Приближается осень, а с нею - сезон, в котором всегда есть повод задуматься: что надеть завтра, собираясь в колледж, институт или на работу? В осенние месяцы выбор одежды богаче и разнообразней. Уже не надо ориентироваться на аномальную жару, когда весь гардероб сводится к двум-трем легким вещицам в спортивном стиле. И до морозов еще много-много дней и недель. Самое время выбрать одежду, которая одновременно будет модной, удобной, красивой, стильной и доступной по цене. Из всего многообразия стилей молодежь чаще всего выбирает стиль милитари.
О стилях не спорят
В стилевом разнообразии специалисты выделяют 22 основных направления и шесть модных стилей, которые все принимают за самостоятельные направления, но которые не являются таковыми. Каждому возрасту соответствует свой стиль, и только счастливой молодости подходит любой, лишь бы он нравился. А нравится большой части молодежи чаще всего одежда трех стилей: спортивная, джинсовая (псевдостиль) и милитари. К последнему отношение особое как у парней, так и у девушек.
Дизайнеры одежды эту, можно сказать, трепетную любовь связывают с удобством, простотой, практичностью, экономисты — с относительной дешевизной и «носибельностью», а психологи — со свойственным молодости стремлением к самовыражению и самоутверждению.
Впервые появившийся в 60-х годах прошлого века в коллекциях Yves Saint Laurent стиль милитари продолжает и в наши дни уверенно шествовать по планете. В мужской моде примером тому служит коллекция Dior Men 2021/22, в женской — Paco Rabanne.
Вот пять главных причин, по которым молодежь выбирает именно этот стиль. Во-первых, такая одежда отличатся брутальностью; во-вторых, прочностью или, как еще говорят, носкостью; в-третьих, практичностью, простотой и неприхотливостью; в-четвертых, минимализмом декора, в качестве которого могут использоваться пуговицы, разного рода нашивки, стилизованные погоны и патронташи. И наконец, в-пятых, она удобная.
Качество и вид материала тоже играют немаловажную роль. Для пошива одежды в стиле милитари используют натуральные материалы: шерсть, хлопок, твид, трикотаж и деним (джинсовая ткань большой плотности).
По вкусу молодежи пришлась и неброская цветовая гамма. Основные цвета: песочный, горчичный, болотный, все оттенки серого. С 2020 года особой популярностью пользуются хаки, оливковый, бежевый, кирпичный и терракотовый цвета.
У милитари есть своя градация. Высокий — это подстиль элитного милитари для женщин и мужчин: дорогие ткани, аристократичный образ, строгость и респектабельность. Такую одежду обычно шьют под заказ.
Городской — неформальная и простая одежда, которая сочетается с другими стилями.
И камуфляжный — самый массовый. Пятнистую одежду производят для всех возрастных групп обоего пола.
Одежда в стиле милитари периодически появляется на мировых подиумах, ориентированных на шик и гламурность. Иногда ее можно увидеть и на персонах шоу-бизнеса. Ким Кардашьян — одна из немногих фотомоделей, которая примерила камуфляж. Своей фотографией в нем она поделилась в Instagram.
В другой части света симпатию к камуфляжу демонстрирует Лалиса Манобан. Макнэ (значит младшая) участница южнокорейской поп-группы Black Pink хорошо известна фанатам К-pop (корейской поп-культуры). На фото в Instagram Лалиса, или просто Лиса, позирует в широких голубых джинсах, кроп-топе и джинсовой куртке в стиле милитари.
В июле южнокорейская поп-икона и по совместительству амбассадор дома Louis Vuitton — музыкальная группа Beyond The Scene (BTS) представила в Сеуле модную коллекцию осень-зима 2021 Вирджила Абло — американского модельера и дизайнера, художественного руководителя мужской одежды бренда Louis Vuitton. И в ней опять есть вещи в стиле милитари.
Удивляться тут нечему, модные вещи этого направления всегда были и остаются популярными у молодежи. Каждый год просто добавляются новые детали, по-другому комбинируются элементы. Мужская и женская одежда в равной мере пользуется хорошим спросом. Она замечательно подчеркивает сильные стороны характера, целеустремленность и стойкость к любым жизненным обстоятельствам. От такого брутального образа редко отказываются и парни, и девушки.
На русском фронте без перемен
Из топ-10 российских моделей-мужчин в одежде милитари когда-то давно был замечен только Данила Поляков, сотрудничавший с брендами Jean Paul Gaultier, John Galliano и Vivienne Westwood. Женская половина российского модельного бизнеса вообще игнорирует милитари. И это неудивительно, ведь редкий российский модельер решается работать в этом стиле.
Одним из «храбрых солдатов Джейн» в мире моды сегодня является популярный российский дизайнер Маша Цигаль. Под ее брендом Masha Tsigal выпускается одежда и обувь для женщин и мужчин, а также всевозможные аксессуары в смешанном стиле. Успехом пользуются женственные платья, дополненные элементами милитари.
Жакеты и пальто в этом же стиле продвигает интернет-магазин «Kira Plastinina».
Из всех известных российских модельеров ни один не предлагает сейчас новые модные коллекции в стиле милитари. Возможно, это игнорирование связано со старой обидой на прежнее руководство Минобороны. Дело было так.
По заказу военного ведомства, которым тогда руководил Анатолий Сердюков, Валентин Юдашкин создал коллекцию военной формы для Российской армии, которую показали даже Президенту РФ Владимиру Путину. Однако Юдашкину не суждено было стать вторым Карлом Дибичем (Karl Diebitsch) или Вальтером Хеком (Walter Heck). Или, вернее, предыдущему министру обороны не хватило воображения и понимания роли военной формы в патриотическом воспитании молодежи.
«Поставляемая в настоящее время полевая форма не имеет ничего общего ни по дизайну, ни по технологии с разработанными нашей компанией и утвержденными министром обороны образцами. Более того, руководство Минобороны не предоставило нам возможности реализовать свое право на авторский контроль за качеством продукции, поставляемой в Вооруженные силы», — рассказал много лет назад о коротком «флирте» с военным ведомством знаменитый кутюрье. Под старофранцузским словом fleurette имеется в виду заигрывание с помощью цветка.
Уже при новом министре отказался участвовать в разработке формы для армии другой известный кутюрье, Вячеслав Зайцев. Он припомнил, как в начале 90-х годов участвовал в создании формы для милиции, но проект не был реализован. По словам дизайнера, он совсем не против разрабатывать гражданскую одежду в стиле милитари.
«Очень многофункциональная, очень популярная, очень комфортная одежда. Я сам недавно приобрел высокие бежевые ботинки на шнурках в стиле милитари — Белоруссия делает. Я с удовольствием на эти вещи реагирую. И женщин военизированная одежда украшает», — рассказал кутюрье. При этом добавил, что лучше в разработке вещей в стиле милитари справятся молодые дизайнеры.
После того как кутюрье похвастался белорусскими берцами, на российской модной одежде можно поставить жирный крест. Не случайно в сети магазинов «Армия России» есть любая одежда, обувь и аксессуары на военную тематику, но только не модная гражданская в стиле милитари.
Можно понять Валентина Юдашкина, Вячеслава Зайцева, а также Игоря Чапурина, Андрея Шарова и других их коллег по цеху. Они тяготеют к созданию богатой элитной одежды под заказ для великосветских дам и звезд шоу-бизнеса. Милитари для них как ширпотреб. Да он таковым и является, несмотря на наличие высокого или элитного подстиля.
Однако и ширпотреб может быть красивым и модным. У Карла Дибича и Вальтера Хека задача тоже была не из легких, но они с ней справились. Что же мешает российским модельерам создать красивую военную форму? А если с военной формой не получилось, то почему до сих пор нет отечественной модной гражданской одежды в стиле милитари?
Высоты, которых отдавать нельзя
В традициях отечественной военной формы есть всё — и богатство материалов, и оригинальность фасонов. Достаточно вспомнить кожаные пальто, полупальто, плащи и куртки реглан. Регланом называется свободный крой рукава, изобретенный в XIX веке брендом Aquascutum специально для британского фельдмаршала Фицроя Джеймса Генри Сомерсета, 1-го барона Реглана.
В прошлом веке мечтой многих сыновей советских подводников была кожаная куртка «канадка» на белой овчине с воротником-трансформером (альпак). Говорят, такую куртку подарили Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, когда он в июне 1967 года, сразу после присвоения ему звания Маршала Советского Союза, посетил Северный флот. В тылу флота долгое время бытовала легенда, что маршалу куртка понравилась, и он ее принял с благодарностью в качестве подарка, а вот начальник вещевой службы флота долгое время ломал голову — по какой статье списать казенное имущество, рассчитанное на 25 лет носки.
Другой статусной вещью был темно-синий китель. Хоть он и относился к рабочей форме одежды на кораблях, но для старших офицеров шился из дорогостоящей шерстяной ткани. Под него флотские модники надевали белую рубашку, по возможности — с золотыми запонками.
Пренебрежение этим историческим наследием говорит не о недостатке талантов среди современных дизайнеров модной одежды или полета творческой фантазии, а об отсутствии материальных и других стимулов и условий создавать военную форму и на ее основе — гражданскую одежду в стиле милитари, как это делают за рубежом.
Пока российские дизайнеры ищут клиентов побогаче и статусней, российская молодежь следует дорогой, указанной ей домами моды Louis Vuitton и Christian Dior, которые первыми вывели стиль милитари на модные подиумы. Сегодня одежда и обувь этого стиля отличаются большим разнообразием дизайнеров и производителей.
В торговых сетях Москвы и Санкт-Петербурга продаются одежда, обувь и аксессуары в стиле милитари почти всех брендов мира. География — от британской Snugpak до японской Yakuza. Отличаются изяществом итальянские изделия, выпускаемые под брендами Parajumpers, Aeronautica militare, Marina Militare. Эти названия говорят сами за себя.
Aeronautica militare — это премиальный бренд одежды, обуви и аксессуаров. Обладает эксклюзивным правом от Генерального штаба ВВС Италии на использование оригинальной эмблемы и логотипа ВВС.
Marina Militare, пожалуй, самый яркий представитель одежды в военно-морском стиле. Компания имеет эксклюзивный контракт с Военно-морскими силами Италии на использование герба и специальной символики национального флота в создаваемой гражданской одежде.
Особо стоит выделить куртки бренда Parajumpers («Парашют»). Главный секрет их ткани — металлизированная основа. Она обеспечивает любую продукцию бренда высокой износостойкостью. Вещи, выполненные из такого материала, выдерживают большую нагрузку на разрыв. Автор этих строк лично убедился в высоком качестве металлизированной ткани. На автостоянке нечаянно задел рукавом за острый угол алюминиевой таблички. Подумал: ну все, рукав распорот, куртку можно выбросить. Какого же было мое удивление, когда вместо пореза увидел на ткани белый след — алюминий оказался менее прочным, чем материал, из которого была сшита куртка.
Менее изящные, но более брутальные изделия представлены под американскими брендами Alpha Industries, Schott, Tactical Research и многими другими. Как всегда, высоким качеством отличается одежда немецких брендов Brandit и Mil-Tec. Этот список можно продолжать и продолжать.
А что в России противостоит зарубежной военизированной моде? Как написано на официальном сайте «Армии России», это «единственный российский бренд одежды, обуви и аксессуаров, сочетающий в себе практичность повседневного стиля и технологичность профессиональной формы военнослужащих».
Тут главное слово — единственный. Силы, как видим, неравны. В боевом уставе написано, что для наступления надо создавать трехкратное превосходство сил и средств. А какое тут превосходство? Один в поле не воин. Если, конечно, этот один не «Армия России».
Сегодня отечественный бренд представлен в одноименных магазинах разного формата в региональных центрах от Калининграда до Владивостока, а также в интернет-магазине, осуществляющем доставку товаров по всей России. В планах компании было открыть магазины одежды в нескольких столицах европейских стран, а также присоединиться к тренду на импортозамещение, перестроившись на работу с российскими компаниями. Но если нет дизайнеров, кутюрье, современного швейного производства, отечественных материалов, включая нитки, пуговицы, фурнитуру и другие мелочи, которые и составляют основу текстильной промышленности, все это может остаться только благими намерениями.
Сражение на поле моды идет самое настоящее. И не только за кошельки покупателей, но и за их сердца. На это без обиняков указывает сайт «Армии России»: «В основу бренда заложены принципы позитивного восприятия и формирования правильного отношения к Вооруженным силам РФ». Началось все с образа «вежливых людей» в 2014 году.
Только вот беда, из-за пассивности (или жадности) отечественных кутюрье и слабости в целом текстильной промышленности российская молодежь вынуждена чаще всего покупать майки, рубашки, брюки и куртки, созданные в стиле американской, итальянской, немецкой военной формы с соответствующей символикой, исподволь воспитывающей уважение и признание силы чужой армии, а не своей.