Палестина: война без победителя
В этом году произошло самое масштабное за последние 15 лет обострение арабо-израильского конфликта. За 11 дней стороны выпустили тысячи ракет. Сотни зданий разрушены, тысячи человек погибли или получили ранения. Благодаря усилиям международных посредников Израиль и палестинские вооруженные группировки договорились о прекращении огня. Однако итоги конфликта не удовлетворили ни одну из сторон. Израиль и палестинское движение ХАМАС заявляют, что готовы возобновить конфликт в любой момент. Когда стоит ждать новой арабо-израильской войны и есть ли выход из кризиса — проанализировал «Армейский стандарт».
Конфликт на Храмовой горе
Отношения Израиля и Палестины — застарелая проблема, к которой в мире уже привыкли. Если 20–30 лет назад арабо-израильский конфликт находился в центре обсуждения проблем мировой политики, то в последнее время интерес к ситуации в регионе отошел на второй план. С началом «арабской весны», а затем военных конфликтов по всему Ближнему Востоку ситуация в Палестине и вовсе отошла на второй, если не на третий план. Однако сам конфликт никуда не делся.
Часть арабских вооруженных группировок не признала мирного соглашения, подписанного главами Израиля и Палестины в 1993 году, и долгое время копила силы для того, чтобы продолжить войну за территории, которые арабы считают своими. Годами они готовились для продолжения интифады (освободительной войны), и вот гром грянул. Нашелся и повод. В начале мая 2021 года израильский суд потребовал от арабских жителей квартала Шейх-Джаррах в Иерусалиме покинуть свои дома и передать их еврейским поселенцам. В случае неповиновения израильские власти обещали применить к местным жителям силу.
Решение суда привело к массовым протестам арабов в Иерусалиме и на Восточном берегу реки Иордан. Арабские демонстранты требовали отменить решение суда. Движение за свободу Шейх-Джарраха получило широкую поддержку по всему миру, однако израильские власти это не остановило. Демонстрации были жестко подавлены.
Спустя неделю после начала протестов столкновения между арабами и израильской полицией постепенно перекинулись на район Храмовой горы в Иерусалиме, где находится одна из главных исламских святынь — мечеть Аль-Акса. По легенде, именно оттуда вознесся посланник Аллаха пророк Мухаммед.
Израильские полицейские несколько раз брали мечеть штурмом, применяя слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Одно из столкновений привело к масштабному пожару, который вспыхнул во дворе мечети.
Конфликт на Храмовой горе стал поворотным моментом арабо-израильского противостояния. Вооруженное движение ХАМАС, которое является главной военной и политической силой на территории сектора Газа, выдвинуло израильским властям ультиматум: или прекращение агрессии, или израильская территория подвергнется ракетным обстрелам. Израильские власти решили не сдавать назад и отвергли ультиматум ХАМАС. Это в итоге привело к выходу конфликта на новый уровень насилия.
Ракетный дождь
По различным прикидкам, на складах ХАМАС и других палестинских вооруженных группировок к началу конфликта находилось около 15 тыс. ракет различного радиуса действия. Откуда в распоряжении палестинцев появился такой арсенал, до сих пор точно неизвестно. Пресс-служба группировки частично пролила свет на этот вопрос, опубликовав серию видеороликов из своих подземных оружейных мастерских. Палестинцы изготавливают корпуса ракет из водопроводных труб, оснащают их боеголовками и ракетными двигателями малой мощности.
Уже после окончания конфликта официальные лица в руководстве ХАМАС заявляли, что в их арсеналах запасено ракет еще на долгие недели конфликта. И что если Израиль нарушит условия перемирия, обстрелы будут продолжаться снова и снова.
ХАМАС периодически применял самодельные ракеты для обстрелов израильской территории на протяжении последних 15 лет. Как правило, почти все арабские ракеты, известные как «Кассам», уничтожались израильской ПВО еще на подлете. Тем более что радиус поражения ракет «Кассам» редко превышал 20–30 километров.
Поэтому, когда в ХАМАС выступили с угрозой нанести ракетный удар по Тель-Авиву (60–70-км от Газы), никто не воспринял это заявление всерьез. Фактически израильское командование не было информировано о реальных возможностях противника, что в итоге привело к тяжелым последствиям.
Примерно в 18.05 по местному времени 10 мая с территории сектора Газа в сторону Тель-Авива были выпущены первые 150 ракет. Как минимум семь из них упали в городской застройке. Несмотря на то что система ПВО Израиля «Железный купол» сработала практически на 100%, сам факт наличия в арсенале ХАМАС ракет со столь большим радиусом поражения серьезно изменил расклад сил в Палестине.
Долгое время СМИ не могли понять, откуда в распоряжении палестинских группировок появился внушительный запас ракет столь большой дальности. Свет на эту тайну пролило руководство ХАМАС, которое прямо признало, что боеприпасы и технические специалисты были получены из-за границы.
Лидер ХАМАС Исмаил Хания заявил, что технология производства новых ракет была получена из Ирана. Иранские специалисты обучили палестинских инженеров и ракетчиков, которые смогли наладить серийное производство на территории Газы. В Народном фронте освобождения Палестины добавили, что их бойцы проходили обучение в Сирии. Подготовкой ракетчиков занимались непосредственно офицеры сирийской армии и специалисты ливанского движения «Хезболла».
В течение последующих 11 дней конфликта ХАМАС выпустил по израильской территории тысячи ракет. Арабские СМИ назвали обстрелы «ракетным дождем», который проливался на врага от двух до пяти раз за сутки.
Несмотря на то что большая часть ракет была уничтожена еще на подлете, обстрелы практически парализовали израильскую экономику. Многие предприятия прекратили работу, закрывались школы, местные жители были вынуждены целыми днями находиться в бомбоубежищах, потому что ракеты нет-нет, а все же преодолевали израильский «Железный купол».
Несколько снарядов даже поразили нефтеналивные терминалы в Ашдоде и Ашкелоне, что вызвало многочисленные пожары и разрушения.
Ракетные обстрелы ХАМАС сопровождались масштабными арабскими протестными выступлениями по всей территории Израиля. Были сожжены десятки зданий, полицейских машин, специальной техники. Серьезно пострадала инфраструктура, экономическая жизнь в ряде городов остановилась. В дополнение к массовым беспорядкам арабы объявили массовый локаут и перестали выходить на работу, что тоже серьезно ударило по израильской экономике.
Таким образом, действия ХАМАС, которые не нанесли существенного урона сами по себе, обошлись израильским властям крайне дорого, и, по сути, именно это обстоятельство в итоге вынудило израильские власти сесть за стол переговоров.
Война с многоэтажками
На протяжении всего конфликта израильские СМИ (особенно оппозиционные правительству Биньямина Нетаньяху) критиковали власти страны не только за то, что те проспали усиление ХАМАС, но и за то, что они не смогли защитить страну от ракетных обстрелов. В сущности, ответные действия Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) действительно не смогли снизить военный потенциал ХАМАС, и группировка продолжала ракетные обстрелы вплоть до заключения мирного соглашения.
Все военные операции Израиля свелись к нанесению ракетно-бомбовых ударов по территории Газы и окрестных населенных пунктов. Наземная операция, которой угрожал Израиль, так и не была проведена. Позднее к авиации присоединилась тяжелая артиллерия.
Официально было заявлено, что главной целью армии является система подземных коммуникаций ХАМАС, которую местные СМИ назвали «метро». Правительство Израиля заявило, что в результате авиаударов были уничтожены сотни километров тоннелей. И это при том, что внешняя граница сектора порядка 50 километров. В ЦАХАЛ заявили, что «метро» было полностью уничтожено.
Проверить эти заявления не представляется возможным, однако уже после окончания конфликта палестинские группировки устроили пресс-тур по своим подземным коммуникациям, и было видно, что как минимум часть из них вполне пережила налеты израильской авиации.
Еще одной целью для ВВС Израиля стали многоэтажные дома на территории Газы. По официальным данным, в зданиях находились штабы палестинцев. Самым известным стало уничтожение здания Jalaa Tower, где находился корреспондентский пункт американского информационного агентства Associated Press и катарского телеканала Al-Jazeera. Инцидент вызвал большой резонанс в профессиональной журналистской среде. По просьбе СМИ госсекретарь США Энтони Блинкен направил израильскому правительству официальную просьбу предоставить данные о наличии в здании инфраструктуры ХАМАС. В Израильском правительстве просьбу проигнорировали.
Уничтожение многоэтажных зданий в Газе происходило по известной тактике. Примерно за час до удара по крыше наносится упреждающий удар, после чего жителям предоставляется время покинуть дом. Однако как минимум часть строений уничтожалась без предупреждения, что привело к большим жертвам среди мирного населения.
Израильский новостной портал Mako взял интервью у одного из летчиков, непосредственно занимавшихся нанесением ударов по Газе. С его слов, война с многоэтажками изначально была направлена на то, чтобы устрашить ХАМАС демонстрацией уничтожения высотного здания в один миг. При этом летчики признали, что во многом «охота на башни» стала жестом отчаяния. «Нам не удается остановить ракеты, мы не можем уничтожить командование террористических организаций, поэтому мы разрушаем башни...», — заявил летчик.
В широком смысле военная операция армии Израиля не привела ни к чему. Палестинские формирования сохранили свой военный потенциал, инфраструктуру и склады ракет. Незадолго до заключения перемирия ХАМАС опубликовал видеоролик с заголовком «Где же ваша армия?». На видео беспилотник палестинцев облетает границы сектора Газа и израильские позиции, которые существенно удалены от линии разграничения. В группировке заявили, что израильские военные испугались возможных потерь и потому не рискнули начать сухопутную операцию в плотной городской застройке Газы.
Кто победил?
Формально конфликт, который длился 11 дней, не привел к изменению статус-кво — стороны остались при своем. Израилю не удалось уничтожить основные силы палестинских группировок, а ХАМАС, разумеется, не смог разгромить израильскую армию. Однако кратковременная военная кампания показала уязвимые места в системе безопасности Израиля, как внутренней, так и внешней.
По общему убеждению, израильская разведка фатально недооценила возможности противника. Впервые за последние 20 лет Тель-Авив подвергся ракетному обстрелу противника и часть ракет, пусть и небольшая, смогла пройти линию противовоздушной обороны.
Примечательно, что ранее израильская территория подвергалась обстрелам со стороны Ливана и Сирии. Хотя обстрелы носили скорее спонтанный характер и не несли глобальной угрозы, они вскрыли еще одно слабое место израильской ПВО. Большая часть пусковых установок системы «Железный купол» была передислоцирована на юг страны, в то время как север остался без защиты с воздуха.
По мнению экспертов, другие антиизраильские силы в регионе, например ливанская партия «Хезболла», дистанцировались от участия в конфликте. Однако, даже не вступив в войну, они узнали о противнике много нового. По примерным оценкам экспертов, военный потенциал «Хезболлы» и количественно, и качественно выше, чем у всех палестинских группировок вместе взятых. И если «Хезболле» удастся договориться с ХАМАС, в следующем конфликте Израиль может попасть под перекрестный ракетный обстрел с севера и юга, на отражение которого сил может уже не хватить.
Еще одно достижение ХАМАС, которое не стоит списывать со счетов, — победа на внутренней палестинской политической арене. Руководство Палестинской автономии так и не смогло решить проблему Шейх-Джарраха и других арабских территорий, жителей которых выгоняют из их домов. Обращения в ООН и публичные осуждения ожидаемо не привели ни к чему. В то же время ХАМАС смог поднять арабов и Газы, и Иерусалима, и других территорий на открытое антиизральское восстание, которое, пусть и ценой многих жизней, добилось своей цели. Так или иначе, но выселение палестинцев было остановлено, что, конечно, добавило очков ХАМАС.
Печальный итог военной кампании состоит в том, что нежелание ООН и правительств стран мира урегулировать арабо-израильский конфликт раз за разом приводит к печальным последствиям. Палестинцам в очередной раз наглядно показали, что мирного способа защиты их прав не существует и остается единственное действенное средство — терроризм или война. Фактически вся мировая палестинская повестка с согласия Запада теперь отдана радикалам из ХАМАС, которые ощутили свою военную силу и в будущем будут готовы к новой войне и новому насилию.