«Юнкер», «Кадет», «Горизонталь»…
109 лет назад, в июне 1912 года, в России был испытан первый в мире ранцевый парашют РК-1 конструкции Глеба Котельникова. Масса парашюта, предназначенного для Российской императорской армии, была 7 килограммов. Он обеспечивал безопасное приземление человека массой до 80 килограммов. С тех пор парашютное дело шагнуло далеко вперед. Парашюты для военных стали намного легче и способны обеспечить десантирование с сумасшедших высот. Об этом журналистам рассказали разработчики современных военных парашютных систем из холдинга «Технодинамика».
В современной войне возрастает роль воздушно-десантных войск и сил специальных операций, которые действую автономно, в отрыве от основных сил. Принцип действия таких подразделений — все свое ношу с собой: оружие, боеприпасы, техническое оснащение, продовольствие. Словом, набирается грузов на десятки килограммов. Что-то десантник, прыгая с парашютом, берет с собой. Но этого мало. Поэтому создается целая система парашютных систем для десантирования грузов.
Как рассказал гендиректор «Технодинамики» Игорь Насенков, завершены испытания парашютной системы серии «Юнкер», способные нести и безопасно приземлять грузы массой 180–225 килограммов. Высота десантирования — до 10 километров.
Особая тема — подвесные системы для десантирования поисково-спасательных собак «Юнкер-ППС». Парашютная система «Тандем-400» совместно с подвесной системой собаки «Юнкер-ППСС» способна обеспечить приземление двух человек и собаки.
Завершает государственные испытания еще одна парашютная новинка — «Юнкер-ДГ-250». Это управляемая система для десантирования груза массой до 250 килограммов. Разработано несколько алгоритмов управления, обеспечивающих высокую точность приземления груза — с отклонением от заданной точки приземления не более 100 метров при возможности сброса с высоты в 8000 метров. Ориентация и управление парашютом-крылом может быть обеспечено с помощью сигналов ГЛОНАСС/GPS, по инфракрасному маячку или дистанционно, с земли.
В планах завершить в 2022 году испытания системы «Горизонталь-4000», обеспечивающей точную доставку грузов массой до 4000 килограммов.
При десантировании людей и грузов главный критерий, конечно, безопасность. Кроме запасных парашютов, безопасное приземление призваны обеспечить электронные парашютные страхующие системы и приборы. Приборы фиксируют показатели вертикальной скорости и высоты парашютиста, а при необходимости приводят в действие запасную парашютную систему.
Парашютная система «Кадет-100Д» позволяет уходить от столкновения в воздухе, обеспечивая «полет назад» и вращение вокруг оси.
Создается также и новая запасная парашютная система З–7, которая придет на смену З–5.
Также для Воздушно-десантных войск создаются парашютные системы для десантирования бронемашин «Тайфун-Д» массой 18 тонн и «Тигр» массой 9 тонн. В такой парашютной системе 7 куполов, площадь каждого 770 квадратных метров. Осуществлено уже несколько испытательных сбросов массогабаритных макетов массой до 11 тонн. Работа по достижению заданных характеристик системы продолжается.
Разработчики парашютных систем из «Технодинамики» работают и в интересах Роскосмоса. Так, сейчас идут натурные испытания многокупольной парашютной системы для возвращаемого модуля космического корабля «Орел». Системы, созданные Научно-исследовательским институтом парашютостроения, используются для приземления спускаемой капсулы корабля массой 9535 килограммов. Общая площадь куполов при этом составит 3600 квадратных метров.
Словом, у продолжателей дела Глеба Котельникова планов очень много. Они уверены, что все они будет реализованы в срок.
Справка «АС»
Модернизация парашютной системы «Кадет-100Д» позволит использовать его и для десантирования с экипировкой нового поколения «Сотник», которая разрабатывается в России и будет включать экзоскелет. Для этого в случае необходимости грузоподъемность парашюта увеличат на 30 килограммов, а грузовые контейнеры модернизируют.