Польский танковый капкан
Варшава покупает у Вашингтона 250 танков Abrams в версии SEP v3. Решение окончательное, обжалованию не подлежит. Его озвучил вице-премьер Ярослав Качиньский, председатель правящей консервативной партии «Право и Справедливость», представив такое решение как «сделку века». Зачем Польше танковая дивизия — проанализировал «Армейский стандарт».
Министр обороны Мариуш Блащак, не дожидаясь даже одобрения сделки американским правительством, заявил о поставках Abrams как о состоявшемся факте. При этом он уверял, что американские танки, которыми предстоит полностью укомплектовать четыре танковых батальона, — это «самые современные и проверенные в бою», и созданы они специально для того, чтобы противостоять российской «Армате».
Безусловно, этот посыл Блащака был обращен к польскому обывателю — главному налогоплательщику, который, видимо, должен наполниться гордостью за будущую мощь своей державы и раскошелиться. Профессионалов такими речами возбудить трудно. Они прекрасно знают, что польская армия получит далеко не те самые танковые новинки, о которых при всяком удобном случае вещает Блащак.
Новинок нет даже у самих американцев, так как из-за многолетнего отсутствия серийных заказов на их Abrams, танковый завод в Детройте еще в 90-х годах прошлого века был законсервирован. А потому все танки, которые теперь идут и на оружейные рынки, и в американскую армию, — это исключительно переделанные на танковом заводе в Лайме (штат Огайо) старые машины, ранее находившиеся на хранении.
Да, безусловно, это будут улучшенные версии в модификации М1А2 SEP v3. Ее Лаймский завод начал выпускать в 2015 году. В боекомплект этой машины были введены два выстрела с программируемым взрывателем. На танке обновлена система управления огнем, установлены новые тепловизионные каналы в прицелах наводчика и командира. Все это, безусловно, улучшает характеристики этой машины.
В качестве большого плюса будущего американского танка, который придет в польскую армию, называют его возможность работать на бензине или дизеле. Как показывает практика, в случае с использованием дизельного топлива мощность движка несколько снижается. Но, как утверждают маркетологи, принципиального значения такая «потеря» не имеет.
Тем не менее специалисты считают, что этот танк в модификации М1А2 SEP v3 имеет существенные конструктивные просчеты. К примеру, большое количество дополнительной брони и противокумулятивных отражателей — их навесили на машину еще во время двух предыдущих модернизаций — делают этот шестидесятипятитонный танк слишком уж тяжелым и малоподвижным, особенно в условиях пересеченной местности.
Польского министра обороны, правда, этот факт не сильно расстроил. Он заранее побеспокоился о том, чтобы создать для будущих американских Abrams М1А2 SEP v3 практически тепличные условия. Так, рассказывая о перспективах своего приобретения, польский министр прямо заявил: «Есть предложение по размещению танков «Абрамс» в Смоленских воротах (так называется равнинная местность на границе Польши с Россией и Белоруссией. — «АС»). Если такое размещение состоится, то оно будет осуществлено на равнине, а значит, от тяжелых американских танков наша инфраструктура — дороги и мосты — не пострадает».
Многие профессионалы в Польше задаются вопросом: зачем полякам нужна такая сделка? Покупать танки, которые можно использовать только на равнине? Для страны, которая имеет собственное производство танков, подобный шаг трудно объяснить как с военной, так еще более с экономической точки зрения. В стране есть куда более первостепенные задачи, требующие серьезных финансовых вливаний.
Что стоит за таким шагом польских военных, «Армейскому стандарту» объяснил член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.
— На главный вопрос: «Зачем Польше американские танки?» — разумного ответа нет. Никакого военного или военно-технического обоснования такой покупке эксперты не находят. Более того, в перспективе поляки собираются дополнительно купить у США еще свыше 500 танков. При условии, что сегодня общая численность танков, стоящих на вооружении в Польше, где-то порядка 900 единиц, это означает, что армейским руководством страны принято решение практически полностью перевести польские бронетанковые войска исключительно на американскую технику. Это решение вызывает изумление у ряда политиков даже в самой Польше.
— А сейчас какие танки стоят на вооружении польской армии?
— Сейчас у поляков есть свои танки. То есть, по сути дела, это советские Т-72, но модернизированные в самой Польше. Ранее их политика оснащения бронетанковой техникой заключалась в то, что модернизация Т-72 будет продолжаться самой оборонной промышленностью Польши. Там имеются проекты такой модернизации с довольно высокими характеристиками. Плюс собственные проекты перспективного танка на базе новой платформы.
В частности, летом 2019-го на польском танковом заводе в Гливице был подписан контракт на ремонт и модификацию 230 танков Т-72М и Т-72М1. Стоимость контракта оценивалась в $462 млн. Срок реализации — по 2025 год. Под программу попадали как машины, находящиеся в частях польской армии, так и на складах хранения. Первые восемь машин поступили в Люблинскую механизированную бригаду в конце 2019 года.
Кроме того, у поляков есть еще танки Leopard 2A4, поставленные из Германии. Предполагалось проводить также их модернизацию, поскольку в Германии уже есть версия Leopard 2A7 Plus. Более того, известно, что Германия совместно с Францией делает танк будущего — это их совместный проект. С их стороны были предложения на каком-то этапе подключиться к этому проекту и другим европейским странам. Польша вполне могла бы в этом поучаствовать. И вдруг такой резкий переход к решению закупить американские танки!
— Министр обороны Блащак собирается разместить эти американские танки на востоке страны, откуда, как он считает, Россия попытается осуществить «вторжение в Польшу».
— Ну, разумеется, с помощью этих американских танков поляки собираются отражать воображаемую «российскую агрессию». Кроме России им же больше не с кем там воевать. Причем если говорить о той версии танков Abrams, которую поляки покупают у американцев, то никакая это не новинка. У нее осталось та же самая платформа, что на старых американских танках. Фактически это машина конструкции второй половины семидесятых годов. Собственно, как и у нас, когда на базе предыдущих платформ еще советских танков мы создаем более современные версии машин.
— То есть выбор делался исходя не из каких-то технических преимуществ, а из чисто политических соображений?
— Конечно. Польша фактически так «легла» под американские танки, что ей уже, видимо, и не подняться. Хотя там есть и военачальники, которые категорически не согласны с таким положением дел. Правда в основном отставные, поскольку действующие военные не могут выступать с критикой существующей власти.
К примеру, бывший начальник Главного штаба польской армии выступил очень возмущенно в польской прессе, дескать, что это за волюнтаризм такой! И он прав, у них там, похоже, покруче нашего Сердюкова «решалы» имеются.
— Получается, руководство Польши оставляет без заказа собственные оборонные предприятия?
— Это плевок в собственную оборонную промышленность, которая надеялась на дальнейшую работу по модернизации имеющегося боевого состава, а также возможную разработку с их участием проекта нового танка, который предлагают польские конструкторы. Но не только. Это и серьезный плевок в сторону Германии, которая тоже надеялась на постепенное расширение доли своих Leopard в польской армии, ну и возможную модернизацию уже имеющихся машин до более высокого уровня. То есть проамериканское решение польского военного руководства шокировало очень многих как в самой Польше, так и среди ее европейских партнеров.
— Причем вкладываться ведь придется не только в покупку этих танков, но и в их обслуживание?
— Да. Придется закупать боекомплект боеприпасов для этих машин, тратиться на текущие расходы, боевую подготовку, мобилизационный запас, комплект запасных частей и материалов, переобучение военнослужащих и тому подобное. Все это колоссальные дополнительные траты.
— Какой примерно это может быть порядок цифр?
— Сделка на начальную покупку танков. Это, видимо, около трех миллиардов долларов. А в перспективе — план замены остальных танков на американские, это еще свыше 500 единиц. Так что сумму в 10 миллиардов долларов эти траты, видимо, перекроют.
***
Да, убить собственную военную промышленность и выложить такие деньги под страхом мнимой российской угрозы?» Да, видимо, все-таки очень богатая страна эта — Польша. И умная...