Битва у ДнепроГЭСа
Сейчас в Запорожской области, ставшей в начале октября одним из четырех новых субъектов Российской Федерации, сложилась непростая в военном отношении обстановка. ВСУ сконцентрировали на этом направлении очень большие силы и, несомненно, предпримут еще попытки наступления до начала зимних холодов. Задача нашей армии, уступающей противнику численностью, — успешно отразить это наступление и не дать вражеской пропаганде повода в очередной раз заявить о «перемоге».
В этой связи «Армейский стандарт» предлагает обратить взор на 79 лет назад и вспомнить о событиях 10–14 октября 1943 года, когда армии нашего Юго-Западного фронта провели Запорожскую наступательную операцию.
Запорожский плацдарм
После сокрушительных поражений под Сталинградом и на Курской дуге враг окончательно потерял инициативу на советско-германском фронте. В августе–сентябре 1943 года Красная Армия продолжила активные наступательные действия в огромной по ширине полосе от юга Псковской области до берега Азовского моря.
Армии вермахта, откатываясь все дальше и дальше на запад, рассчитывали закрепиться на линии Днепра. Опираясь на столь грандиозную естественную преграду, они хотели выстроить здесь прочную долговременную оборону («Восточный вал») и сдержать дальнейшее продвижение наших войск.
В районе Запорожья Днепр круто поворачивает свое течение к юго-западу, поэтому на самом южном участке фронта немцы вынуждены были занять позиции в степях Северной Таврии. Левый фланг этих позиций опирался на город Запорожье. Вокруг него врагом был создан мощный оборонительный район протяженностью 40 км по фронту и 20 км в глубину.
С этого плацдарма на левом берегу Днепра немцы грозили ударом во фланг нашим наступающим на юге войскам. На относительно небольшом участке фронта были сосредоточены одна моторизованная и пять пехотных дивизий (хоть и сильно поредевших, но сохранивших боеспособность), отдельный танковый батальон и два дивизиона штурмовых орудий. Всего у противника там было 35 тысяч солдат и офицеров, 200 танков и самоходных штурмовых орудий и не менее 600 артиллерийских орудий и минометов.
Подчинялись эти соединения командующему группой армий «Юг» Эриху фон Манштейну. Он считался «лучшим оперативным умом» вермахта. Мотивация у солдат противника была достаточно высокой: удержание плацдарма имело большое значение для сохранения устойчивости всей немецкой обороны на линии Днепра. В инженерном отношении позиции были хорошо укреплены.
Примечательно, что Адольф Гитлер почти сразу после Сталинградского фиаско в феврале 1943 года лично посетил Запорожье и, несмотря на то, что город тогда еще находился в глубоком немецком тылу, приказал приступить к превращению его в крепость. В дальнейшем он не раз настойчиво требовал у Манштейна удерживать город любой ценой.
Уникальная наступательная операция
Ясно, что взятие Запорожья представляло собой непростую задачу для наших войск. Приказ Ставки овладеть городом к 3 октября оказался невыполненным. Дело в том, что тылы явно не поспевали за быстро наступающими армиями Юго-Западного фронта, и они испытывали острый дефицит боеприпасов, а немцы на этом участке оказывали особенно ожесточенное сопротивление.
Тогда было принято решение отложить штурм на неделю, но этого времени тоже оказалось недостаточно на подготовку и подтягивание тылов. К началу наступления в артиллерийских батареях было менее одного боекомплекта на орудие! Отлично зная, что шутить с товарищем Сталиным дело весьма опасное, командующий Юго-Западным фронтом маршал Родион Яковлевич Малиновский стал искать нестандартные методы решения проблемы. И, к его чести, нашел их.
Выделенные для наступления силы превосходили вражеские по численности личного состава и артиллерии примерно в два раза. По танкам и самоходным артиллерийским орудиям (САУ) перевес был немногим более полуторного. Для штурма укрепленных позиций этого было маловато, особенно с учетом невозможности проведения достаточно мощной артподготовки. Но Малиновский нашел выход из положения.
Он приказал выдвинуть до половины всех имевшихся пушек на передний край для ведения из них огня прямой наводкой. Это, конечно, увеличивало потери артиллеристов, но зато позволяло добиться большей эффективности стрельбы при меньшем расходе снарядов.
В последнюю ночь перед наступлением с целью дезинформации противника и отвлечения его пехотных резервов, танков и противотанковых средств на ложный участок прорыва было организовано непрерывное передвижение вблизи линии соприкосновения нескольких бронетягачей и тракторов со снятыми глушителями. Враг клюнул на эту уловку и сконцентрировал силы совсем не там, где наши танки пошли в атаку.
Главный удар наносила врагу прославившаяся в Сталинградской битве 8-я гвардейская армия под командованием знаменитого генерал-лейтенанта Василия Чуйкова. Ей были приданы 1-й гвардейский механизированный и 23-й танковый корпуса. На флангах наступали 3-я гвардейская армия генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко и 12-я армия генерал-лейтенанта Алексея Данилова. Преодолевая отчаянное сопротивление противника, они с 10 по 13 октября прорвали внешнюю и вторую полосу его обороны и вплотную приблизились к Запорожью.
Штурмовать последний рубеж вражеских укреплений Малиновский решил ночью. Это тоже было нестандартным ходом. Кроме возможности экономить боеприпасы ночной штурм позволил использовать фактор внезапности. Уже вымотанные дневными боями солдаты противника были ошарашены новым ударом. Придя в себя, они продолжили сопротивление, однако ввод в бой не участвовавших до этого в наступлении двух наших корпусов (23-го танкового и 1-го гвардейского механизированного) быстро решил исход дела.
Вражеская группировка потерпела сокрушительное поражение, потеряв 23 тысячи бойцов, 430 стволов артиллерии, 160 танков и штурмовых орудий и, самое главное, город Запорожье. Остатки вражеских сил бежали за Днепр, на правом берегу которого нашим войскам удалось захватить значительный плацдарм. Манштейн не смог выполнить приказ своего фюрера и удержать стратегически важный город. Его взятие обеспечило нашим армиям успех дальнейшего наступления на юге Украины.
День сегодняшний
Несмотря на то что развитие техники вывело боевые действия нынешнего времени на совершенно другой качественный уровень, основные средства достижения успеха на фронте остались принципиально теми же, что и в годы Великой Отечественной войны. Это танки, авиация, артиллерия и, конечно же, пехота. Без «царицы полей» по-прежнему, как десятки, сотни и тысячи лет назад, невозможно брать города, занимать и удерживать территории, да и вообще полноценно вести войну.
Очень многое поэтому зависит от подготовки пехотинцев, их боевого опыта и морально-волевых качеств. Последний из перечисленных факторов важен ничуть не менее других. Как бы великолепно ни был вооружен и экипирован солдат, во скольких бы военных кампаниях он ни участвовал до этого, только уверенность в правоте дела, за которое он воюет, делает его по-настоящему несгибаемым.
Сейчас украинские нацисты, западные наемники и участвующие в войне против России под видом наемников кадровые военные стран блока НАТО готовятся к наступлению в Запорожской области. Нашим солдатам предстоят очень тяжелые бои. При большом превосходстве врага в численности будет непросто отразить это наступление. Но отступить мы не имеем права. Теперь за спинами наших ребят такая же российская территория, как Белгородская, Брянская, Курская, Воронежская области, как Крым, как Москва, если хотите.
Защитить женщин, детей и стариков, изъявивших желание стать гражданами России, — святая обязанность наших солдат, офицеров и генералов. Нацисты не пощадят их! Они уже показали свое мерзкое звериное обличье в районах, которые наши войска вынуждены были временно оставить.
Российским воинам предстоит сразиться с наследниками немецких нацистов за запорожскую землю. Так пусть же в этих боях они помнят о подвиге дедов и прадедов, сумевших в октябрьские дни 1943 года разгромить гитлеровские дивизии именно у Запорожья. Помнят о том, что даже под командованием лучшего стратега рейха враги не смогли выстоять.
Мы верим в силу духа наших, российских солдат. Верим в то, что вражеское наступление будет отражено. Более того, мы надеемся, что впоследствии в ходе контрнаступления и сам город Запорожье будет взят нашей армией так же, как взяли его наши предки в далеком 1943 году.
Наше дело правое! Мы победим! Победа будет за нами!