Российские предприятия включились в технологическую гонку по разработке беспилотных комплексов. Смотр их достижений состоялся недавно на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021». Конструкторы отмечают, что потенциал беспилотных платформ еще далеко не исчерпан и каждая отдельная машина может использоваться в самых разнообразных целях — от участия в боевых действиях до укладки асфальта и стрижки газонов. Корреспондент «Армейского стандарта» проанализировал некоторые беспилотные тенденции.
«Гром» победы раздавайся
Уроки недавних военных конфликтов в Карабахе, Сирии, Ливии наглядно показали, что современные беспилотники способны изменить расклад сил на поле боя и нанести противнику колоссальный урон. И российские разработчики извлекли из этого опыта ценные уроки.
Одним из флагманов на российском рынке военных беспилотников считается корпорация «Кронштадт». Ее продукция известна не только в нашей стране, но и за ее пределами. На форуме «Армия-2021» компания представила новый перспективный проект — ударный беспилотник «Гром».
Впервые о разработке этого дрона сообщили... китайские СМИ, которые внимательно следят за развитием беспилотных технологий в мире. Однако технические характеристики изделия и другая информация до поры до времени держались в секрете. Все вопросы сняла презентация «Грома», которая прошла в парке «Патриот».
«Гром» находится на этапе проработки эскизного проекта. Одновременно исследуются различные варианты использования беспилотника. В перспективе «Гром» сможет не только наносить удары по наземным целям, но и вести воздушные бои.
Беспилотник «Гром» — представитель модной сейчас концепции «loyal wingman» («верный ведомый»), которая подразумевает передачу части функций пилотируемого истребителя на беспилотную платформу, что существенно расширяет и дополняет возможности самолета. Интересно, что базируется отечественная разработка на конструкции, идентичной американскому беспилотнику XQ-58 «Valkyrie» и немецко-испанскому проекту «Barracuda».
По заявлению корпорации «Кронштадт», новый беспилотник сможет развивать скорость до 1000 км/ч и действовать на высоте до 12 км. Полезную нагрузку составляет ракетно-бомбовое управляемое вооружение массой до двух тонн. Предполагаемая длина беспилотника — 13,8 метра, размах крыльев — 10 метров, а радиус действия до 800 км.
Судя по тому, что на представленном макете «Грома» имеется два сопла, можно предположить, что силовой установкой для летательного аппарата станут турбореактивные двигатели типа АИ-222-25, которые уже устанавливаются на учебно-боевой самолет Як-130. Ранее предполагалось, что может быть использован двигатель АЛ-41, однако, как считают специалисты, это маловероятно. Ведь в этом случае тяга двигателя будет избыточной для беспилотника с максимальной взлетной массой в семь тонн.
Конечно, макет — лишь вариант предполагаемого вида аппарата, в будущем его внешний вид может поменяться. Ожидается, что беспилотник будет взаимодействовать в комплексе с истребителями Су-35С и Су-57. Допускается возможность работы с истребителем МиГ-35.
Главная задача «Грома», как и любого беспилотника, — сохранение жизни пилотов, освобождение их от некоторых рискованных полетов. Дрон будет заниматься разведкой территории, преодолением системы ПВО и ее уничтожением.
По подобной схеме действовали турецкие беспилотники BayraktarTB2 в ходе конфликта в Нагорном Карабахе. «Гром» должен будет пробивать бреши в ПВО противника, принимать на себя возможный удар. А за ним уже должны идти вперед самолеты и вертолеты.
Специально для нового проекта корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» были разработаны малогабаритные ракеты класса «воздух—поверхность», а также авиационная управляемая ракета под условным наименованием «изделие 85» и управляемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500.
Помимо непосредственного участия в боевых действиях «Гром» сможет управлять роем из десяти ударных беспилотников «Молния», запущенных с соседнего самолета. Этот концепт также был представлен на форуме «Армия».
По словам разработчиков, «Гром» сможет действовать в качестве авангарда на удалении в несколько десятков километров от основной группы беспилотников, провоцируя противника на атаку. После того как средства ПВО, поддавшись на провокацию, обнаруживают себя, группа дронов «Молния» наносит удар по средствам противовоздушной обороны противника. «Гром» же отходит в тыл, открывая дорогу пилотируемой авиации.
Достоинства аппаратов такого класса очевидны. Беспилотники стоят дешевле современного истребителя, у них нет ограничений, связанных с физиологическими возможностями пилота. В то же время подобные машины показали крайне высокую эффективность в условиях реальных боевых действий.
Пока проект находится в разработке, и речи о принятии «Грома» на российской армии не идет. Однако потенциальные достоинства проекта очевидны. Весь вопрос в том, как скоро первый беспилотник поднимется в небо и на деле докажет свое название.
«Умный» шаттл
Беспилотной тематикой активно занимаются не только «мастодонты» оборонной промышленности, но и молодые, перспективные разработчики. Например, специалисты Московского политехнического университета, которые представили на форуме «Армия» концепт роботизированного автомобиля «Smart шаттл».
Несмотря на то что эта разработка изначально была спроектирована для сугубо гражданских целей, конструкторы уверены, что ей найдется применение и военной сфере.
Концепция проекта подразумевает сочетание беспилотных технологий, искусственного интеллекта и системы визуального анализа окружающей действительности. Сейчас шаттл «учат» распознавать дорожные знаки, оценивать препятствия на пути с помощью специального программного обеспечения и сенсоров. Первоначальный замысел предполагает использование шаттла для перевозки посетителей к территориально удаленным парковым зонам.
Однако в будущем беспилотник может использоваться, например, в зоне стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций для эвакуации пострадавших из труднодоступных зон. Или даже раненых с поля боя. В этом смысле крайне важно, что шаттл подпитывается за счет генератора и может действовать автономно на протяжении долгого времени.
Инженеры уверяют, что запас хода у транспортного средства без дозарядки составляет от 100 до 140 км. Шаттл может развивать максимальную скорость до 40 км/ч. Батарея держит заряд до шести часов, обладая номинальным напряжением в 51 вольт. Снаряженная масса автомобиля, со стандартным оборудованием, всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами и батареей, составляет 600 килограммов.
Разработчики допускают возможность установки более мощного двигателя вместо электромотора мощностью в 3,5 кВт. Можно поставить и 15-киловаттный двигатель. Машина с автономной системой вождения рассчитана на перевозку четырех человек, оснащена электроприводом, камерами, радарами, системой глобального позиционирования и ультразвуковыми датчиками.
Шаттл имеет систему внутрикабинного технического зрения, которое сможет анализировать заполнение салона и правильное размещение пассажиров. Это позволит удаленно проверять и контролировать безопасность пассажиров и, исходя из полученных данных, выбирать необходимый сценарий поездки.
Инженерами проекта ведется разработка системы технического зрения, которая позволит устройству передвигаться по территории, не используя систему глобального позиционирования, опираясь лишь на анализ визуальной информации.
Как рассказал «Армейскому стандарту» один из разработчиков проекта программист Максим Макаров, проект в будущем может использоваться в самых разнообразных целях.
— Безусловно, данная транспортная платформа может быть адаптирована под любые транспортные нужды. Возможно использовать ее для транзита грузов через зоны, где пребывание человека нежелательно. При ликвидации чрезвычайных ситуаций можно будет непрерывно совершать проезды, не подвергая жизни водителей опасности.
— Как оценили презентацию на форуме «Армия»?
— На мой взгляд, презентация прошла успешно. Мы продемонстрировали возможности не только самого Smart-шаттла, но и возможности московского Политеха, который может изготавливать такого типа изделия, адаптируя их к пожеланиям заказчика. Smart-шаттл, безусловно, привлекал всеобщее внимание и заинтересовал представителей Министерства обороны как многофункциональный проект. Также к нам поступило много интересных предложений о сотрудничестве. В зависимости от пожеланий заказчика мы можем «научить» шаттл выполнению самых разных задач — в том числе и военных.
Планируется, что в следующие шесть месяцев будет завершено совершенствование алгоритмов автоматической системы управления, после этого будут проведены ходовые и ресурсные испытания, которые займут еще около полугода.