректный и решительный шаг со стороны Верховной рады». Так прокомментировал документ председатель Комитета Верховной рады Украины по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко. По его словам, правильная юридическая квалификация ситуации на востоке Украины означает, что речь идет «именно о международном вооруженном конфликте, то есть о войне, в которой есть только две стороны — Россия и Украина».
Сегодня о войне с Россией на Украине не говорит только глухонемой. Страну уже сравнили с ружьем на стене. В последнем акте истории украинской государственности оно обязательно выстрелит.