Беспилотная революция

Беспилотная революция

Дроны из фантастических фильмов стали реальностью и заменяют человека в воздушных боях
С-70 «Охотник».
© Соцсети
Дроны из фантастических фильмов стали реальностью и заменяют человека в воздушных боях
' + '' + ' ' + ''+ ' С-70 «Охотник».
28 апреля 2021, 09:29
Реклама

В середине лета на ежегодных военно-воздушных учениях «Оранжевый флаг» (Orange Flag) специалисты Исследовательской лаборатории ВВС США (US Air Force Research Laboratory, AFRL) планируют провести испытания беспилотных ведомых, разрабатываемых по проекту «Скайборг» (Skyborg). Этот проект реализуется в рамках программы «Авангард» (Vanguard). Ее целью является создание боевых беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для сопровождения пилотируемых самолетов-истребителей.

В 2020 году ВВС США заключили с Boeing, General Atomics, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman контракты на сборку и проведение летных испытаний прототипов беспилотных ведомых Skyborg. По условиям соглашения, все прототипы должны быть собраны до конца мая 2021 года, начало летных испытаний — не позже июля.

В России почти двумя годами ранее, в августе 2019 года, в паре с новейшим истребителем Су-57 совершил первый управляемый полет тяжелый ударный беспилотник «Охотник». В сентябре эксперимент повторили и усложнили. В ходе автономного полета «Охотника» было увеличено радиолокационное поле истребителя и улучшено целеуказание для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону противодействия ПВО условного противника.

Так что, беспилотные воздушные сражения — уже не фантастика.

С-70 «Охотник» компании «Сухой».
© Кадр из видео
С-70 «Охотник» компании «Сухой».

От простого к сложному

Использование безэкипажной военной техники в наземных операциях, а также в воздушной и водной средах давно стало в России темой совещаний «на самом высоком уровне», то есть с участием президента. В последние десятилетия высшее военно-политического руководства страны уделяет самое пристальное внимание созданию безэкипажной техники, в частности, беспилотным летательным аппаратам.

Начиная с 2017 года, Президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу настойчиво ставят перед руководителями научных организаций и оборонных предприятий задачи по развитию беспилотной военной авиации.

В ноябре 2019 года на заседании Совета безопасности РФ глава государства в числе основных задач по наращиванию качественных и количественных характеристик вооружения и техники назвал активное применение технологий искусственного интеллекта при создании военной продукции. «В том числе должна быть расширена линейка беспилотных разведывательных и ударных летательных аппаратов», — сказал президент.

В прошлом году к вопросу развития беспилотной авиации Владимир Путин возвращался несколько раз. В июле — на заседании наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), в августе — на рабочей встрече с главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем, в декабре — на совещании с членами правительства РФ и на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, на котором присутствовали руководители ОПК.

Такое пристальное внимание главы государства к теме беспилотной авиации обусловлено тем, что самая простая, на первый взгляд, задача оказалась межведомственной, да еще лежащей на стыке науки, техники и технологий. И решать ее пришлось в ручном управлении.

Надо признать, не все получалось у организаций оборонно-промышленного комплекса страны. Слишком сложной и масштабной оказалась проблема создания беспилотной авиации. В сентябре 2017 года генеральный директор АО «Конструкторское бюро «Луч» Михаил Шебакпольский на встрече с главой государства признал: «Сейчас же много уже беспилотников всяких. Мы все-таки летающими занимаемся по большей части. Но я хочу сказать, что, конечно, если в оборонной части мы догоняющие до сих пор… я видел их живьем (зарубежные образцы беспилотной техники. — «АС»)… конечно, там высокий уровень, то в гражданском (сегменте) мы имеем возможность их даже обогнать…»

Туманно, но в целом понятно: «В оборонной части мы догоняющие до сих пор…»

В феврале 2020 года заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев рассказал: «Мне на протяжении лет десяти на всяких выставках показывали «перспективные беспилотники». Я уже устал считать количество фирм, которые презентовали их, но все это выглядело, как доморощенный продукт, сделанный на коленке».

В прошлом году производство ударных беспилотников, кажется, сдвинулось с мертвой точки. В декабре на заседании расширенной коллегии военного ведомства министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил: «В ВКС начали поступать первые современные комплексы с разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами средней дальности «Иноходец» и «Форпост».

Беспилотный летательный аппарат средней дальности «Иноходец».
© mil.ru
Беспилотный летательный аппарат средней дальности «Иноходец».

Главные слова здесь — «первые», «современные», «разведывательно-ударные».

«В ходе боевой учебы следует более активно осваивать, «обкатывать» вооружения и технику с элементами искусственного интеллекта, только совсем недавно обсуждали это на Совете безопасности, в том числе — роботизированные комплексы, беспилотные летательные аппараты, автоматизированные системы управления», — поставил задачу военным на 2021 год президент страны.

В идеале – нужен рой

26 февраля 2021 года Сергей Шойгу побывал на московском предприятии группы компаний «Кронштадт». Помимо «Иноходца» («Орион», в комплект входят три летательных аппарата и наземный пункт управления), ему показали беспилотный комплекс радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД», перспективный скоростной ударный беспилотник «Гром» и полноразмерный макет разведывательно-ударного дрона «Иноходца-РУ».

Среди представленных беспилотников военных интересовал, прежде всего, «Иноходец». На вопрос главы военного ведомства об «Иноходце»: «Сколько комплексов поставите в 2021 году?» — генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков ответил: «Шесть-семь».

Этот ответ, наверное, не удовлетворил министра обороны. На совещании по итогам посещения предприятия он указал на необходимость повысить темпы оснащения Вооруженных сил беспилотными летательными аппаратами.

Другой, упомянутый в докладе министра обороны аппарат «Форпост», а точнее «Форпост-Р», не совсем правильно связывают с израильским «Искателем-2» (Searcher II). Действительно, первые «Форпосты» собирали из израильских комплектующих. Но за десять лет производства в России по лицензии конструкция беспилотника существенно изменилась. С 2019 года его собирают исключительно из отечественных комплектующих и с российским программным обеспечением.

Почему Минобороны выбрало именно «Иноходец» и «Форпост-Р» — догадаться несложно. Другие, как выразился, Дмитрий Медведев, «делались на коленке». Но это не означает, что в будущем у военных не будет иного выбора. Проекты «Иноходец-РУ», «Гром», «Гелиос-РЛД» это подтверждают.

Форпост-Р.
© mil.ru
Форпост-Р.

По меньшей мере, две причины тормозят создание новых разведывательных и, особенно, ударных летательных аппаратов. Первая имеет субъективный характер. Надо решить, что важнее: делать много простых и дешевых дронов, или — высокотехнологичных и дорогих, которых не может быть много из-за дороговизны и сложности производства, обслуживания и эксплуатации.

Самый, казалось бы, простой ответ — в боевой обстановке нужны и те и другие. Но простых ответов в военном деле не бывает, не случайно его называют искусством. Каждый факт потери разведывательного беспилотника наводит на размышление о том, что выгоднее: иметь сложный и хорошо защищенный, но дорогой, либо дешевый и простой.

При этом слово «простой» нисколько не умаляет значение аппаратов этого типа на поле боя. Рой простейших дронов может уничтожить дорогую и особо ценную технику или важный стратегический объект. Чем больше дронов, тем сложнее с ними бороться, и положа руку на сердце, честно признаемся, что эффективной защиты от них пока нет. Весь вопрос — в их количестве и системе управления. Российские операторы уже имеют и технику, и навыки управления, без преувеличения, огромным роем дронов.

В декабре 2020 года на совещании Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что компания «Геоскан» — участник экосистемы Национальной технологической инициативы (НТИ) — установила мировой рекорд по управлению одновременно 2198 беспилотниками с помощью искусственного интеллекта для роя дронов.

«Этот рекорд был установлен 3 сентября в Санкт-Петербурге, он был приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году, принадлежал всемирно известной компанией Intel. Сейчас наша компания «Геоскан» несколько потеснила Intel с этого пьедестала», — сказал Андрей Белоусов.

Ставка на «Охотника»

Дилемма «цена-качество» не стоит перед конструкторами тяжелых ударных беспилотников. Эти летательные аппараты, безусловно, могут быть только высокотехнологичными и, соответственно, дорогими. И получение таких аппаратов Министерством обороны гарантировано.

Два года назад генеральный конструктор предприятия «Кронштадт» Николай Долженков заявил, что первый опытный образец тяжелого дрона «Сириус» будет готов к 2023 году. Полноразмерный макет этого пятитонного беспилотника с полезной нагрузкой в одну тонну впервые показали на авиасалоне МАКС-2019.

Однако Минобороны, похоже, сделало ставку на беспилотный бомбардировщик С-70 «Охотник» компании «Сухой». В августе 2020 года генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что Минобороны начнет получать серийные аппараты «Охотник» с 2024 года.

С-70 «Охотник».
© Соцсети
С-70 «Охотник».

«Мы от Министерства обороны получили задачу ускорить проведение опытно конструкторских работ, максимально «сдвинуть влево» — так, чтобы поставки начать уже с 2024 года. Поэтому сейчас активно в этом вопросе с коллегами работаем», — сказал глава ОАК на встрече с Владимиром Путиным.

По словам Юрия Слюсаря, у тяжелого «Охотника» беспрецедентные возможности. Он имеет наибольший боевой радиус действия, самую широкую номенклатуру вооружения и оборудования. Машины подобного класса делают еще только в двух странах — США и Китае.

Однако о прорыве в области беспилотной авиации говорить пока рано. Где мы находимся и что хотели бы сделать в ближайшие три года? Выросли проекты, которые становятся основой для национальной технологической инфраструктуры следующего поколения в области беспилотной авиации, цифрового автотранспорта, квантовых коммуникаций. «Они требуют очень серьезного межведомственного взаимодействия, требуют очень серьезных многомиллиардных инвестиций», — сказал прошлым летом Президенту России на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Координацией и финансированием проектов занимается правительство России. Исходя из среднесрочных задач по цифровизации экономики, выделены средства на разработку чипов на современных топологических нормах для отечественных баз данных, а также систем искусственного интеллекта, включая управление беспилотниками. Привлечены созданные в последние годы при господдержке дизайн-центры. Дополнительно Фонду перспективных исследований выделены средства на загоризонтные разработки в области электроники, включая создание когерентных процессоров и нейропроцессоров, энергонезависимой памяти и новых технологий радиолокации.

Взгляд за горизонт

По данным некоммерческой ассоциации «Международный комитет по контролю над вооружениями роботов», объединяющей приверженцев мирного использования робототехники и регулирования роботизированного оружия, около 40 стран по состоянию на март 2016 года (более свежие данные отсутствуют) разработали различные типы роботов, способных воевать без участия человека. В том числе 30 государств разрабатывали и производили до 150 типов беспилотников, 80 из которых были приняты на вооружение 55 армий мира.

При вторжении в Ирак в 2003 году США имели всего несколько десятков беспилотных аппаратов, в 2009 году — 5,3 тыс., а в 2013 году — более 11 тыс. В декабре 2013 года Пентагон выпустил «Интегрированную дорожную карту развития беспилотных систем на период 2013–2038 годов». Анализ распределения ассигнований на развитие робототехнических систем свидетельствует, что 90% всех расходов должны пойти на развитие беспилотной авиации.

Можно не сомневаться, что до конца текущего десятилетия искусственный интеллект и нейросети освободят наконец летательные аппараты от ненужного им человека, который своим присутствием в кабине только мешает машине проявить свои пилотажные возможности. Беспилотные роботизированные платформы, оснащенные искусственным интеллектом, изменят в корне не только тактику воздушного боя, но перевернут наши представления об оперативном искусстве и даже взгляды на ведение войны. И это уже не фантастика.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.