Тыловик с морской душой

Тыловик с морской душой

Судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» готовится войти в состав ВМФ России
© ЗАО «Спецсудопроект»
Судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» готовится войти в состав ВМФ России
12 августа 2021, 11:40
Реклама

Так уж повелось, что при очередном пополнении ВМФ России всегда куда больше внимания уделяется боевым кораблям и подводным ракетоносцам, а не представителям вспомогательного флота. Но ожидаемый в ближайшее время прием в эксплуатацию судна тылового обеспечения «Всеволод Бобров» — особый случай и во многом показательный.

Вслед за «Эльбрусом»

Только что в августе завершились его государственные испытания. Как сообщил генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Орлов, серьезных замечаний к «Всеволоду Боброву» нет. Значит, теперь, скорее всего, в этом же месяце ожидается подписание приемного акта, а затем будет объявлено решение главнокомандующего ВМФ России о дате подъема на судне Военно-морского флага.

Ориентир и соответствующий опыт у корабелов имеется: головное судно проекта 23120 «Эльбрус» с апреля 2018 года несет службу на Северном флоте. Оно уже успело пройти через ряд серьезных испытаний и собрать отличные отзывы. Достаточно сказать, что в 2019 году «Эльбрус» совершил 175-дневное кругосветное плавание в составе российских кораблей во главе с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Головное судно Эльбрус.
© mil.ru
Головное судно Эльбрус.

Но нет предела совершенствованию. После анализа результатов эксплуатации головного судна проект 23120 был доработан. В частности, на «Всеволоде Боброве» увеличен так называемый функционал палубы, усовершенствованы системы связи и навигации.

Изменения, внесенные в проект, несколько сдвинули график общего заселения экипажа — оно произошло осенью 2020 года. Но зато к прибытию моряков все было в ажуре: полностью закончена подготовка служебных и жилых помещений, успешно прошло испытание камбузного оборудования — тоже немаловажная составляющая успешного выполнения задач в море. В целом экипажу обеспечены условия, отвечающие современным требованиям: комфортные каюты с индивидуальными санитарными блоками, сауна, бассейн, спортзал.

От доставки до спасения

Итак, что собой представляет судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров»? Каковы его возможности? Проект 23120 разработан петербургской компанией «Спецсудопроект». Основные характеристики: водоизмещение — 9,5 тыс. тонн, длина — 95 метров, ширина — 22 метра, осадка — 9 метров, скорость 18 узлов (33,3 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. морских миль, автономность — 60 суток, экипаж — 55 человек.

Переход с завода Северная верфь в Кронштадт.
© Фото Алексея Акентьева
Переход с завода Северная верфь в Кронштадт.

Инженерное «ноу-хау» — это запатентованная форма носового бульба для судна ледового плавания категории Arc4. Предложенное и реализованное нестандартное решение конструкторов позволило удовлетворить требования заказчика: обеспечить судну скорость в 18 узлов и ледопроходимость при толщине льда до 0,8 м. Плюс класс автоматизации А1, то есть возможность безвахтенного обслуживания.

Естественно, присутствует полный набор оборудования и механизмов для решения профильных задач. Их несколько. Основное предназначение судна тылового обеспечения — перевозка грузов. Крановое оборудование и система динамического позиционирования позволяют выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок, а также в открытом море. В кормовой части имеется площадка приема и передачи грузов с вертолета. Максимальный общий вес палубного груза 2000 тонн.

Заводские ходовые испытания.
© Фото Алексея Акентьева
Заводские ходовые испытания.

Помимо этого «Всеволод Бобров» может проводить гидрографические исследования, оказывать помощь терпящим бедствие кораблям, а также буксировать суда. Стоит подчеркнуть и высокую маневренность судна, которая достигнута благодаря винторулевым колонкам. Они позволяют кораблю вращаться вокруг собственной оси на 360 градусов и удерживаться в заданной точке при любой погоде.

Равнение на чемпиона!

«Всеволод Бобров» успешно прошел несколько этапов испытаний. Так, в марте были закрыты все швартовные удостоверения судна и начались заводские ходовые испытания. Около месяца сдаточная команда (это более 100 человек) вместе с экипажем проверяла в Балтийском море главную энергетическую установку и другие системы и механизмы, проводила испытания кранов и лебедок.

В ходе очередного этапа испытаний в назначенном районе Финского залива была успешно отработана четырехчасовая буксировка равного по водоизмещению судна.

Выход из Кронштадта.
© Фото Алексея Акентьева
Выход из Кронштадта.

В последней декаде мая «Всеволод Бобров» совершил переход в Балтийск, где в полигонах Балтийского флота в рамках испытаний осуществлен прием на борт габаритных грузов и проверена работа штатных радиотехнических систем во взаимодействии с морской авиацией.

Наконец, в конце июля судно вышло в Балтийское море, где в течение недели государственная комиссия в режиме полного хода проверила главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи, систему видеонаблюдения, постановку на якорь на предельной глубине... Всего госпрограмма испытаний содержит несколько десятков разных тестов.

…Помните крылатую фразу из известного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Это о важности названия корабля. В данном случае вполне серьезно можно констатировать: здесь полный порядок! Всеволод Бобров — легенда отечественного спорта. Он дважды признавался лучшим бомбардиром чемпионата страны по футболу и четыре раза — по хоккею. Иными словами, уникальный универсал!

Прослеживается и аналогия: судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» тоже с полным основанием можно считать универсалом — и в южных морях, и на Крайнем Севере оно сможет выполнять самые разные задачи. Причем на столь же высоком профессиональном уровне, как это делал олимпийский чемпион Всеволод Бобров.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.