Украинская армия перевооружается. Для этого летом 2020 года создано министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности с годовым бюджетом более 2,7 млрд гривен. В декабре 2020 года глава нового ведомства и вице-премьер в украинском правительстве Олег Уруский провел совещание, на котором озвучил приоритеты перевооружения украинской армии в 2021–2022 годы: ракетное вооружение, высокоточное оружие, беспилотная и пилотируемая авиация, бронетехника, надводные корабли, артиллерия и боеприпасы. Не исключен декларативный характер этого заявления, но есть вещи, требующие к себе особого внимания.
«Ольха», «Ураганы», «Смерчи»
Разгром частей вооруженных сил Украины осенью 2014 — зимой 2015 года под Иловайском и Дебальцево послужил первым, самым впечатляющим уроком для военного руководства и общества. Генералы пришли к пониманию, что для успешного ведения современной войны армии нужны, прежде всего, оперативно-тактические ракетные комплексы, желательно с крылатыми ракетами, и реактивные системы залпового огня с самонаводящимися реактивными снарядами. Ничего подобного раньше в «незалежной» не делали.
«Украине повезло, что тут есть предприятия, которые работают со взрывчаткой, высокоточной механикой, ракетными порохами, разрабатывают и производят турбореактивные двигатели, в том числе, краткосрочного или разового применения», — говорит генконструктор — гендиректор Государственного Киевского КБ «Луч», доктор технических наук, профессор Олег Коростелев, ставший в 2020 году Героем Украины.
Много чего умеют делать на Украине, но не все, что нужно армии.
Мне посчастливилось встретиться с замечательным ученым, конструктором, лауреатом множества государственных премий, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», Героем России Николаем Макаровцом. К сожалению, недавно его не стало. Долгие годы он возглавлял в Туле Научно-производственное объединение «Сплав», был генеральным конструктором российских реактивных систем залпового огня (РСЗО) трех поколений. Зашел разговор о его родной Сумщине и вообще об Украине. В то время там шли испытания новой РСЗО «Ольха». Спросил у конструктора: что получилось у наших соседей? Николай Александрович уверенно заявил: они поставили только головку самонаведения, а сама ракета осталась советской. Им никогда не сделать такого ракетного топлива, как у наших РСЗО «Смерч», «Торнадо», «Ураган».
Подтвердил это и земляк Николая Александровича — директор Научно-производственного объединения «Павлоградский химический завод», главный конструктор твердотопливных ракетных двигателей, Герой Украины Леонид Шиман. На пресс-конференции он признался, что новое топливо для РСЗО на его заводе получают путем… переработки старого.
Тем не менее, по словам Леонида Шимана, Павлоградский химический завод восстанавливает работы по созданию компонентов топлива. Его теперь потребуется очень много для ракет оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2», берегового противокорабельного комплекса «Нептун», реактивных снарядов РСЗО «Ольха-М» и «Тайфун-1». Как сказал Леонид Шиман, его предприятие «займется производством порядка 2,5 тысяч ракет для РСЗО «Ольха-М».
У генконструктора — гендиректора ГККБ «Луч» планы еще грандиознее. «Мы производим несколько тысяч ракет в год, и попытаемся увеличить в ближайшие год-два их производство на 30–40%, то есть перешагнуть 10-тысячный рубеж», — говорит Олег Коростелев.
Как ожидается, реактивные снаряды РСЗО «Ольха-М» с дальностью стрельбы до 130 км будут приняты на вооружение уже в первые месяцы 2021 года. Новую систему первой получит 107-я реактивная артиллерийская бригада (сформирована на базе полка 1 января 2019 года). Не случайно именно ее штатные расчеты участвовали в испытании этой «Ольхи», начиная с лета 2019 года.
На вооружении 27-й отдельной реактивной артиллерийской бригады имени кошевого атамана Петра Калнышевского (в ее составе четыре дивизиона) и 15-го Дрогобычского реактивного артиллерийского полка остаются советские РСЗО: 220-мм «Ураган» и 300-мм «Смерч» соответственно. Других частей, вооруженных реактивными системами залпового огня, в украинской армии нет.
Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля продолжает работу по созданию реактивных снарядов больших калибров: 220-мм «Тайфун-2» для РСЗО «Ураган» и 300-мм «Тайфун-3» для РСЗО «Смерч», а также высокоточной версии реактивного снаряда «Тайфун-1». Последним планируют заменить штатные реактивные снаряды для 122-мм РСЗО «Град», его разнообразных клонов и дериваций, включая «Вербу» и «Берест».
Ракетное направление
Главным проектом КБ «Южное», которое было известно космическими ракетами «Зенит» и межконтинентальными баллистическими ракетами РС-20 («Сатана»), на протяжении уже двух десятилетий остается оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром-2» с дальностью стрельбы до 480 км. Опытно-конструкторские работы были профинансированы Саудовской Аравией, она же, как надеются украинские разработчики, станет и первым покупателем нового оружия.
В производственной кооперации Павлоградский химический завод, Харьковское КБ машиностроения имени А.А.Морозова, Харьковский завод транспортного оборудования, компания «Хартрон» (Харьков), разрабатывающая систему управления, ряд других предприятий.
Предполагается, что после экспортной поставки КБ «Южное» и завод «Южмаш» приступят к производству «Гром-2» для украинской армии. Новый ракетный комплекс должен прийти на смену советской «Точке-У», которая стоит на вооружении единственной в украинской армии 19-й отдельной ракетной бригады. Сейчас в ее составе находятся четыре дивизиона, в каждом — по четыре (по другим сведения — по три) комплекса «Точка-У».
В отдаленной перспективе на основе этой бригады некоторые генералы, явно страдающие «маниловщиной», надеются восстановить 1-ю ракетную дивизию, расформированную в 2004 году.
«Гром-2» дает пока только пропагандистские залпы. Испытания комплекса должны были состояться еще пять лет назад. В августе 2018 года полноразмерный макет показали на параде в Киеве. В 2019 году гендиректор КБ «Южное» заявил, что опытный образец готов к первой фазе испытаний. С тех пор об этом комплексе почти ничего не было слышно. И вот в октябре 2020 года появилась информация, что на доработку «Грома-2» требуется еще $300 млн.
«Это оружие по своим характеристикам не будет уступать российскому «Искандеру», что могло бы обеспечить нам частичный паритет с северным соседом. Однако это возможно лишь при условии, что государство продолжит финансирование. В заключение испытаний по предварительным оценкам требуется 300 миллионов долларов США», — написал в FB секретарь комитета Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, народный депутат полковник Службы безопасности Украины Роман Костенко.
Если Саудовская Аравия откажется (если уже не отказалась) от украинского ракетного комплекса, Украине в одиночку его не довести до промышленного образца. Ведь $300 млн — это, по официальном курсу Нацбанка Украины, более 8,52 млрд гривен или 40% финансовых ресурсов, выделенных в прошлом году на всю программу развития вооружения и военной техники. Ранее, когда еще не была пробита финансовая брешь в проекте, испытания комплекса планировали завершить в 2022 году. Теперь сроки, как было уже не раз, сдвигаются «вправо».
Летом 2020 года был принят на вооружение противокорабельный ракетный комплекс «Нептун». Решено начать его серийное производство. В 2021 году ВМС должны получить первый дивизион. Правда, 50-процентного аванса главный разработчик и главный подрядчик ракетного производства — ГККБ «Луч» — до сих пор не получил. Но контракт заключен, следовательно, начало его финансирования — вопрос ближайшего времени.
В целом, ракетное направление в вооружении украинской армии показывает, что Киев готовится к дистанционному ведению бесконтактной войны на юго-востоке Украины. Бить врага издалека, не подвергая себя опасности — удобно, но не реалистично.
Кроме того, для защиты позиций ракетных и артиллерийских частей понадобится глубоко эшелонированная, многоуровневая противовоздушная оборона с задействованием современных зенитно-ракетных комплексов и средств радиоэлектронной борьбы, которых пока у армии Украины нет. А без такой обороны ракетные комплексы, как и РСЗО, сами превращаются в удобные цели для поражения.
Донбасс — не Нагорный Карабах
Возвращение официальным Баку территорий семи азербайджанских районов, в течение 26 лет входивших в состав непризнанной Республики Арцах, вдохновило украинских националистов на громкие заявления о возвращении силовым путем Донбасса и Крыма. Особо впечатлительные натуры оказались под сильным гипнозом телевизионных картинок, на которых ударные беспилотные летательные аппараты и барражирующие высокоточные боеприпасы азербайджанской армии поражали наземные объекты оборонявшейся стороны. Киев пригласил турецких производителей беспилотников «до себе».
Впрочем, о беспилотниках «свидомые» задумывались давно. Еще в 2018 году Киев выразил желание купить у Анкары 12 ударных оперативно-тактических средневысотных беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета Bayraktar Tactical Block 2 (TB2). Но не рассчитал свои возможности. Денег хватило только на шесть.
За эти беспилотные аппараты и партию легких управляемых боеприпасов MAM-L производства турецкой компании Roketsan Украина заплатила $69 млн. Об этом 14 января 2019 года сообщило издание Defense News со ссылкой на турецких и украинских чиновников.
Комментируя приобретение в комплекте с беспилотниками легких управляемых боеприпасов MAM-L, украинские эксперты отметили, что высокоточное наведение боеприпаса и относительно небольшая боевая часть позволяют использовать MAM-L «против противника, который прикрывается гражданскими объектами, без риска для мирного населения». Звучит тревожно — где и по каким гражданским объектам мечтают наносить удары националисты? Для уничтожения гражданских объектов действительно хватит и шести беспилотников. Если же применять их против хорошо вооруженных воинских частей, защищенных средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), тогда и 48 вряд ли хватит…
В октябре 2020 года генеральный директор Укрспецэкспорта Вадим Ноздря заявил: «Украина планирует получить 48 беспилотников». Поскольку это достаточно крупная закупка, Киев договорился с Анкарой о создании совместного производства на территории Украины. Ноздря подчеркнул, что локализация производства «снизит стоимость каждого комплекса на 35%». Украинского чиновника процитировала турецкая ежедневная газета Daily Sabah («Утренняя ежедневная газета»).
Сейчас на Украине проводится тестирование приобретенных беспилотников. «Правда, украинские военные обнаружили неприятную вещь: закупленные в Турции беспилотные летательные аппараты имеют вовсе не такие мощные характеристики, как их азербайджанские аналоги», — пишет директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Речь, видимо, о тех аппаратах, которые были названы решающей силой в войне между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах осенью 2020 года.
Военные признают, что никто не знает, как поведут себя «украинские» Bayraktar TB2 в условиях активного радиоэлектронного противодействия и многоуровневой ПВО. В Киеве наивно полагают, что характеристики удастся «подкорректировать» после создания совместного украинского-турецкого предприятия «Щит Черного моря», которое займется производством беспилотников для украинской армии на базе Bayraktar TB2.
«В 2021 году мы ожидаем закупку турецких беспилотных авиационных комплексов типа «Байрактар» для нужд Военно-морских сил. Для использования в черноморской и азовской зонах действия «Байрактар» будет иметь улучшенные тактико-технические характеристики. Мы используем их для освещения ситуации, для обеспечения действий сил, как на берегу, так и на море», — заявил в интервью «Радио Свобода» командующий ВМС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа.
Разработкой и производством собственных беспилотников Украина занимается с 2015 года. За прошедшие пять лет армия получила сотни разведывательных беспилотников. Только одна частная производственно-инновационная компания DeViRo поставила военным более 300 аппаратов. Но среди всех беспилотников нет ни одного ударного.
В 2020 году вооруженные силы Украины впервые получили разведывательный беспилотник еще одного типа — Spectator-M1 киевской компании «Меридиан» имени С.П.Королева и очередную партию беспилотных авиационных комплексов поля боя А1-С «Фурия» киевского НПП «Атлон Авиа», предназначенных для корректировки огня артиллерии.
Анализ современного состояния беспилотной авиации Украины показывает, что рассчитывать на военное поражение ДНР и ЛНР повторением азербайджанского опыта в Нагорном Карабахе — верх самонадеянности и глупости. Ни одно сражение, ни одну войну невозможно повторить. Поэтому это и называется военным искусством.
Крым — это Россия. Пока сильна Россия, полуостров будет российским, а не украинским или турецким. Что касается Донецкой и Луганской народных республик на территории Донбасса, то Киеву нелишне было вспомнить, кто стоит за спиной самопровозглашенных республик. И не только в географическом смысле. Такое напоминание прозвучало на пресс-конференции Владимир Путина 17 декабря 2020 года. «Россия как поддерживала Донбасс, так и будет поддерживать. Мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса», — заявил глава государства.
По другую сторону Атлантического океана госсекретарь США в администрации Дональда Трампа Майкл Помпео 5 января 2021 года так ответил на вопрос журналиста Bloomberg News Дэвида Рубенштейна (David Rubenstein), есть ли надежда, что русские уйдут из Восточной Украины или вернут Крым: «Боже мой, Дэвид, он (прогресс — «АС») совсем заморожен».
Однако факт остается фактом: пока власть на Украине принадлежит националистам, ряды которых с каждым годом растут, угроза в отношении ДНР и ЛНР сохраняется. Официальный Киев ни весной, ни летом, ни в этом, ни в будущем году не посмеет двинуть танки на юго-восток, как бы ему этого ни хотелось, и какие бы надежды он ни связывал с новой администрацией США. Сейчас Киев работает на перспективу будущего вооруженного противостояния с Россией. Но для самих украинских политиков и военных стратегов она пока весьма туманна.