ВВС двух крупнейших на африканском континенте армий осваивают последние модификации истребителя МиГ-29М. После того как эти самолеты покорили Египет, модернизированные «МиГи» закупил Алжир и теперь осваивает первую полученную партию истребителей этой модели. Это хороший шанс нарастить экспортный потенциал известного российского бренда — самолетов марки «МиГ».
В небесах над Сфинксом
ВВС Египта по праву считаются одними из самых «пестрых» в мире. В их составе одновременно эксплуатируются французские истребители Rafale, Mirage-2000 и Mirage-5, американские F-16, в том числе турецкого производства, советские МиГ-21 и китайские их аналоги — Chengdu F-7. Кроме того, Египет закупил российские МиГ-29М1 и МиГ-29М2, Су-35СЭ. Под десяток разных моделей, собранных в пяти странах. Более «разнокалиберной» авиацией могут «похвастать» только ВВС Индии.
Это разнообразие серьезно усложняет снабжение, техническое обслуживание самолетов, подготовку кадров, боевую учебу летного состава и вносит общую сумятицу в структуру ВВС.
Разные самолеты закупались разными правительствами, исходя из политической конъюнктуры. В итоге часть техники превратилась в дорогой «чемодан без ручки», который тяжело нести и жаль бросить.
Прошлое правительство Египта, возглавляемое Мохаммедом Мурси, пришедшим к власти на волне «арабской весны», еще могло позволить себе экономию на армии. Но с приходом к власти Абдельфаттаха ас-Сиси, опирающегося на поддержку армии, военное лобби усилилось.
Власти Египта инициировали масштабную военную реформу, которая должна, с одной стороны, помочь модернизировать парк ВВС, а с другой стороны — сократить число моделей техники на вооружении. Для этой цели были выбраны истребители МиГ-29 в модификации МиГ-29М1 и МиГ-29М2. Они должны заменить устаревшие советские МиГ-21 и качественно усилить состав ВВС.
Справка «АС»
Контракт на поставку ВВС Египта партии из 52 истребителей МиГ-29М/М2 был заключен в мае 2015 года. Стоимость контракта оценивается в $2 млрд. Первая партия истребителей прибыла в Египет в 2016 году. Сегодня в составе ВВС числится 14 МиГ-29М1/М2. Еще два были потеряны в авиакатастрофах во время учебных вылетов.
Выбор в пользу российских истребителей был сделан благодаря идеальному для Египта соотношению цена-качество. По информации американского издания «The Military Watch Magazine» МиГ-29М является одним из самых дешевых на рынке. Затраты на его эксплуатацию тоже ниже, чем у других, более ранних, версий МиГ-29.
Контракт стал возможным благодаря перезапуску отношений между Каиром и Москвой. Египет все чаще отказывается от американских вооружений в пользу российских. В числе техники, заказанной Египтом в России за последние 5–7 лет: танки Т-90С, ударные вертолеты Ка-52 и зенитные ракетные системы С-300ВМ. И это несмотря на то, что Каир имеет на вооружении американские танки M1A2 Abrams, вертолеты Apache и другую современную американскую технику.
Эксперты полагают, что разворот Каира от «Made in USA» в сторону «Made in Russia» обусловлен частичной потерей доверия правительства Египта к США. Несмотря на то что бывший президент Египта Хосни Мубарак был союзником Штатов, Вашингтон поддержал его свержение в 2011 году и приход к власти движения «Братья мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ).
Нынешнее правительство Египта не хочет повторять ошибок предшественников, поэтому налаживает военное сотрудничество с Россией.
В Алжир и дальше
В октябре 2020 года впервые было официально заявлено о том, что модифицированные «МиГи» поступили на вооружение ВВС Алжира — одних из самых сильных в регионе и на всем африканском континенте. По информации алжирских СМИ, власти страны в вопросе модернизации ВВС доверились египетскому опыту: закупленные МиГ-29М/М2 заменят МиГ-29, стоящие на вооружении 193-й истребительной авиаэскадрильи. Партия МиГ-29 была в свое время закуплена алжирскими военными у Украины и Белоруссии в начале 2000-х годов.
Справка «АС»
Модифицированный МиГ-29М1 обладает набором высоких летно-технических характеристик. Для нового планера использовались передовые композитные материалы. Это позволило снизить массу конструкции. Эта версия существенно отличается от предшественников внешне.
На модифицированный МиГ-29 установлен новый двигатель РД-33МК, который в сочетании с облегченной конструкцией позволяет самолету расходовать меньше топлива и обеспечивает большую дальность полета по сравнению с другими вариантами МиГ-29.
По данным портала menadefense.net, контракт на поставку «МиГов» был заключен на авиасалоне МАКС-2019. Ранее алжирские власти закупили дополнительную эскадрилью многоцелевых истребителей Су-30МКА, которые активно эксплуатируются ВВС страны в течение последних лет.
Американская пресса полагает, что МиГ-29 для Алжира — это только начало. «The Military Watch Magazine» отмечает, что Минобороны Алжира давно проявляло внимание к истребителям МиГ-35. По сути, поставленные истребители — это «бюджетный» вариант МиГ-35. Как полагает издание, на знакомой модели Алжир планирует обучать летчиков и модернизировать инфраструктуру перед закупкой более продвинутого варианта.
Эксперты отмечают, что интерес к «МиГам» растет. 4 февраля завершил свою работу авиасалон Aero India 2021, в ходе которого заключен контракт на поставку ВВС Индии дополнительно 21-го истребителя МиГ-29К/КУБ и модернизацию 59 истребителей, которые уже стоят на вооружении ВВС страны. К числу потенциальных покупателей истребителя относят также Ирак, Иран (после снятия со страны оружейного эмбарго) и еще ряда стран. А опыт поставки МиГ-29М1 может стать прологом к выходу на международный рынок истребителя нового поколения МиГ-35.