«И нет нам тверже почвы под ногами…»
В сентябре первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», проект 627, совершила свое последнее плавание из Кольского залива через Баренцево и Белое моря и Беломорско-Балтийский канал в Неву и встала к причалу судостроительного завода «Северная верфь». Этот путь она проделала в транспортном плавучем доке «Свияга». Однако весь путь с Севера на Балтику у К-3 оказался более извилистым и сложным. «Армейский стандарт» попытался исследовать его от начала до победного завершения.
В шаге от утилизации
Когда-то через шлюзы Беломорско-Балтийского канала поднимались на север плавучие доки с подводными лодками, построенными на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород). За 70 лет предприятие передало Военно-морскому флоту 275 субмарин. Из них 26 были атомными. Свой путь в океан они начинали на Волге, переходили в Белое море, далее — везде.
Плавание К-3 в «Свияге» можно было бы назвать рядовым явлением. Если бы и сама лодка, и ее судьба не были особенными. Она стала «первой» во всем многообразии этого определения. Первая атомная подводная лодка, построенная в Советском Союзе. Первая среди советских лодок, совершивших подводное плавание подо льдами Северного Ледовитого океана. Первая побывавшая в районе Северного полюса. Наконец, она станет первой и, наверное, единственной мемориальной атомной подводной лодкой в будущем Музее военно-морской славы России в Кронштадте. Подводную лодку К-3 после переоборудования в музей планируют открыть для посетителей в рамках проекта «Остров фортов» в 2023 году.
Превращение боевой подводной лодки в музейный экспонат растянулось на десятилетия. Планы сохранения для истории и потомков славной подлодки родились сразу после вывода К-3 из боевого состава Северного флота в 1991 году. Одними из первых эту идею высказали бывший командир группы дистанционного управления атомной энергетической установкой К-3 Николай Мормуль, закончивший военную службу в должности начальника технического управления Северного флота, и президент некоммерческой организации «Благотворительный морской фонд» Петр Ищенко, служивший на Северном флоте постоянным корреспондентом газеты «Красная звезда».
Однако денег на трансформацию атомохода в музей в 90-е годы собрать не удалось. И все-таки от идеи не отказались в судостроительной отрасли. Во втором докладе норвежского неправительственного экологического объединения «Беллуна» (Belluna), вышедшем из печати в 1996 году, со ссылкой на Николая Мормуля отмечалось: «Головную К-3 планируется переоборудовать под музей. Проект разработан КБ «Малахит».
Через шесть лет К-3 привели из Северодвинска в Полярный, где на судоремонтном заводе №10 лодку собирались «порезать на иголки». И вновь судьба ее тогда сберегла. А еще через три года ее отправили в Снежногорск, на завод «Нерпа», все с той же целью — утилизировать. И вновь каким-то чудом «Ленинский комсомол» уцелел.
В 2008 году Морская коллегия при Правительстве РФ решила все-таки переоборудовать лодку в музей. В немалой степени этому поспособствовал, наверное, Игорь Левитин, в то время министр транспорта и заместитель председателя Морской коллегии.
Счет на полмиллиарда
Решение координационного органа правительства осталось невыполненным. Более того, в Объединенной судостроительной корпорации вновь вернулись к планам утилизации К-3 до конца 2013 года. Как объясняли в корпорации, для сохранения лодки и последующего переоборудования в музей требуется более полумиллиарда рублей, а денег нет.
Кроме того, стапельная площадка, на которой хранится лодка, срочно нужна под другой заказ — утилизацию плавучей технологической базы обслуживания атомных ледоколов «Лепсе». На последней хранилось 260 килограммов урана U-235, 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония Pu-239. Их активность составляла 680 тыс. кюри. Все это серьезный довод отказаться от хранения «Ленинского комсомола» ради утилизации смертельно опасного судна.
Казалось, сама судьба была против сохранения К-3. И на это были объективные причины: с одной стороны, судоремонтники наконец-то приступили к выполнению специального постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1095-296, принятого еще в сентябре 1989 года, об утилизации судна «Лепсе», с другой — по-прежнему не было финансирования на переоборудование лодки в музей.
По словам неназванного в СМИ представителя Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), на превращение лодки в музей требовалось порядка 650 миллионов рублей. А по словам пресс-секретаря завода «Нерпа» Ирины Анзулатовой, на первый этап работ нужно было найти лишь 50 миллионов рублей.
«Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось все это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя», — рассказала тогда Ирина Анзулатова корреспонденту газеты «Известия» Алексею Михайлову.
Минобороны начинает и выигрывает
Инициатором сохранения и переоборудования лодки в музей стало Русское географическое общество, которое в августе 2009-го возглавил Сергей Шойгу. 50 миллионов рублей, конечно, можно было найти, но кто их должен был искать?
И тут энтузиасты сохранения «Ленинского комсомола» споткнулись на ровном месте. Дело в том, что лодка оказалась… бесхозной. В 1991 году Главкомат ВМФ вывел К-3 из боевого состава флота и передал по принадлежности — Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Росимущество, в свою очередь, передало лодку Росатому и ОСК на утилизацию. Однако на заводе «Нерпа» сохранились документы, согласно которым К-3 оставалась в ведении ВМФ России.
Таким образом, ни Морская коллегия, ни Русское географическое общество, ни какое другое ведомство, включая МЧС, в соответствии с российским законодательством не имели права тратить свои бюджетные средства на содержание имущества, которое им не принадлежало.
В 2013 году появилась надежда, что деньги наконец найдут в Министерстве обороны после того, как военное ведомство возглавил Сергей Шойгу. В декабре 2013 года, во время праздничных торжеств на заводе «Севмаш» по случаю 55-летия «Ленинского комсомола», главный конструктор атомных подлодок первого и второго поколений Радий Шмаков сообщил об этом как о деле уже решенном.
К Дню подводника, 19 марта 2019 года, рабочие «Нерпы» завершили все работы по конвертации лодки, заварили все забортные отверстия и спустили лодку на воду в акватории завода.
В октябре 2020 года стало известно, что к 2023 году подводная лодка К-3 станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Работы по восстановлению легкого корпуса, изготовлению опорных оснований и подготовке К-3 к перегону в Кронштадт выполнил завод «Нерпа».
Проектную документацию по музеефикации субмарины подготовило Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», где в свое время и был разработан проект 627.
Таким образом, чаяния ветеранов-подводников и всех, кто неравнодушен к истории отечественного флота, близки к осуществлению.
Сегодня в России есть девять мемориальных дизель-электрических подводных лодок советской постройки: Б-307 в Тольятти, Б-396 «Новосибирский комсомолец» в Москве, Б-413 в Калининграде, Б-440 в Вытегре (Вологодская область), Д-2 «Народоволец» и С-189 в Санкт-Петербурге, К-21 в Североморске, М-261 в Краснодаре и С-56 во Владивостоке.
Еще 11 советских подводных лодок в годы правления Ельцина были проданы за рубеж и в разное время служили музеями и развлекательными комплексами в восьми странах, в том числе: три подводные лодки — в США, две — в Германии и по одной — в Бельгии, Дании, Индии, Индонезии, Нидерландах и на Украине. Некоторые из них и сейчас остаются в таком качестве за рубежом.
До недавнего времени во всем мире 105 подводных лодок сохранялось в виде музеев в 36 странах. И только США могли себе позволить сделать музеем свою первую атомную подводную лодку «Наутилус» (Nautilus). Теперь и в России будет музей «Атомная подводная лодка К-3».
Ждать осталось недолго, по сравнению с эпопеей ее сохранения, длившейся десятилетия. «Ленинский комсомол» займет достойное место в экспозиции Музея военно-морской славы России и станет зримым символом мужества и славы покорителей морских глубин, свидетельством высоких достижений отечественной науки и техники и создателей этой техники — конструкторов, рабочих и служащих судостроительной отрасли.
В 1943 году поэт, подводник, Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Фисанович написал стихотворение, ставшее «Песней строевой подводной». В ней есть такие строки: «И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей». У нас под ногами твердая почва, пока мы храним память о героическом прошлом нашего народа-труженика, народа-воина.