Китайский. Суперсекретный. Стратегический
Китайские военные впервые показали свой суперсекретный стратегический ракетоносец Xian H-20, который разрабатывали в последние двадцать лет. Его облик «засветился» в кадрах небольшого четырехминутного видеоролика, рассказывающего о судьбе одного из военных летчиков армии КНР. Случайной или намеренной оказалась такая демонстрация — сказать трудно, но благодаря ей мир впервые увидел силуэт перспективного китайского стратегического бомбардировщика. Самолеты такого класса имеют лишь три страны в мире: Россия, США и Китай.
Что известно российским и американским конкурентам о китайской военной новинке, выянил «Армейский стандарт».
Сам факт появления изображения нового китайского самолета был обставлен прямо-таки эпически. В Интернете появился видеоролик, рассказывающий о судьбе летчика-истребителя, который посвятил всю жизнь авиации, пройдя путь от мальчишки-курсанта до пилота-аса.
И вот в финальном эпизоде фильма зритель видит, как наш герой стоит в самолетном ангаре рядом с какой-то махиной, накрытой чехлом. Затем вдруг он приоткрывает покров, после чего в забрале его шлемофона всего на несколько секунд отражается летательный аппарат, который китайские конструкторы так много лет прятали от мира. И в этот момент зритель понимает, что это тот самый стратегический бомбардировщик, получивший наименование Xian H-20, — двадцатилетний труд китайской «оборонки».
До недавнего времени шли разговоры, что китайские разработчики якобы планируют впервые официально представить миру свой новый стратегический бомбардировщик во время авиасалона Airshow China 2020. Он должен был состояться в ноябре 2020 года. Именно на этой выставке традиционно демонстрировались все китайские новинки. Xian H-20 должен был стать сенсацией Airshow China 2020. Однако планам помешал коронавирус.
Подарок СССР
Как известно, в мире только три страны — Россия, США и Китай — имеют на вооружении стратегические бомбардировщики. Они обладают не только возможностью наносить сокрушительные удары по наиболее важным целям противника на поле боя, но и являются составной частью ядерной триады этих государств.
Строительство таких самолетов предполагает наличие у страны серьезной конструкторской школы, огромных производственных мощностей, прорывных разработок в области материалов и технологий. Все это, в принципе, невозможно иметь в любой стране без поддержки государства. Именно поэтому наличие на вооружении какой-либо из стран стратегических бомбардировщиков считается в том числе показателем ее промышленной мощи. Сам факт наличия в арсенале страны самолетов стратегической авиации — это демонстрация не только военных, но еще и технологических, производственных, экономических возможностей государства.
Из трех стран — обладательниц стратегической авиации Китай вышел на этот рубеж последним, уже после США и России. Первые свои бомбардировщики Китай получил благодаря СССР. В 1957 году Пекин и Москва заключили соглашение о строительстве авиазавода в Харбине, где должны были выпускаться средние бомбардировщики. Через два года китайским товарищам была полностью передана вся конструкторская и техническая документация на советские бомбардировщики Ту-16, а также два наших бомбардировщика Ту-16А для копирования.
Обе эти машины китайцы разобрали до винтика, тщательно изучили, проанализировали и все их детали передали на авиационные заводы в городах Харбин и Сиань. Уже к сентябрю 1959 года китайскими рабочими в Харбине был собран их первенец, получивший название «Хун-6».
В том же году на заводе в Сиане китайцы организовали выпуск собственных комплектующих для этих самолетов, благодаря чему в 1964 году в воздух поднялся первый собственный китайский «Хун-6». Его испытания закончились к 1967 году, а с 1968-го он уже был запущен в серийное производство.
Причем делалось все это настолько скрытно, что спецслужбы США узнали о том, что «Хун-6» стоят на вооружении китайской армии, только в августе 1971 года, когда американский разведывательный спутник, пристально отслеживая учения китайских ВВС, случайно обнаружил силуэт нового китайского бомбардировщика на одном из аэродромов.
А уже через год американская разведка докладывала, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) имеет аж 32 таких бомбардировщика. И еще порядка 20 штук ускоренными темпами строится на нескольких заводах, находясь в разной степени готовности.
Долгие годы этот самолет был основой дальней авиации Китая. К началу 90-х годов прошлого века «Хун-6» и его различных модернизаций на вооружении ВВС НОАК имелось порядка 150 единиц. По мнению специалистов Национального центра аэрокосмической разведки США, эти китайские бомбардировщики стали одним из главных элементов в реализации китайской военной стратегии «Великая морская стена». Этот план по аналогии со строительством в конце первого тысячелетия до н.э. Великой китайской стены, защищавшей материковую часть Китая от нашествия неприятеля, предполагал создание на море такой же «Великой морской стены».
В рамках этой стратегии Китай активно отстаивает свое право на большое число островов, рифов и атоллов в Южно-Китайском море с прилегающими к ним огромными морскими акваториями, создавая на них свои военные укрепрайоны и военные базы. И в этих планах по «региональному блокированию», как считает ряд экспертов, роль стратегических бомбардировщиков стала незаменимой.
Правда, по оценкам американских аналитиков, использование таких самолетов, как «Хун-6», и его модернизаций для уничтожения мостов, аэродромов, командных пунктов, мест дислокации крупных войсковых группировок противника возможно лишь в условиях завоевания полного господства в воздухе. Именно поэтому, как утверждают специалисты, конструкторам Сианьского авиастроительного предприятия была поставлена задача создать первый стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-невидимку. Он получил условное обозначение «Хун-20».
Кроме малозаметности для радаров главными преимуществами самолета должны были стать увеличенная дальность полета и боевой радиус применения. Самолет задумывался как машина, которая могла бы взлетать с материка, но при этом работать за пределами так называемой Второй цепи островов, куда входят Япония, Папуа — Новая Гвинея, а также остров Гуам, где расположены две американские базы — база ВВС «Андерсен» и база ВМС «Апра-Харбор», занимающие треть площади острова.
Возможность базирования «Хун-20» на передовых аэродромах островов, дозаправка в воздухе и оружие увеличенной дальности на его борту должны были позволить резко увеличить зону ответственности этих самолетов, ставших одной из самых секретных китайских военных разработок за последние двадцать лет.
Американский след
Что на сегодня известно об этом самолете, который у нас называют «Хун-20», а на Западе — Xian H-20?
Известно, что число 20 в его названии обозначает максимальную скорость — 2.0 Маха. Для обеспечения полета на скорости, в два раза превышающей скорость звука, конструкторам пришлось выбирать между моделями двух силовых установок WS-18 и WS-20, серьезно форсируя работу над обеими. Кстати, для испытательных полетов своего двигателя китайцы использовали самолет — летающую лабораторию Ил-76, принадлежащий испытательному центру AVIC China Flight Test Establishment (CFTE).
Еще известно, что по форме и внешнему виду китайский «Хун-20» напоминает американский стратегический бомбардировщик-невидимку В-2, сконструированный по аэродинамической схеме «летающее крыло», или В-21. И это сходство, как уверяют эксперты, не случайно. Рассказывают, что еще в 2010 году в Штатах на одной крупной авиабазе был взят под стражу авиатехник — американец, индус по происхождению. Газеты тогда писали, что он передавал китайской военной разведке секретную информацию, включая чертежи, конструкции внутренних отсеков американского тяжелого малозаметного стратегического бомбардировщика, разработанного компанией Northrop Grumman. Тогда суд приговорил этого авиатехника-индуса к заключению сроком в 32 года.
После этого уже ни у кого не было сомнений, что при проектировании своего нового стратегического бомбардировщика китайские конструкторы воспользовались чертежами американского стратега-невидимки В-2, полученными как из открытых источников, так и от собственной разведки.
Испытательные полеты прототипа бомбардировщика начались в 2013 году. А в 2016-м впервые было официально объявлено о его создании. Тогда в китайских СМИ появилась информация о том, что максимальный радиус боевого применения нового самолета составит 5–6 тысяч километров. Но при наличии устройства для дозаправки в воздухе показатель может быть увеличен на пару тысяч километров.
Такая информация несколько успокоила американцев, которым стало понятно, что для слишком дальних заокеанских бомбардировок такой самолет не приспособлен. Его цели расположены несколько ближе: на территории Южной Кореи, Гуама, Японии и, конечно, в Южно-Китайском море. Это соответствует и китайской военной доктрине, которая предусматривает, что авиация должна действовать под прикрытием сил ПВО страны, которые базируются вдоль побережья.
Известно также, что максимальная взлетная масса Xian H-20 определена в 200 тонн. Из них на ракетно-бомбовую нагрузку приходится 20 тонн. Предположительно, пусковой «барабан» внутри фюзеляжа рассчитан на несколько ракет воздушного базирования — аналогов российских Х-101 или Х-55.
Ряд специалистов считает, что вооружение этого самолета будут составлять исключительно крылатые ракеты воздушного базирования, которые в Китае называются «Длинный меч». Причем включая последнюю модификацию «Длинный меч-30», с дальностью от 1000 до 2500 километров.
Этот факт вызывает сильно беспокоит корейцев и японцев, так как они небезосновательно полагают, что этот «Длинный меч», судя по всему, замахнется в первую очередь на их интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Именно поэтому соседей Китая так сильно обеспокоили кадры секретного самолета, появившиеся, казалось бы, в случайном видеоролике.
И действително, похоже, что Китай делает серьезную ставку на этот самолет. Об этом можно судить даже по его стоимости. Как отмечалось в специализированных военных китайских изданиях, для Xian H-20 она составляет порядка 2–2,4 млрд юаней. Для сравнения: за эти деньги ВВС НОАК могли бы закупить примерно 20 стелс-истребителей пятого поколения «Цзянь-20».
Критерий — малозаметность
Несмотря на то что китайские специалисты создавали новую машину по образу и подобию американских стелс-бомбардировщиков, они постоянно с восхищением отзываются о российском стратегическом бомбардировщике Ту-160, известном на Западае как «Блэк Джек», а в России — как «Белый лебедь». Китайцы постоянно подчеркивают, что самолет способен преодолевать любые средства ПВО. А также отмечают, что российскому стратегу во время пролета у приграничных территорий не раз приходилось уходить от опеки и сопровождения самолетов потенциального противника. «Белый лебедь» даже со старыми двигателями уже не раз демонстрировал, что по скорости легко обходит американские истребители F-15, F-16 и новый F-35.
Особо китайские специалисты отмечают дальность полета российского Ту-160 — 16 тысяч километров. Можно, к примеру, без дозаправки в воздухе добраться из Москвы до Аризоны, имея при этом на борту ядерные боеголовки. Еще одним преимуществом российского Ту-160 китайцы считают его боевую нагрузку, которая составляет 45 тонн.
А после того, как российский стратег недавно впервые взлетел с новыми двигателями, китайские медиаресурсы единодушно назвали его универсальным и лучшим в мире. В частности, китайский портал Sina писал, что этот самолет еще как минимум тридцать лет сможет оставаться основой стратегического сдерживания Вооруженных сил России наравне с российским подводным флотом и межконтинентальными ракетами РВСН.
Единственным недостатком российского Ту-160 китайцы называют его заметность. В споре российских авиаконструкторов, делающих ставку на маневренность, и американских, считающих приоритетом для своих самолетов малозаметность, китайцы встали на сторону американцев. Именно поэтому свой Xian H-20 они изначально начали создавать, делая упор на стелс-технологии.
Китайские разработчики посчитали, что это даст их самолету некоторые преимущества перед теми объективными вызовами, с которыми ему придется столкнуться в противостоянии со своими соседями. В том числе с эффективной ПВО. Для ее прорыва и нанесения ударов на стратегической глубине, по их мнению, вместе с прочими боевыми характеристиками более важную роль должна сыграть именно радиолокационная малозаметность.
Изначально появление H-20 на вооружении НОАК планировалось к 2025 году. Однако эксперты считают, что это маловероятно. Сроки его поступления, похоже, несколько затянутся. Однако нет сомнения, что с поступлением на вооружение этого самолета в ВВС в составе китайских стратегических ядерных сил появится современная и боеспособная воздушная компонента, способная представлять угрозу для самого сильного вероятного противника в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе.