Семейство «Элеронов»
Среди достаточно обширного набора беспилотных авиационных систем на российском рынке весьма известны системы семейства «Элерон» казанской компании «Эникс». История фирмы началась еще в конце 1980-х, когда был организован производственный кооператив «Научно-исследовательский центр «Эникс». Столь внушительный стаж уникален для частных российских компаний, работающих в области беспилотной техники — казанцы начали заниматься беспилотниками, когда это направление еще не было «мейнстримом». «Армейский стандарт» изучил линейку военных «Элеронов».
«Эникс» создал многочисленные образцы различных беспилотных систем как разведывательного назначения, так и воздушных мишеней. Фирма является одним из основных поставщиков беспилотных летательных аппаратов малого класса для российских силовых ведомств, включая и Министерство обороны. Эксплуатируются «Элероны» и в гражданской сфере.
Применение беспилотных систем семейства «Элерон» в Вооруженных силах России началось в начале прошлого десятилетия, когда российское военное ведомство по итогам сравнительных испытаний выбрало несколько систем беспилотных летательных аппаратов, предлагавшихся российскими предприятиями промышленности. После некоторых доработок и необходимых госиспытаний в соответствии со сформулированным заказчиком техническим заданием, они были приняты на вооружение, и в течение последующих лет активно закупались и применялись в войсках.
Т-28
В составе немногочисленного списка систем с беспилотными летательными аппаратами оказался и «Элерон-3СВ» (Т-28) — специальное средство воздушной разведки ближнего радиуса действия. Данный комплекс создавался в инициативном порядке на основе предыдущей удачной модели «Элерон-3» (Т-23) в интересах российских военных, главным образом, Сухопутных войск, и включал ряд усовершенствований, ранее доступных только на моделях зарубежной разработки.
Беспилотный аппарат построен по схеме «летающее крыло» и оснащен двумя направленными вниз килями. Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 5,5 кг, включая целевую нагрузку массой до 1,2 кг. Беспилотный летательный аппарат может выполнять полеты максимальной продолжительностью до 100 минут на удалениях до 25 км от станции управления.
На протяжении последних лет комплексы «Элерон-3СВ» активно поступали в подразделения Вооруженных сил России. В общей сложности российскими военными было приобретено несколько сотен «Элеронов» различных модификаций.
Применялись «Элероны-3СВ» и во время боевых действий в Сирии. Система в целом неплохо зарекомендовала себя в войсках. В ходе операции российских Воздушно-космических сил они помогали вести наблюдение в районе российских военных баз в Тартусе и Хмеймиме.
Беспилотники обеспечивали круглосуточный контроль наземной обстановки почти на всей сирийской территории. Применение беспилотной авиации, по оценке военных, обеспечило эффективное использование высокоточного оружия по инфраструктуре международных террористов и при этом исключило возможные жертвы среди мирного населения.
Т-7
В развитие предыдущей беспилотной системы разработчики «Эникса» несколько лет назад создали новую модель разведывательного беспилотного летательного аппарата — Т-7. Этот беспилотник представляет собой глубокую модернизацию серийно выпускаемого комплекса беспилотных летательных аппаратов «Элерон-3СВ». Беспилотник получил новый планер. Были заменены силовая установка, аккумулятор и аппаратура полезной нагрузки.
В качестве силовой установки использован электродвигатель отечественной разработки и производства. Также усовершенствована винтомоторная группа. В результате всех изменений Т-7 сможет дольше находиться в воздухе — его продолжительность полета может достигать 4 ч. При этом масса беспилотника увеличилась несущественно.
Согласно информации компании-разработчика, он сможет выполнять разведывательные полеты в различных режимах. Для решения поставленных задач на борту беспилотного летательного аппарата может быть размещена полезная нагрузка массой до 1,5 кг. Информация видовой разведки с бортовой аппаратуры передается на наземный терминал в радиусе до 35 км.
Т-10
Следующий по увеличению размерности беспилотников в линейке компании «Эникс» — комплекс «Элерон-10СВ» с беспилотным летательным аппаратом Т-10. Он появился одновременно с моделью «3СВ». Сам беспилотный аппарат реализован по аналогичной с Т-28 схеме, однако имеет увеличенные массогабаритные характеристики. Так, его взлетная масса достигает 15,5 кг. Оснащенный электродвигателем беспилотный летательный аппарат может выполнять полеты максимальной продолжительностью не менее 2 ч. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу достигает 50 км.
Комплекс с этим беспилотником предназначен для круглосуточного ведения воздушной оптико-электронной разведки и обеспечивает поиск и идентификацию целей, а также определение их точного местоположения. В отличие от ранее разработанной «десятки» беспилотных летательных аппаратов, «Элерон-10СВ» получил новую навигационно-пилотажную систему с обновленным же программным обеспечением.
Т-16
Одна из наиболее свежих разработок в семействе беспилотников, предлагаемых компанией «Эникс», — беспилотный летательный аппарат Т-16. Беспилотник взлетной массой порядка 20 кг выполнен по схеме «утка». Крыло переменной стреловидности по передней кромке и направленными вниз законцовками. Работающий от аккумуляторных батарей электродвигатель приводит в движение толкающий винт.
Аппарат способен нести до 6 кг полезной нагрузки. Это не только аппаратура разведки и наблюдения, но также специальные сбрасываемые контейнеры, размещаемые на внешних подвесках под консолями крыла.
Общий подход
Все беспилотные летательные аппараты, предлагаемые компанией «Эникс», помимо общей философии и инженерных решений в их создании, имеют высокую степень общности в используемых подсистемах. Это и системы управления, и системы полезной нагрузки, и системы запуска и посадки. Единый подход упрощает эксплуатацию всей линейки беспилотников, облегчает обучение операторов, а также их техническое обслуживание и ремонт.
Так, в части систем управления на борту используются отработанные решения, обеспечивающие автономный, автоматический и полуавтоматический режимы полета. Система управления летательными аппаратами позволяет реализовать различные тактические приемы в применении беспилотников, включая облет местности или многократный проход над заданной точкой. При этом обеспечивается автоматический возврат аппарата к месту старта. Навигация всех беспилотных летательных аппаратов обеспечивается за счет инерциальных систем с корректировкой по данным спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
На борту беспилотников могут штатно устанавливаться унифицированные оптико-электронные системы наблюдения. Для контроля беспилотного аппарата и получения с него в режиме реального времени телеметрической и разведывательной информации используются закрытые цифровые каналы связи и управления.
Взлет все беспилотные летательные аппараты «Эникса» выполняют при помощи штатных катапульт, посадку — с помощью парашютной системы спасения. Все беспилотные комплексы изначально рассчитывались на жесткие условия эксплуатации — пыль, влажность, экстремальные температуры. Помимо Сирии, казанские беспилотники использовались на Крайнем Севере — на Шпицбергене, а также на дрейфующих станциях «Северный полюс» в Арктике.
Перспективы
Современный рынок беспилотных систем как общемировой, так и российский — динамично изменяющаяся высококонкурентная среда. Для завоевания и последующего удержания позиций на нем необходимо постоянное следование существующим трендам как в части концепций применения, так и в части использования наиболее современных, а часто инновационных технических решений.
Интенсивная эксплуатация «Элеронов» как в Вооруженных силах России, так и в других силовых и гражданских структурах, обеспечила разработчику колоссальный объем данных. Это, в свою очередь, позволило более точно оценить их положительные и отрицательные качества, и на основе данных наблюдений сформулировать ряд требований по совершенствованию беспилотных систем.
Так, опыт помог усовершенствовать состав целевого оборудования в целях повышения возможностей бортовых оптико-электронных систем наблюдения. Также дорабатывались компоненты системы связи и приема-передачи информации. Кроме того, велась работа по поиску и применению новых технических решений, позволяющих увеличить максимальную продолжительность полета, включая такие инновационные решения, как водородные топливные элементы.