Сегодня существует множество симуляторов боевых действий. В подавляющем большинстве — компьютерных, которые пришли на смену планшетам, схемам и прочим приспособлениям для моделирования боя. Но одним из самых древних симуляторов является всем известная и популярная игра — шахматы. Об этом статья «Армейского стандарта».
Не просто игра
Вряд ли в наше время в цивилизованных странах есть люди, совершенно не имеющие представления о том, что такое шахматы. Пусть не все умеют в них играть, но фигуры на черно-белой доске в клеточку из этой древней игры известны всем.
Шахматы давно уже не просто забава. Это — вид спорта. Почти полтора века официально разыгрывается звание чемпиона мира. Играют в шахматы и женщины, причем некоторые — на уровне лучших шахматистов-мужчин.
Свой чемпионат проводится и для компьютерных программ. На рубеже прошлого и нынешнего веков компьютеры превзошли людей по силе игры, их подсказками давно уже пользуются даже супергроссмейстеры и чемпионы мира!
А ведь еще в начале 80-х годов прошлого века прогнозировалось, что ЭВМ, способная играть в шахматы в силу гроссмейстера, будет создана не ранее 2050 года! Прогресс, как говорится, неумолим. Особенно в IT-сфере.
С другой стороны, шахматы — это также искусство. Комбинации великих мастеров, жертвовавших порой по нескольку фигур ради достижения красивой многоходовой победы, доставляют настоящее эстетическое наслаждение.
Из-за сложности постижения всех тонкостей этой великой игры, шахматы называют еще и наукой. Хотя, казалось бы, все начала партий и типовые их окончания давно изучены вдоль и поперек, до сих пор теоретики и практики находят усиления и неожиданные решения.
Шахматам посвящено множество книг. Серьезных и не очень. Шахматные термины зачастую употребляются при описании явлений, с шахматами напрямую не связанными. Например, «патовая ситуация» или «жесткий цейтнот». Уж очень прочно эта игра вошла в нашу жизнь!
Многие выдающиеся ученые, люди искусства, политики, полководцы, цари и короли отдавали дань уважения этой древней игре, проводя за шахматной доской немало часов своего досуга.
Играли в шахматы Карл Великий, Людовик XIII и Наполеон Бонапарт. Царь Иоанн Грозный умер, недоиграв партию. Пётр Великий ввел шахматы в обязательную программу учрежденных им дворянских ассамблей.
Император Павел I в ходе своего путешествия по Европе, будучи еще наследником престола, посещал клубы, где внимательно наблюдал за партиями лучших европейских мастеров.
Сильными шахматистами-любителями были многие великие люди — химик Дмитрий Менделеев, писатель Лев Толстой, художник Архип Куинджи, композитор Сергей Прокофьев.
Владимир Ульянов-Ленин утверждал, что «шахматы — лучшая гимнастика для ума», и даже устраивал у себя в квартире шахматные вечера. Любили в свободное время сыграть партию Иосиф Сталин и Фидель Кастро.
Чем же привлекала и привлекает людей столь разного склада эта древняя игра? Что в ней такого особенного? Попробуем в этом разобраться.
Немыслимая цена открытия
Существует занятная и красивая легенда об изобретении шахмат. Вернее, не собственно шахмат в нынешнем их виде, а древней индийской чатуранги. Она от сегодняшних шахмат довольно сильно отличалась, но тем не менее именно чатуранга является их прямым предком.
Согласно легенде, один из индийских раджей по имени Бахрам, разбив всех своих врагов, заскучал. Он объявил, что щедро вознаградит того, кто сможет создать развлечение, которое развеет его скуку. Ни одна из предложенных ему игр и забав не смогла впечатлить раджу, пока он не получил в подарок от мудреца чатурангу.
Игра представляла собой доску, разделенную на 64 клетки, по которым передвигались фигуры, схематично изображавшие четыре рода войск. Будучи непобедимым полководцем, Бахрам решил, что легко одержит победу и за доской. Но первую партию он проиграл. И лишь вняв совету мудреца играть более внимательно и вдумчиво, смог во второй партии победить. Возможно, мудрец проиграл умышленно, дабы не гневить и не расстраивать раджу и получить вознаграждение.
Игра настолько пришлась Бахраму по душе, что он предложил мудрецу самому выбрать для себя подарок. Но, к удивлению раджи, изобретатель чатуранги не захотел золота и драгоценных камней. Он попросил дать ему зерна. Причем количество зернышек показалось Бахраму совершенно ничтожным. Он даже усомнился в умственном здравии просителя.
Мудрец захотел, чтобы зерна складывали на шахматную доску, удваивая их количество на каждой следующей клетке. То есть на первую клетку — одно зерно, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — восемь, на пятую — шестнадцать и т.д. Раджа очень обрадовался, решив, что для исполнения обещания ему понадобится не больше мешка зерна. С геометрической прогрессией он явно знаком не был!
А когда стали считать, то оказалось, что такого количества зерна нет на всей земле! Еще бы, ведь мудрецу надо было выдать около 18,5 квинтиллиона зернышек!
Эволюция игры
Изначально чатуранга предназначалась для двух игроков. Почти сразу же была сделана попытка довести число играющих до четырех, а очередь хода определять с помощью игральных кубиков. Но такая версия не получила впоследствии развития. И вполне заслуженно, ибо слабо отражала идею схематичного переноса на шахматную доску реалий настоящего сражения.
Из Индии игра попала в Персию. Там ее название немного видоизменилось из-за фонетических особенностей фарси. Чатуранга стала шатранджем. После завоевания Персии арабами шатрандж распространился по всему Ближнему Востоку и через Северную Африку проник в Испанию и Италию, став известным в Европе.
Примерно в это же время игра появилась на Руси. И здесь за ней изначально закрепилось название «шахматы» (от персидского «шах» — владыка, «мат» — умер). Шахматы получили в русской земле очень широкое распространение. При археологических раскопках почти в каждом средневековом русском доме находят шахматные фигурки.
Кстати, о фигурах. Практиковавшееся в Индии скульптурное изображение фигурок пехотинцев, коней и слонов в мусульманском мире категорически запрещено. Именно поэтому шахматные фигурки приобрели абстрактную форму. Так что нынешние широко распространенные фигуры представляют собой продукт развития именно арабского подхода к их внешнему виду.
Не все эти фигуры передвигались в шатрандже по доске так, как в нынешних шахматах. Только король (шах) и конь до сих пор ходят точно так же, как это задумывалось изначально. Пешки не могли при первом ходе перескакивать через поле. Слон, как и конь, мог перепрыгивать через свои и чужие пешки, но дальность его хода ограничивалась двумя клетками по диагонали. Теми же двумя клетками, только по вертикали и горизонтали, была ограничена и дальность хода ладьи. А всемогущий ныне ферзь (визирь) в шатрандже был вообще очень слабой фигурой. Он мог ходить только на соседнюю клетку по диагонали!
При такой малоподвижности фигур они могли вступать в соприкосновение с фигурами соперника только после долгого предварительного сближения и маневрирования. Чтобы не тратить время на эту непродуктивную и скучную часть партии, придумали табии («табия» с персидского — «поле боя»). Позиции соперников по взаимному согласию выстраивались вблизи одна от другой в соответствии с определенными общепринятыми схемами. В дальнейшем эволюция шахматных правил сделала табии ненужными. Фигуры и пешки стали вступать в сражение с первых же ходов.
Гениальная проекция с поля боя на доску
Шахматы, конечно же, никогда не являлись универсальным и идеальным симулятором сражения для древних и средневековых полководцев. Сильный игрок в шахматы вовсе не обязательно преуспел бы в командовании армией на настоящем поле боя. И наоборот. Так, к примеру, Наполеон Бонапарт был весьма посредственным шахматистом, хотя глупо отрицать его выдающийся полководческий талант.
Но все же основные принципы стратегии и тактики сражения спроецированы на шахматную доску великолепно. Обладание центром доски дает большое преимущество захватившей его стороне. Центр шахматной доски — это как бы возвышенность посреди поля боя. Контроль над такой возвышенностью был зачастую основным фактором, позволявшим одержать победу в реальном сражении. И напротив, стоящая на краю доски фигура весьма ограничена в маневре. Точно так же, как и прижатые к реке, к оврагу, к лесу или к горной гряде войсковые отряды.
Теперь о древних родах войск и их передвижении на поле битвы. Пехота была сильна, когда действовала в сомкнутом строю. Не столь важно даже, наступала она или отражала натиск врага. Фаланга пешек на шахматной доске подтверждает это правило. Две-три стоящие в ряд пешки, особенно в центре доски, нередко дают их обладателю доминирующую позицию. А вот разобщенные, изолированные, не подкрепляющие друг друга пешки часто становятся легкой добычей фигур соперника.
Древней пехоте редко удавалось организованно отступить, не нарушив при этом строя. Гораздо чаще такое отступление превращалось в бегство, в ходе которого преследующий враг подвергал ее беспощадному уничтожению. И именно поэтому в шахматах пешки движутся только вперед. Тем самым как бы подразумевается, что пехота имеет ценность, только когда она либо стоит на месте, либо наступает. Ценность отступающей пехоты сводится к нулю.
Кони изображают на шахматной доске кавалерию. Как пел Владимир Высоцкий, они ходят «вроде только буквой Г». И именно так с высоты птичьего полета выглядела кавалерийская атака. Ведь атаковать ощетинившуюся копьями пехоту со стороны фронта было неразумно. А вот зайти ей во фланг и ударить сбоку — весьма эффективно. Конница так и действовала на поле боя.
Боевые слоны, эти танки древности, представляли собой грозную силу. Их массированный удар заставлял порой пятиться лучшую пехоту древности — македонскую фалангу и римские легионы. Но и они атаковали пехоту не перпендикулярно фронтальному построению. Гораздо эффективнее был диагональный удар. Наступая под углом к фронту, слоны пробивали в строю врага гораздо более широкие бреши, в которые затем устремлялись пехота и конница.
Король или шах в общем-то в состоянии постоять за себя, однако далеко не всегда. Когда несколько фигур противника плетут ему матовую сеть, он становится очень уязвимым. Примерно так обстояло дело и в реальной древней битве. А гибель царя означала, что битва закончена. Во имя кого сражаться армии, если ее повелитель пленен или убит?
Визирь или ферзь сам по себе не намного сильнее отдельно взятого пехотинца. Ферзь таковым и был в шахматах изначально. Но затем его преобразовали в самую сильную фигуру. Так он стал изображать целый отряд гвардии.
Теперь мы подходим к самому интересному нюансу. Речь пойдет о ладье. Ну подумайте сами: сражение ведется на суше, так какая тут польза от ладьи? Мало смысла прибавляет этой фигуре и западноевропейская интерпретация ее наименования — тура. Тур — это башня. Даже если это подвижная осадная башня, толку от нее в полевом сражении никакого нет. Арабское название «рух» вообще навевает сказочные мотивы «Тысячи и одной ночи». Уж эта фантастическая гигантская птица точно не принимала участия в реальных битвах древности.
Но обратимся, как говорится, к первоисточнику. В индийской чатуранге эта фигура обозначала боевую колесницу! И сразу же все становится на свои места! Колесница с острыми серпами на колесах в реальной битве вела себя точно так же, как ладья на шахматной доске.
Она очень сильна, если действует на открытом пространстве. Разогнавшись по прямой, боевая серпоносная колесница сносила со своего пути всё и вся. Но если она завязла в боевых порядках противника, то становится легкой добычей пехоты, конницы или боевых слонов. Абсолютно так же, как и на шахматной доске! Трудно удержаться от возгласа: это же гениально!
Да, действительно, шахматы поистине гениальная игра. Безымянный для истории индийский мудрец сделал великое изобретение. Он сумел создать на ограниченном пространстве и из ограниченного числа символических фигурок потрясающий симулятор сражения древности!
Но и в наше время шахматы развивают в человеке многие полезные в жизни качества. Это не только умение запоминать, рассчитывать варианты и видеть последствия принимаемых решений. Еще важнее то, что они учат человека брать на себя ответственность и понимать, что сделанный ход отыграть назад уже нельзя.
В них всё как в жизни. И в этом их прелесть!