Ведомый «Воин»

Ведомый «Воин»

Индия разрабатывает беспилотных «помощников» пилотируемых боевых самолетов
Прототип БЛА Loyal Wingman компании Boeing Australia.
© Boeing Australia
Индия разрабатывает беспилотных «помощников» пилотируемых боевых самолетов
' + '' + ' ' + ''+ ' Прототип БЛА Loyal Wingman компании Boeing Australia.
12 апреля 2021, 09:26
Реклама

Индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) работает над воплощением разрабатываемой концепции взаимодействия пилотируемых самолетов боевой авиации и беспилотных летательных аппаратов (Combat Air Teaming System — CATS). Иллюстрацией некоторых результатов, проводимых в данном направлении работ, стала демонстрация макета нового беспилотного аппарата в феврале 2021 года на авиасалоне Aero India в Бангалоре. Макет дрона был показан совместно с макетом самолета HAL Tejas Mk 1A, который видится в роли «ведущего» для нового беспилотника.

Warrior

Беспилотный летательный аппарат Warrior («Воин») — это один из элементов перспективной интегрированной системы, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты. По имеющимся данным, сам беспилотник должен иметь максимальную взлетную массу около 1300 кг.

В качестве силовой установки он получит два турбореактивных двигателя. Как вариант, планируется использовать двигатели разработки и производства HAL РТАЕ-7.

Максимальная скорость Warrior — примерно 0,7 Маха. То есть это дозвуковой аппарат. По данным разработчиков, он сможет выполнять полеты продолжительностью до 80 минут, работая на удалении до 800 км.

Беспилотники должны нести различные бортовые датчики, включая оптико-электронную систему наблюдения и бортовую РЛС, а также вооружение массой до 250 кг. Сообщалось, что в составе вооружения могут быть ракеты класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».

Возможные варианты боевой нагрузки были продемонстрированы на авиасалоне рядом с макетом дрона. Это ракеты «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения NG-CCM (Next Generation — Close Combat Missile) индийской разработки. Демонстрировавшийся макет аппарата также был показан в оснащении перспективной малогабаритной крылатой ракетой SAAW (Smart Anti-Airfield Weapon), размещаемой во внутреннем отсеке беспилотника.

Макеты беспилотного ведомого Warrior, ракет «воздух-воздух» NG-CCM и барражирующих боеприпасов.
© twitter.com@reviewvayu
Макеты беспилотного ведомого Warrior, ракет «воздух-воздух» NG-CCM и барражирующих боеприпасов.

Кроме того, Warrior смогут нести малоразмерные барражирующие боеприпасами — дроны-камикадзе. Предполагается, что группа таких взаимодействующих друг с другом барражирующих боеприпасов будет следовать совместно с дроном Warrior и пилотируемыми самолетами. Боеприпасы будут барражировать в течение нескольких часов, обнаруживая при помощи оптико-электронных систем различные наземные цели, а также поражая их при помощи интегрированных в конструкцию боевых частей.

Концепция

Концепция CATS подразумевает, что аппараты Warrior, находясь в передовом атакующем эшелоне, должны сопровождать пилотируемые самолеты, тесно взаимодействуя с ними в рамках группы и принимая на себя наиболее рискованные задачи. При этом пилотируемая часть группы будет оставаться вне зон обнаружения и поражения авиационными и наземными средствами противодействия противника.

В рамках этой концепции предполагается, что один пилот сможет контролировать несколько аппаратов Warrior. Для облегчения процесса взаимодействия, чтобы не перегружать пилота, сами аппараты должны будут обладать системами управления на основе искусственного интеллекта.

Реализация данной концепции призвана обеспечить повышение эффективности действий боевой авиации, при одновременном снижении риска для пилотов самолетов в будущих боевых операциях. Беспилотные «Воины» должны стать перспективными «напарниками» прежде всего для самолетов Tejas MK1A. Однако кроме них в этом качестве также рассматриваются самолеты Mirage 2000 и Су-30МКИ, а также перспективные индийские самолеты.

Полноразмерные макеты боевого самолета HAL Tejas Mk 1A и беспилотного ведомого Warrior.
© twitter.com@reviewvayu
Полноразмерные макеты боевого самолета HAL Tejas Mk 1A и беспилотного ведомого Warrior.

Взаимодействующие с боевой авиацией дроны Warrior можно будет использовать для вскрытия войсковой и объектовой ПВО противника и поражения соответствующих комплексов. Они также могут применяться для ударов по другим имеющим высокий приоритет целям, расположенным в тактической и оперативно-тактической глубине, включая наземные подвижные и стационарные объекты, а также надводные и береговые объекты. Например, командные пункты, оперативно-тактические ракетные комплексы, прифронтовые аэродромы.

Аналоги

Программа CATS отвечает мировой тенденции по созданию беспилотных ведомых. Предполагается, что интеграция беспилотных летательных аппаратов с пилотируемыми боевыми самолетами станет эффективным решением, учитывая, что воздушные бои будущего будут отличаться высокой динамикой изменения обстановки. Проекты создания беспилотных ведомых реализуются в ряде технологически развитых стран.

Над одним из таких проектов работает австралийское подразделение компании Boeing. Беспилотный летательный аппарат Loyal Wingman выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом малого удлинения размахом 11,7 метра и V-образным хвостовым оперением.

Конструкция беспилотного летательного аппарата полностью выполнена из композиционных материалов. Аппарат имеет модульную носовую часть длиной 2,6 метра. Под обтекателем в пространстве объемом более 1,47 кубических метра размещается различное оборудование, включая оптико-электронные системы разведки и наблюдения. Про вооружение аппарата пока ничего не известно.

Прототип БЛА XQ-58A Valkyrie американской компании Kratos.
© Kratos Unmanned Aerial Systems
Прототип БЛА XQ-58A Valkyrie американской компании Kratos.

Еще один беспилотный ведомый — XQ-58A Valkyrie — создается американской компанией Kratos Unmanned Aerial Systems при участии Научно-исследовательской лаборатории (AFRL) Военно-воздушных сил США. «Валькирия» имеет характерный внешний вид, показывающий применение «стелс»-технологий и оптимизацию планера для выполнения полетов с высокой дозвуковой скоростью. Планер оснащен среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение построено по V-образной схеме.

В России также реализуется проект беспилотного ведомого. Он был начат в инициативном порядке российской высокотехнологичной компанией «Кронштадт». Макет аппарата, получившего наименование «Гром», впервые показан общественности на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020».

«Гром» также выполнен с использованием технологий снижения заметности. Согласно официальным данным, в текущей версии беспилотный аппарат имеет длину 13,8 метра и размах крыла 10 метров. Его максимальная взлетная масса достигает 7000 кг, включая до 2000 кг целевой нагрузки.

Турбореактивные двигатели будут обеспечивать беспилотнику диапазон скоростей полета в 700–1000 км/ч. «Гром» может оснащаться широкой номенклатурой средств ракетно-бомбового вооружения, главным образом высокоточного, как уже имеющегося, так и создаваемого.

Макет БЛА «Гром» российской компании «Кронштадт».
© фото Дениса Федутинова
Макет БЛА «Гром» российской компании «Кронштадт».

Перспективы

Компания HAL работает над концепцией CATS и в целом над концепциями перспективных разведывательно-ударных беспилотных систем уже более пяти лет. Демонстрация компанией HAL аппарата Warrior совместно с Tejas на выставке Aero India 2021 показывает, что индийская компания несколько продвинулась вперед в части воплощения элементов CATS.

Вместе с тем очевидно, что индийским разработчикам предстоит еще долгий путь до появления работоспособных элементов воздушной системы, реализующей элементы концепции взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. И он совсем не обязательно завершится успешным созданием планируемой системы. Возможно, что осуществление этой программы просто улучшит договорные позиции Индии по вопросам приобретения некоторых зарубежных образцов.

Пока, в соответствии с озвученными планами, ожидается, что первые прототипы Warrior поднимутся в воздух в течение ближайших 3–5 лет. Финансирование в настоящее время ведется компанией Hindustan Aeronautics (HAL). Однако очевидно, что полноценное развитие данный проект может получить только после того, как он будет поддержан министерством обороны страны, которое должно определить четкие параметры создаваемой системы и обеспечить необходимое финансирование и контроль результатов работ. При этом, затраты могут быть внушительными.

И самое главное. Концепция объединения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в группе CATS предлагает не просто локальное усовершенствование, а фактически новую философию ведения операций ВВС. Для того чтобы она стала реальностью, и внедренные беспилотные ведомые действительно смогли обеспечить предполагаемый мультипликативный эффект в увеличении эффективности действий, необходимо существенное переосмысление концепций применения боевой авиации и организационная перестройка в структуре ВВС.

И это касается не только Индии, но всех стран, так или иначе разрабатывающих, или планирующих создать аналогичные системы.

Реклама
Реклама