«Боинги» слетаются на запах войны
В Министерстве обороны РФ характеризуют обстановку на западном стратегическом направлении как нарастание военной угрозы. Это еще не июнь 1941-го и даже не предвоенный май, но ситуация очень схожая. Страны НАТО развертывают новые сухопутные соединения в Восточной Европе. Американские боевые корабли трутся у территориальных вод России. Интенсивность полетов стратегической бомбардировочной авиации США в Европе за последние семь лет увеличилась в 14 раз. Для чего все это? «Армейский стандарт» проанализировал военно-политическую ситуацию.
Для чего им это небо
Каждый полет стратегического бомбардировщика — это прежде всего освоение новых маршрутов и воздушного пространства. Здесь экипажи американских «стратегов» отрабатывают взаимодействие с тактической авиацией стран — членов НАТО, их наземными силами и средствами сухопутных войск, а также совершенствуют организацию связи, навигации, целеуказания.
Одновременно готовится наземная инфраструктура для развертывания стратегической авиации США в особый (читай — предвоенный) период или накануне его: строятся склады для техники, арсеналы, другие объекты военной логистики. Это общий подход НАТО.
«Обеспечив заблаговременное складирование в Польше военного снаряжения, мы повысим нашу боеготовность, поскольку в этом случае нам придется перемещать только личный состав, но не военную технику», — пояснил генсек НАТО журналистам в ходе пресс-конференции в Брюсселе 1 апреля 2019 года.
Особая роль отводится самолетам стратегической авиации, которые в Пентагоне рассматривают в первую очередь в качестве носителей крылатых ракет, а в среднесрочной перспективе — противоракет и гиперзвукового оружия. В час «Ч» они должны будут нанести удары крылатыми ракетами по стартовым позициям межконтинентальных баллистических ракет и командным пунктам, расположенным на российской территории, а в случае начала ядерной войны — по атакующим межконтинентальным баллистическим ракетам противоракетами воздушного базирования.
Но для этого надо, чтобы стратегическая пилотируемая, а в ближайшем будущем и беспилотная авиация постоянно находилась в воздухе. Этого пока трудно добиться, но Пентагон не теряет надежды, шаг за шагом приближая ударные силы и средства к западным границам России.
Так, два американских сверхзвуковых стратегических бомбардировщика B-1B Lancers («Улан») из 7-го бомбардировочного крыла, дислоцирующегося на авиабазе Дайс (Dyess) в штате Техас, 3 марта выполнили миссию бомбардировочной оперативной группы в воздушном пространстве над Северным и Балтийским морями. Во время полета они отработали взаимодействие с датским, польским, немецким и итальянским истребителями.
Один из «Уланов» пролетел на низкой высоте над Ригой, Вильнюсом и Таллином. На одном из участков маршрута он находился на дистанции менее 320 км от здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, где расположен Главный штаб ВМФ России, и в 180 км от государственной границы РФ. Трудно представить, какой переполох поднялся бы в Пентагоне, если бы русский «Белый лебедь» на аналогичном расстоянии «махнул крылом» вблизи Вашингтона.
8 марта американские стратегические бомбардировщики летали уже в небе Норвегии и Швеции. Один из «Уланов» совершил «горячую дозаправку» на авиабазе Будё в Норвегии. Термином «горячая дозаправка» в НАТО называют заправку топливом на аэродроме, когда один из двигателей самолета продолжает работать. Это делается для сокращения времени пребывания на земле. Такая способность особенно ценится на войне, где дорога каждая секунда.
Месяцем ранее голландский авиационный журнал «Скрэмбл» (Scramble) сообщил, что на одной из авиабаз Королевских ВВС в Норвегии американцы планируют разместить четыре бомбардировщика B-1B Lancer. В издании предположили, что местом дислокации «Уланов» будет главная авиабаза Норвегии Ёрланд. Начальник отдела коммуникаций Королевских ВВС 40-летняя Стине Барклай Госланн (Stine Barclay Gaasland) не подтвердила и не опровергла планов размещения B-1B на базе Ёрланд.
«Оперативное развертывание, расстановка сил и будущие действия не комментируются, равно как и планы других стран», — сказала госпожа Госланн.
ВВС США в электронном письме ответили изданию, что подробности будущих операций для поддержания оперативной безопасности обсуждать не намерены. Но надо ли объяснять то, что и без всяких комментариев яснее всяких слов? В конце концов, не слова, а дела выдают истинные замыслы потенциального противника. И в этом смысле каждая операция бомбардировочной группы ВВС США дает богатую пищу для размышлений.
Полет над гнездом кукушки
12 марта американский «Улан» из Швеции перелетел в Польшу. До границы его сопровождали два шведских истребителя Saab JAS 39 Gripen. В польском воздушном пространстве бомбардировщик встретили два польских F-16 Fighting Falcon, которые сопроводили его до 33-й авиабазы Повидз (Powidz), где дислоцируется 7-я эскадрилья специальных операции ВВС Польши. Здесь американский стратегический бомбардировщик впервые совершил посадку и осуществил «горячую дозаправку».
Не надо забывать, что это всего в 306 км от Калининграда, «Томагавк» преодолевает это расстояние за 21 минуту, а перспективная гиперзвуковая крылатая ракета AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW) — примерно за две с половиной минуты.
Посадка на 33-й авиабазе, возможно, была рекогносцировочной, с целью проверить готовность аэродрома к приему стратегических бомбардировщиков, чтобы в дальнейшем использовать для постоянной дислокации.
С лета 2019 года здесь шло большое строительство складов различного назначения, необходимых для быстрого развертывания войск в случае их переброски в Восточную Европу. Уже в то время здесь находились около ста человек из 181-й эскадрильи ВВС США из Форт-Ворта (штат Техас), которые обслуживали на аэродроме самолеты свой эскадрильи Lockheed C-130H-LM Hercules 85-1365.
НАТО решило вложить в строительство $260 млн. Часть затрат на развитие военной инфраструктуры оплатили польские налогоплательщики. Кроме того, за их счет Варшава приобрела недавно 32 американских истребителя 5-го поколения F-35 Lightning II («Молния»). Часть истребителей решено разместить также на 33-й авиабазе. Стоимость контракта — $4,6 млрд. Сумма гигантская, но, по словам премьер-министра Матеуша Моравецкого, приобретение «Молний» позволит стране «избавиться от российской тени, которая доминировала над этой частью Европы». Похоже, поляки боятся уже и своей тени.
Кто-то может сказать, что американцы размещают стратегическую авиацию далеко от российских границ исключительно для обороны Европы. Действительно, авиабаза Будё находится в 700–800 км от мест дислокации российских баллистических ракет межконтинентальной дальности — из семи авиабаз эта не самая дальняя. База Бардуфосс расположена на 300 км ближе к потенциальным целям.
Наверное, основным критерием было: далеко — зато безопасно! Ракеты 40Н6Е из состава комплекса С-400 «Триумф», стоящие на защите российских баз атомных подводных лодок, сюда точно не дотянутся.
Зато у B-1B Lancers, выполняющих миссии бомбардировочной оперативной группы в воздушном пространстве Норвегии и Швеции, в случае начала войны есть явное преимущество для нанесения упреждающих ударов крылатыми ракетами по объектам критически важной военной инфраструктуры на Кольском полуострове.
Иное дело 33-я авиабаза Повидз. Она находится менее чем в 300 км от российского полуэксклава — Калининградской области. А там и зенитные системы С-400 «Триумф», и оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», у которого заявленная дальность 500 км, а скорость ракеты — 2100 м/с. То есть через две с половиной минуты ракета «Искандера» гарантированно выведет из строя ВВП аэродрома Повидз, и никто с него взлететь не сможет.
Но, видимо, есть резон у Пентагона размещать тут своих «стратегов»: он действует как кукушка, подкладывающая яйца в чужие гнезда.
Для дислокации Boeing B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость») Пентагон использует более удаленную от Восточной Европы авиабазу Фэрфорд (Fairford ) в Великобритании. Это, однако, не помешало «Стратосферным крепостям» в прошлом году выполнять оттуда миссии бомбардировочной оперативной группы над Черным и Балтийским морями и в Арктике.
Игра на публику
Для сравнения. Из пяти аэродромов, где базируются российские стратегические бомбардировщики, только один находится, можно сказать, под брюхом у НАТО — менее чем в 300 км от границы с Турцией. От второго — Дягилево в Рязанской области — ближе всего Эстония, до нее 750 км. Другие страны НАТО находятся так далеко, что когда «Белые лебеди» и «Медведи» взлетают со своих аэродромов базирования и направляют их в зону патрулирования, в Вашингтоне успевают позавтракать и пообедать, прежде чем поднять пару истребителей на перехват.
«В 2020 году военно-воздушные силы НАТО по всей Европе выполнили более 400 перехватов неизвестных самолетов, приближавшихся к воздушному пространству Североатлантического союза. Почти 90% — около 350 — были российскими военными самолетами», — сообщалось 28 декабря прошлого года на официальном сайте альянса.
«В последние годы мы стали свидетелями повышения уровня российской военной воздушной активности вблизи границ Североатлантического союза», — заявила официальный представитель НАТО Оана Лунгеску. И это при том, что в прошлом году дальняя авиация России совершила только 50 полетов стратегических ракетоносцев по установленным маршрутам, что гораздо меньше, чем выполнила авиация США.
Иными словами, у руководства НАТО нет повода для беспокойства, а все возмущение по поводу «приближения к границам альянса» — не более чем игра на доверчивую европейскую публику. По всей Европе около 40 радаров воздушного наблюдения, и около 60 самолетов НАТО дежурят 24 часа семь дней в неделю. Два центра воздушных операций — один в Германии, опекающий Северную Европу, и один в Испании, охватывающий весь южный фланг НАТО, — контролируют воздушное движение по всей Европе.
«Мы всегда бдительны. Истребители НАТО дежурят круглосуточно, готовы к схватке в случае подозрительных или необъявленных полетов вблизи воздушного пространства наших союзников», — заявила Оана Лунгеску.
Но по большому счету если кому и приходится проявлять настоящую бдительность, то это российским войскам ПВО–ПРО. В прошлом году самолеты США совершили свыше 140 разведывательных полетов вблизи наших южных границ. А над акваторией Черного моря натовские самолеты-разведчики и дроны более 1000 раз барражировали в непосредственной близости от территории РФ.
«Разведывательные самолеты практически перешли в режим боевого дежурства в районе российских границ Крымского побережья и прибрежной зоны Краснодарского края», — рассказал командующий войсками Южного военного округа Герой России генерал армии Александр Дворников в интервью газете «Военный вестник Юга России».
В целом интенсивность разведывательных и демонстративных действий американских самолетов вблизи российских границ в 2020 году возросла на 15% по сравнению с предыдущим годом.
Наглую дерзость американцы в очередной раз цинично продемонстрировали в национальный День памяти, посвященный военнослужащим, погибшим за всю историю США. Американцы отмечают его в последний понедельник мая. В этом году он пришелся на 31 мая. В этот день Джо Байден, видимо, решил тряхнуть стариной в прямом смысле этого слова и отправил в «турне» над Европой четыре «Стратосферные крепости». Из США они перелетели через Атлантику на авиабазу Морон в Испании. И уже с нее приняли участие в европейском этапе операции «Союзное небо» (Allied Sky).
В течение 12 часов бомбардировочная группа США совершила полет над всеми 28 европейскими странами альянса, в том числе над Латвией, Литвой и Эстонией. По данным Европейского командования США, «cтратегов» сопровождала в общей сложности почти сотня истребителей из 20 стран НАТО: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Турции, Франции, Хорватии и Чехии.
Непрерывность миссии «стратегов» обеспечили такие же древние, как и B-52 Stratofortress, американские самолеты-заправщики Boeing KC-135 Stratotanker, прилетевшие с британской авиабазы Милденхолл (RAF Mildenhall). Они провели дозаправку в воздухе B-52.
Командующий ВВС США в Европе и Африке и глава объединенного воздушного командования НАТО четырехзвездный генерал Джеффри Харригян (Jeffrey Harrigian), который является потомком переживших трагедию геноцида армян 1915 года в Османской империи, назвал миссию «потрясающей демонстрацией превосходства НАТО в воздухе» и заявил, что «нет таких проблем, которые мы вместе не можем решить».
Английский еженедельник «Ежедневная почта» (Daily Mail) назвал наглую операцию в Европе «жестким посланием НАТО Путину перед саммитом в Женеве».
А плодовитый американский журналист, вернее, пропагандист, пишущий на военные темы, Питер Сучиу (Peter Suciu) заявил, что такие учения, как Allied Sky, «могут ненадолго остановить время и сдержать Россию».
Американская администрация действительно показала, что может остановить время и даже вернуть мир в период «холодной войны», но сдержать, а точнее – подчинить своим интересам Россию при всем желании ей не удастся. Если даже отправить в Европу не четыре, а все 70 оставшихся «крепостей». Старые В-52 — отличные цели для С-400.