Атака дронов

Атака дронов

О чем заставляет задуматься покушение на премьер-министра Ирака с помощью ударного беспилотника
© Кадр из видео
О чем заставляет задуматься покушение на премьер-министра Ирака с помощью ударного беспилотника
15 ноября 2021, 09:22
Реклама

В ночь на 7 ноября в Багдаде была атакована резиденция премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми. Иракское агентство INA со ссылкой на местные органы безопасности сообщило о покушении на премьера с беспилотника. Удар был нанесен по объекту, который расположен в хорошо охраняемом районе столицы Ирака. Обстоятельства нападения должны привлечь внимание к проблеме защиты государственных деятелей от ударных беспилотников. Так считает специалист в области беспилотных авиационных систем Денис ФЕДУТИНОВ. Вот что он рассказал «Армейскому стандарту».

Багдадский инцидент

В последние годы неоднократно отмечались атаки на военные и гражданские объекты, осуществлявшиеся негосударственными акторами с помощью «беспилотников-камикадзе». Пример решения силовых задач методами, лежащими вне правового поля, подали США, практиковавшие удары с помощью беспилотных летательных аппаратов в различных регионах мира. Однако развитие технологий и повышение доступности беспилотных систем предоставили похожие возможности негосударственным вооруженным формированиям.

Очередной подобный инцидент произошел в ночь на 7 ноября в Багдаде. Телеканал Al Arabiya сообщил, что премьера Ирака госпитализировали после атаки беспилотника на его резиденцию в столице страны. Политика привезли в больницу с легкими ранениями, однако позже он заявил, что «все в порядке».

В МВД Ирака сообщили, что атака была совершена при помощи трех беспилотных летательных аппаратов, два из которых удалось сбить. При этом третий беспилотник поразил дом аль-Казыми. В результате несколько сотрудников охраны премьер-министра получили ранения. По данным СМИ, общее число пострадавших оценивается в 10 человек.

США назвали произошедшее «очевидным террористическим актом» и предложили Ираку помощь в расследовании покушения. Пока в прессе были опубликованы лишь несколько фотографий помещений, видимо, самой резиденции иракского премьера. На них видны некоторые повреждения и разрушения, которые вызваны зарядом явно небольшой мощности. При этом самих беспилотных летательных аппаратов, использованных неизвестными для данной атаки, предъявлено общественности не было. Несмотря на то что либо сами аппараты, либо их фрагменты, безусловно, должны были остаться, а их демонстрация дала бы пищу для дополнительных размышлений.

БЛА компании DJI со сбрасываемыми взрывными устройствами.
© Кадр из видео
БЛА компании DJI со сбрасываемыми взрывными устройствами.

В целом можно разделить имевшие место случаи с применявшимися подобным образом «беспилотниками-камикадзе» на три основные категории в соответствии с происхождением самих летательных аппаратов. Во-первых, это системы, созданные кустарным способом. Во-вторых, адаптированные под террористические задачи гражданские дроны. И в-третьих, барражирующие боеприпасы промышленного производства.

Кустарные образцы

В ряде атак использовались аппараты явно кустарного изготовления. Наиболее ярким примером здесь является атака в Сирии на российскую авиационную базу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения Военно-морского флота России в Тартусе в январе 2018 года. Тогда террористами были задействованы 13 самодельных, снаряженных взрывными устройствами дронов.

Технологии создания малоразмерных беспилотников довольно давно не являются принадлежностью исключительно технологически развитых стран. Коммерциализация беспилотных систем расширила рынок. А масштабный рост числа потребителей способствовал удешевлению предлагаемых подсистем, предоставив их широкому кругу заинтересованных пользователей, среди которых имеются и незаконные вооруженные формирования.

Планеры применявшихся против российских военных объектов дронов были построены буквально из подручных материалов отнюдь не авиационного и даже не авиамодельного профиля. В рамках комплекса использовались некоторые решения, включая систему навигации и систему управления, которые были созданы в технологически развитых странах. Однако и они могли быть вполне доступны для приобретения на открытом рынке.

Многим тогда изменившееся положение вещей показалось невероятным. Однако, во-первых, не стоит недооценивать и способности разного рода негосударственных акторов. Деньги или идеи временами позволяют таким сообществам вербовать в свои ряды людей с необходимым, в том числе техническим образованием и соответствующими практическими навыками. А во-вторых, не стоит переоценивать сложность создания беспилотных систем малого класса. Многие чертежи и схемы имеются в открытом доступе. Также в интернет-магазинах доступны готовые детали и целые подсистемы, необходимые для комплексирования готовых изделий.

БЛА DJI-Matrice-600 использовался в покушении на президента Мадуро.
© DJI
БЛА DJI-Matrice-600 использовался в покушении на президента Мадуро.

Адаптированные решения

Террористы нередко использовали адаптированные под их задачи гражданские дроны. Так, в 2018 году во время выступления президента Венесуэлы Николаса Мадуро на военном параде в Каракасе на него было совершено покушение при помощи двух (по другим данным — трех) беспилотников гражданского назначения. К их корпусам были прикреплены взрывные устройства на основе С4 и поражающих элементов.

Атака была произведена во время произнесения главой государства речи в память о 81-й годовщине Боливарианской национальной гвардии. Первый дрон разорвался над гвардейцами, что привело к ранению как минимум семерых военнослужащих. Президент был защищен охраной при помощи баллистических щитов. Позднее подорвался второй дрон, после чего на площади началась паника.

Сами беспилотные аппараты, использовавшиеся в данной атаке, — мультикоптерные беспилотники Matrice 600 (M600) разработки китайской компании DJI. Об этом позднее объявил министр внутренних дел Венесуэлы Нестор Реверола.

M600 — это электрический мультироторный беспилотник с шестью тянущими винтами максимальной взлетной массой 15,1 кг, способный оставаться в воздухе до 16 минут с целевой нагрузкой массой до 6 кг на борту.

Использование в качестве носителей беспилотных аппаратов гражданского или даже хоббийного класса ранее неоднократно фиксировалось в ходе действий боевиков исламистской экстремистской организации «Исламское государство» (признано террористическим и запрещено в РФ) в Ираке и Сирии. Один из наиболее широко применявшихся террористическими группировками на этом театре военных действий беспилотных летательных аппаратов — квадрокоптер Phantom китайской компании DJI. Он модифицирован для несения сбрасываемых боеприпасов заводского или кустарного изготовления.

Самодельные беспилотники атаковавшие объекты Вооруженных сил России в Сирии.
© Кадр из видео
Самодельные беспилотники атаковавшие объекты Вооруженных сил России в Сирии.

Использовались террористами и беспилотники самолетного типа, включая Skywalker X8 разработки китайской компании Guilin Feiyu Electronic Technology, и X-UAV Talon китайской HOOAH Aviation Technology Co., Ltd.

Серийные дроны

Военные парады стали нередкой мишенью для террористов. Несколько атак, схожих с венесуэльской, имели место в Йемене. Так, в январе 2019 года во время проведения военного парада на территории военной базы Аль-Анад дрон хуситов взорвался в 20 метрах от трибун со зрителями.

В церемонии участвовало высшее командование армии президента Абд-Рабу Мансура Хади. По меньшей мере шесть человек погибли в результате взрыва, а еще как минимум 20 человек получили различные ранения. Среди них начальник генштаба вооруженных сил страны Абдалла ан-Нахи и губернатор провинции Лахдж Ахмед Абдалла ат-Турк.

Судя по фотографиям обломков дрона, которые появились в Сети, в качестве «камикадзе» использовался беспилотный аппарат Ababil иранской разработки, который сами хуситы именуют Qasef 1. Это существенно более серьезный летательный аппарат, нежели в случае с дронами кустарного производства или модифицированными игрушками. Работающий на бензине двигатель внутреннего сгорания аппарата Qasef 1 обеспечивает ему максимальную продолжительность полета до двух часов и дальность действия 150 км. При этом на борту такой аппарат несет боевую часть массой до 30 кг.

БЛА Qasef-1 неоднократно применялись в атаках объектов Саудовской Аравии.
© wikipedia.org
БЛА Qasef-1 неоднократно применялись в атаках объектов Саудовской Аравии.

Примером наиболее масштабного применения такого рода беспилотных систем является проведенная хуситами в ночь на 14 сентября 2019 года атака на объекты саудовской компании Saudi Aramco. По заявлению, сделанному в эфире телеканала «Аль-Масира» представителем вооруженных сил мятежников генералом Я.Сариа, йеменские повстанцы из движения «Ансар Алла» нанесли не менее шести ударов по объектам компании в Эр-Рияде.

В частности, нападению подвергся крупнейший в мире нефтеперерабатывающий комплекс вблизи города Абкаик, где проживает много иностранных специалистов, а также нефтеперерабатывающий завод в районе Хурайс, в котором располагается второе по величине нефтяное месторождение королевства.

Среди фрагментов беспилотных летательных аппаратов, продемонстрированных позднее саудовской стороной, были аппараты, внешне похожие на аппараты Qasef 1, а также крылатые ракеты Quds, которые, вероятно, также имеют иранские корни.

Новые реалии

Подводя итог, стоит отметить, что мир в последние 5–7 лет столкнулся с новым видом угроз, ранее практически не отмечавшихся. При этом за отмеченный период имел место постепенный рост частоты использования «беспилотников-камикадзе» негосударственными, зачастую террористическими структурами. И нет оснований полагать, что данная тенденция в ближайшей перспективе изменится. Скорее всего, частота применения будет и далее расти.

Среди описанных трех категорий наибольший урон потенциально могут нанести серийно изготавливаемые барражирующие боеприпасы. Однако наибольшие угрозы представляют собой первые две категории. Их распространение крайне сложно контролировать. Помимо доступности как самих платформ, так и компонентов для сборки, они достаточно дешевы, что открывает возможность организации единовременных налетов групп таких дронов. Возможно, достаточно многочисленных.

В отличие от военных объектов, гражданские более чем уязвимы для таких преступных действий. Наибольшую привлекательность для атак имеют массовые мероприятия, однако нельзя исключать и другие чувствительные для общества цели. Сложившиеся реалии обусловливают необходимость выстраивать защиту гражданских объектов. Как технически, так и организационно.

Реклама
Реклама