От палки-копалки до «Томагавков»

От палки-копалки до «Томагавков»

Охота за военными тайнами — вечный двигатель военно-технического прогресса
Ракета V-2.
© The Space Archive
Охота за военными тайнами — вечный двигатель военно-технического прогресса
' + '' + ' ' + ''+ ' Ракета V-2.
11 февраля 2021, 09:37
Реклама

С древних времен представители человечества соперничали друг с другом. Племена шли друг на друга ради выживания и захватывали не только территорию, но и технологии конкурирующей стороны. Зачастую это происходило фоновым процессом и обнаруживалось в самый последний момент, когда уже поздно было что-либо предпринимать. За всю историю существования вида Homo Sapiens принцип военной проприертации остался неизменным: выкрасть у противника его оружие и сделать как минимум максимально точную копию. В идеале — использовать полученные ценные сведения для создания более совершенного оружия. «Армейский стандарт» собрал несколько подобных примеров.

В истории масса случаев присвоения военных технологий в разные эпохи, на любой вкус и цвет — от самых простых манипуляций до самых изящных комбинаций.

В своей работе «Государство как форма жизни» Рудольф Челлен — один из отцов геополитики — утверждает: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое оно следует закону роста: …сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания».

Иными словами, как и любое живое существо, государство приспосабливается ко внешним обстоятельствам в рамках борьбы за существование. В военно-технической сфере это выражается в создании многочисленных модификаций вооружения, призванных не только выдерживать условия внешней среды, где планируется базирование, но и быть максимально бесполезным трофеем в случае захвата противником.

В частности, по этой причине экспортные системы вооружения значительно отличаются от образцов, используемых внутри государства-экспортера. По словам вице-президента Академии военных наук Сергея Модестова, поставляемая на экспорт техника подготовлена ко всем ситуациям.

Главное отличие экспортного образца — сравнительно скромные боевые показатели, обеспеченные как на программном, так и на физическом уровне. Например, в виде меньшей грузоподъемности или дальности удара. Такие экземпляры могут быть уже давно знакомы противнику и, как следствие, бесполезны в получении новых сведений.

Этот прием используется как на поле боя, так и на мирном поприще добровольного обмена техническими достижениями. Ни для кого не секрет, что Китай заимствует военные технологии своих партнеров, включая российские, заключая торговые сделки и тщательно изучая приобретенные образцы для преобразования в китайский аналог.

Но здесь есть важный нюанс: оборонная промышленность Китая исторически была ориентирована на достижения советских конструкторов. В этой связи вплоть до 90-х годов прошлого века львиная доля вооружения КНР состояла из лицензионных копий и самодельных клонов советского оружия. Последнее время Китай присматривается к западным образцам, но российское вооружение по-прежнему пользуется приоритетом.

Не один Китай практикует проприертацию ученых достижений. Ярким примером тому служит первая отечественная самонаводящаяся ракета К-8 класса «воздух–воздух», сделанная с использованием технологий, примененных в американской Sidewinder. Научный руководитель Государственного НИИ авиационных систем, академик РАН Евгений Федосов делится опытом: «На МиГ-21 была хорошая ракета, прототипом которой послужила американская Sidewinder. Оригинал нам передали китайцы после военного конфликта с США. К нам в институт (ГОСНИИАС) привезли разбитую ракету. Мы ее разгадывали как шараду. Оказалось очень изящное решение».

Самолёт Як-27К борт №58 с ракетами К-8.
© авиару.рф
Самолёт Як-27К борт №58 с ракетами К-8.

Впоследствии эта находка значительно повлияла на развитие военпрома СССР, позволив не просто создать новые ракеты других видов, включая противотанковые и некоторые управляемые зенитные образцы, но и в ряде разработок обогнать конкурентов.

Одним из самых известных исторических случаев использования трофейного вооружения можно назвать историю немецкой ракеты «Фау-2» (V-2), ставшей объектом пристального внимания стран-победительниц. Пентагон получил в свое распоряжение 500 немецких ученых во главе с создателем «Фау-2» Вернером фон Брауном, благодаря чему США обзавелись собственной базой космической программы.

Советскому Союзу достался ряд объектов, включая ракетный полигон Пенемюнде, расположенный на северо-востоке Германии. Стараниями советских ученых во главе с Сергеем Королевым немецкие технологии были тщательно изучены и использованы для создания первой советской баллистической ракеты Р-1.

После поражения во Второй мировой войне Германия также лишилась технологий, позволивших ей создать первый серийный реактивный самолет Messersmitt Me.262. Имея на руках трофейное оборудование, СССР получил возможность производить реактивные двигатели, что также стало благодатной почвой для советской авиационной программы, а также поставило советскую оборонную промышленность на новую ступень эволюции.

За последние десятилетия борьба за первенство в военной сфере не только не потеряла актуальность, но и приобрела невиданные обороты в связи со стремительным развитием технологий и переменами на геополитической карте мира.

Бывает, что приобщение к новейшим технологиям может сослужить плохую службу и даже отодвинуть страну к обочине технологического развития, а то и превратить в изгоя. Яркий пример — проявленный в 2004 году интерес Ливии к ядерному оружию. В Триполи был приглашен Абдул Кадир Хан — создатель пакистанской атомной бомбы на основе обогащенного урана.

В дальнейшем Ливия стала объектом пристального наблюдения со стороны МАГАТЭ, чья основная функция — недопущение переключения мирного атома на создание ядерного оружия в странах, изначально не обладающих таковым. Ну а потом страна попала под санкции, а на лидера Ливии Муаммара Каддафи была объявлена охота.

Современные военные технологии могут кочевать из страны в страну вполне легально. В том числе в виде военно-технической помощи. Такую помощь, например, оказывает Россия Сирии. Для стран Азии и Ближнего Востока наличие передового вооружения — показатель престижа и возможность заявить о геополитических амбициях.

Россия продает оружие, а иногда и делится технологиями с такими странами Ближнего Востока, как Сирия, Египет, Иран и Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. При этом не исключены и такие ситуации, которая произошла в прошлом году в Ливии.

Не так давно США вывезли из Ливии на авиабазу в Германии самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» российского производства. Об этом написала The Times.

По мнению обозревателя The National Interest Калеба Ларсона, США могли изучить комплекс ранее, однако сам факт вывоза захваченной зенитной установки все же свидетельствует о возможности получить из трофея некую полезную информацию.

Впрочем, не обязательно разбирать «Панцирь» на болты, чтобы получить новое конкурентоспособное оружие. Журналист уверен, что захваченный «Панцирь», будучи почти в целости и сохранности, — идеальный объект для тренировок.

Трофейный «Панцирь-С1», захваченный у сил, связанных с Ливийской национальной армией на авиабазе Аль-Ватыйя в мае 2020 года.
© Соцсети
Трофейный «Панцирь-С1», захваченный у сил, связанных с Ливийской национальной армией на авиабазе Аль-Ватыйя в мае 2020 года.

В пользу этого свидетельствует инцидент со сбитым в 2019 году американским разведывательным беспилотником MQ-9 Reaper. Получив в свое распоряжение «Панцирь», США имеют шанс создать более совершенную защиту беспилотника, способную обмануть системы ПВО.

К американским разработкам тоже большой интерес. Например, к новейшим модификациям «Томагавков», в частности — AGM-158 JASSM. Согласно новой ядерной доктрине США, именно эти носители могут быть оснащены ядерными боеголовками. По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, наибольший интерес привлекают электронные компоненты «Блока IV» (самой актуальной на данный момент модификации ракеты), в частности — реализация принципов управления, ее навигации и наведения.

Кроме того, AGM-158 JASSM выполнены по технологии стелс — малой радиолокационной заметности, которая позволяет инновационной модификации «Томагавка» оставаться малозаметным для радиолокационных систем.

Обладая даже крупицами инновационных технологий, любое государство, способное преобразовать полученные сведения в нечто материальное и более совершенное, повышает шансы не только на собственное выживание, но и на распространение своего влияния. И порой крохотная микросхема может решить исход военного и эволюционного противостояния.

–––––––––––––––––––-

Об авторе: Гундарова Людмила Владимировна, начальник отдела по работе со СМИ Российского фонда ветеранов, политолог.

Реклама
Реклама