«Бой тем и страшен, что в нем погибают лучшие»

«Бой тем и страшен, что в нем погибают лучшие»

Валерий Востротин рассказал, как ветераны-десантники помогают участникам спецоперации
© Архив В. Востротина.
Валерий Востротин рассказал, как ветераны-десантники помогают участникам спецоперации
15 ноября 2022, 11:15
Реклама

Лидеру Союза десантников России, Герою Советского Союза гвардии генерал-полковнику Валерию Востротину, командовавшему в годы Афганской войны легендарной 9-й парашютно-десантной ротой 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, 20 ноября исполняется 70 лет. Он рассказал «Армейскому стандарту» о своей службе и о том, как Союз десантников России поддерживает специальную военную операцию.

— Валерий Александрович, что самое трудное для командира в период активных боевых действий?

— Тяжелее всего принять, что война убивает лучших. Командир принимает решение отправить наиболее подготовленные подразделения для выполнения боевой задачи на самых сложных и опасных участках. В итоге на острие оказываются самые опытные солдаты, и, к сожалению, всегда есть вероятность, что некоторые из них погибнут.

© Архив В. Востротина.

Даже сейчас, в то время как патриоты записываются добровольцами, трусы любой ценой пытаются сбежать и перебраться через границу. Получается, что достойный человек может в любой момент погибнуть за свою страну, после чего его род, возможно, даже прервется, а предатель имеет гораздо больше шансов выжить и воспитать потомков, таких же бессовестных и ненадежных, как он сам.

Война тем и страшна, что на ней погибают лучшие люди.

— Что стало главным для Союза десантников России после 24 февраля?

— Для меня, как, наверное, и для 99% населения нашей страны, начало специальной военной операции стало полной неожиданностью, хотя целых 8 лет с 2014 года россияне ждали от руководства страны уничтожения украинско-фашистской группировки на Донбассе.

Первая реакция Союза десантников России прошла под лозунгом «Добровольцы, вперед!» Мы хотели позвать наших товарищей-ветеранов и пойти на фронт в качестве добровольцев. Чуть позже до меня дошло, что наш возраст, возраст ветеранов Афганской войны, уже не подходит для ведения боевых действий — самому молодому «афганцу» 53 года.

Поэтому мы решили вместо этого обучать солдат без боевого опыта военному делу. Хотя, например, 56-летний Алексей Артемьев, солдат 9-й роты, все равно пошел на фронт, несмотря на свой возраст. Он погиб в бою на Украине 30 сентября. Настоящий герой.

Участники Союза десантников России помогали персоналу военкоматов, которые оказались совершенно не готовы к проведению частичной мобилизации, а также организовывали гуманитарную помощь. Мы прямо спросили у командования ВДВ: «Чего вам не хватает?»

Интересно, что некоторые десантники на «гражданке» достигли больших успехов в бизнесе. Благодаря им мы собрали более 180 миллионов рублей и закупили для армии беспилотники, бронежилеты, в общем, все, что может уберечь жизнь солдата.

Также члены Союза десантников России сдают кровь для раненых, покупают лекарства по просьбе госпиталей, занимаются агитацией и организовывают концерты в регионах для поднятия боевого духа. Если десантник отдал жизнь на фронте, мы помогаем проводить погибшего солдата в последний путь, устраиваем траурную торжественную церемонию и оказываем военные почести.

— Как государство может помочь участникам специальной военной операции?

— Самое главное — развернуть общество в сторону поддержки лозунга «Все для фронта! Все для победы!» Пусть некоторые люди и считают его устаревшим, но в годы Великой Отечественной войны именно с ним народ Советского Союза разгромил нацистскую Германию.

Народ России должен знать о подвигах участников спецоперации, которые сражаются на Украине с фашистской угрозой. Хорошо, что по инициативе нашего государства они сейчас находятся в центре внимания в российских СМИ.

© Архив В. Востротина.

В Афганистане, наоборот, информацию скрывали настолько тщательно, что некоторые люди с удивлением меня спрашивали: «Откуда у тебя ордена? Купил, наверное, где-то?»

Также хорошо бы не забыть про российских военнослужащих и после окончания спецоперации. Государство должно им предоставить бесплатные квартиры, льготы на поступление в вузы, пенсии по ранениям и возможность продолжить службу после выздоровления.

— Как вы думаете, получится ли у России победить и на этот раз?

— Конечно, у нас для этого есть все необходимое. Нужно лишь верить в армию своей страны, восхищаться храбростью российских солдат и делать все, чтобы ускорить наступление победы!

Как вы знаете, военные операции и диверсии Киева на самом деле планируются американскими стратегами. Я общался с американцами и знаю, какие они на самом деле неорганизованные трусы. Только и могут со слабыми сражаться подлыми методами: напалмом или ядовитым порошком.

В период «холодной войны» между СССР с США не было прямых столкновений, кроме двух военных конфликтов — во Вьетнаме и Корее. Когда американские летчики на свою беду сошлись в схватке с авиационным корпусом легендарного советского аса Ивана Кожедуба в корейском небе ВВС, США потеряли 32 самолета!

Раскрою секрет: до сих пор американцы не могут найти 500 своих летчиков, сбитых над Кореей, и 700 американских пилотов, пропавших во Вьетнаме. И это не считая тех, останки которых они уже нашли. Американские военные до сих пор боятся храбрости российских солдат, хоть и заявляют обратное.

— По этой причине США воюют с Россией чужими руками на территории Украины?

— С точки зрения военной хитрости американцы по-своему правы, но их методы честными не назовешь. У США получилось заставить нас, практически один народ, друг друга ненавидеть, из-за чего как со стороны России, так и со стороны Украины погибло огромное количество самых достойных и храбрых людей. Политика — вообще дело грязное, но такой непорядочности и трусости я больше нигде не видел.

А вот что у них получается, так это кинематограф. Я, может быть, непатриотичную вещь скажу, но мой любимый фильм — «Спасти рядового Райана». Американцы с помощью кино подняли авторитет своих солдат на такой уровень, что весь мир до сих пор убежден, будто американские военнослужащие сражаются лучше всех.

Про наши попытки снимать фильмы про войну даже и говорить не хочется... Нужно, чтобы главными темами в российском кино на подобную тему были патриотизм, стойкость и защита Родины.

Взять хотя бы фильм «9-я рота» режиссера Федора Бондарчука, который показал, как храбро воевали наши солдаты в Афганистане. Я сначала от него открестился, он мне не понравился, а только потом понял, насколько хорошо там подана идея патриотизма.

— Валерий Александрович, какое у вас самое яркое воспоминание об афганской войне?

— Самое приятное воспоминание — это когда ты после долгого перерыва наконец возвращаешься в строй. Поскольку я сейчас лечусь в госпитале, мне удалось пообщаться со многими ранеными солдатами, которые сражались на Украине. Большинство военнослужащих надеются, что после выздоровления их снова призовут на военную службу.

Позволит государство тебе вернуться или нет — это крайне важный вопрос для любого солдата. Для военнослужащих, особенно офицеров, служение Родине становится смыслом всей их жизни.

Конечно же, далеко не все понимают это чувство: жена плачет, мама с папой спорят с тобой и пытаются отговорить: «Куда ты лезешь? Что нам делать, если тебя убьют?» А как иначе? В Суворовском училище нас готовили к военной службе более трех лет. Так почему военный должен бояться какой-то шальной пули, если он исполняет свой воинский долг?

Так что когда я после тяжелого ранения вернулся в Афганистан в свой родной полк, первой моей мыслью было: «Слава богу, я вернулся на фронт». На эту волнительную для каждого солдата тему я даже сочинил несколько стихотворений.

— Можете прочитать ваше самое первое стихотворение на эту тему?

— Конечно. Я воевал в Афганистане с 1979 по 1982-й и с 1986 до 1989 года. В июле 1982 года я поступил на учебу в Военную академию, а после обучения решил вернуться на фронт.

Знакомые попытались меня отговорить: «Зачем тебе возвращаться в Афганистан? Место у тебя хорошее, орденов достаточно, славу и популярность ты уже получил. Чего еще надо?» Но я чувствовал, что только там смогу помочь своей стране.

© Архив В. Востротина.

Афганский город Баграм уже успел стать для меня родным. Я сидел в аэропорту, ждал машину, а чтобы скоротать время, решил попробовать что-то написать. Так у меня получилось стихотворение «Возвращение», его я могу рассказать по памяти:

«Неуклюжий, толстопузый,

Как корова на сносях,

Самолет доставил грузы из далекого Союза,

И вот в Баграме мы в гостях.

Кто в гостях, а кто и дома,

Подступает к горлу ком.

Улетит в Союз корова,

А Баграм два года

Снова будет мне родимый дом.

Чиркнул спичкой, затянулся

Дымом крепких папирос.

Потянулся, оглянулся,

«Ты зачем сюда вернулся?»

— Задаю себе вопрос.

Может, «чеков» хруст отрадный

Будоражит твой покой,

Иль на китель на парадный

Захотел еще награды?

Не криви, прошу, душой.

Щас приеду, рюмку чаю за прибытие приму.

Что-то нас здесь не встречают —

Про себя я отмечаю, проводили б по уму.

И пока я ждал машину,

Я себе дал интервью.

Настоящие мужчины,

Не ища другой причины,

Думаю, меня поймут.

Разве может боевая шашка

В ножнах почивать,

Если есть, огнем пылая,

Край, что кровью истекая, продолжает воевать?

Разве есть сейчас на свете

Крепче дружбы адреса?

Я на свой вопрос ответил

И в раздумье не заметил,

Как машина подошла.

Заскрипев сиденья кожей,

Хлопнул дверцей — к черту грусть!

И подумал — ну, так что же,

Если мне положат орден,

Я не откажусь!»

Валерий Юрьев, гвардии полковник ВДВ, ветеран Афганской войны, а также председатель Центрального правления Союза десантников России, рассказал о лидере этой организации Валерии Востротине.

— Валерий Николаевич, как думаете, какие качества в характере Валерия Александровича помогли ему стать Героем и известным командиром?

— Главная особенность Востротина — это умение честно делать свою работу и выполнять поставленные перед ним задачи. В голове Валерия Александровича заложена установка: «Ты всегда и во всем должен быть лучшим».

При этом я не мог бы назвать его карьеристом, готовым пойти по головам сослуживцев. Трудолюбивого и порядочного человека начальству трудно не заметить, и рано или поздно его заслуги будут вознаграждены.

Без сомнения, сыграли свою роль и другие особенности характера Востротина. Валерий Александрович обладает развитым умом, ведь просто так в училище и академии отличные оценки не ставят. Во всем видна его целеустремленность, желание добиться лучшего результата.

— Как отличные оценки могут повлиять на успех во время ведения боевых действий?

— Самый важный фактор для командира, помимо индивидуальной подготовки солдат, а также хорошего и всестороннего их обеспечения, это умение командиром принимать в критической ситуации наиболее целесообразные решения. А для того чтобы научиться мыслить логически, нужны теоретические знания.

© Архив В. Востротина.

Валерий Александрович окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище с золотой медалью и все последующие высшие военные учебные заведения, в том числе и Военную академию имени М.В. Фрунзе, и Военную академию Генерального штаба, окончил с отличием.

А вот как сам генерал Востротин рассказывал о своей отличной учебе:

— Мне учеба давалась легко, проблем с ней никогда не было. Сейчас понимаю, что я особо и не готовился к занятиям. Меня как-то спрашивали одногруппники: «Как у тебя получается постоянно учиться на отлично?»

Я им отвечаю: «Просто внимательно слушаю лекции, в то время как вы балдеете целую пару и ничего не делаете. Лучше хотя бы раз послушайте, что говорит преподаватель!»

Еще на учебу влияет, получилось ли у родителей вложить в ребенка умение и желание учиться или нет. Я очень благодарен своим родителям, что они дали мне такое воспитание.

Кстати, другой отличник, с которым я учился вместе, Александр Солуянов, также стал генералом и получил звание Героя Советского Союза. Но, если честно, я как командир, не очень любил отличников.

Троечники креативнее мыслят, и некоторые трудные задачи им даются лучше: вместо подготовки к сессии они делают шпаргалки, договариваются со старшекурсниками, проворачивают целые схемы — и всё ради того, чтобы не учиться! Вот у них голова постоянно работает.

Валерий Юрьев рассказал и про другие достоинства Валерия Востротина:

Кроме теоретических знаний в бою важен практический опыт командира. Он должен не только хорошо знать, как и в каких условиях его солдаты ведут боевые действия, но и умело управлять своим подразделением.

Еще одно качество, которое помогло Востротину стать Героем Советского Союза — это неприхотливость. После окончания военного училища он попросил начальство отправить его в Фергану, в Узбекскую ССР, где условия для жизни были, мягко говоря, наименее пригодными, хотя как окончивший вуз с золотой медалью мог выбрать любое место службы.

— С какими проблемами он там столкнулся?

— Условия для отдыха были минимальными. В крупных городах есть хоть какие-то развлечения, а здесь не только делать нечего, так еще действует на нервы суровый жаркий климат, который далеко не каждый командир и его семья перенесут. Квартиры для проживания выдавались не сразу.

Зато в Фергане были все условия для занятий боевой подготовкой. Именно поэтому Ферганская дивизия ВДВ отличалась высокой степенью боевой выучки. Востротина отлично характеризует то, что он решил начать военную карьеру со службы в наиболее сложных условиях.

— Какие поступки Валерия Востротина у вас вызывают наибольшее уважение?

— Я работаю с ним в Союзе десантников России 11 лет. В первую очередь, я уважаю Валерия Александровича за его скромность. К сожалению, есть Герои, которые имея столь высокий статус, порой ведут себя недостойно этого высокого звания.

Вызывает уважение то, что Востротин никогда не кичится своим геройством. Наоборот, он считает, что если Родина наградила его высшей государственной наградой, то нужно ей соответствовать достойными поступками и высокими результатами в своей деятельности. Такое трепетное отношение к служению Родине встречается не у многих.

— С тех пор как Валерий Александрович возглавил Союз десантников России, как сильно изменилась организация?

— С того дня, как Востротин принял штурвал, в Союзе десантников России произошли кардинальные изменения. В 2011 году наша организация была хрупкой, раздробленной и мало управляемой. Ветераны-десантники часто дебоширили и совершали необдуманные эмоциональные поступки, а некоторые руководители организации заигрывались в политические игры.

С приходом Валерия Александровича было заявлено, что отныне Союз десантников России не занимается политикой, а работает в объеме своих уставных задач. Второе требование — нашего Верховного Главнокомандующего, то есть Владимира Путина, десантники должны полностью поддерживать. Мы солдаты и офицеры, а значит, приказы командира не обсуждаются.

© Архив В. Востротина.

Если у нас и есть какие-то разногласия с решениями государственных структур или местных властей, мы выражаем свое мнение законными методами и действуем на холодную голову, без эмоций. Таким образом, после того, как Востротин стал нашим лидером, Союз десантников России стал более серьезной и авторитетной организацией.

Третья установка — работа на результат. Немало руководителей общественных организаций в какой-то момент начинают работать на себя: они делают все, чтобы их показали по телевизору или опубликовали информацию о них в газете, а также решают за счет организации свои личные вопросы. Союз десантников России занимается делом, а не пиаром.

Наша работа — не устраивать шоу, как это делают некоторые общественные организации, а оказывать всестороннюю помощь ветеранам, действующим военнослужащим и членам их семей, воспитывать у молодежи патриотизм и поддерживать Воздушно-десантные войска, части морской пехоты и подразделения специального назначения. Без сомнения, Востротин очень ответственно относится к своей работе в качестве лидера нашей организации.

— Что Союз делает для поддержки специальной военной операции?

— В начале спецоперации к нам обращались жены некоторых контрактников. Их мужья уехали на военные учения в Белоруссию, а позже были отправлены на Украину, в зону спецоперации. Одна женщина написала нам: «Я беременна, мне скоро рожать. У меня кончаются деньги на продукты и нет денег для погашения кредита. Не знаю, чем буду платить по счетам и на какие деньги кормить ребенка, когда он родится».

Мы пошли с ней в банк, спокойно обсудили ситуацию с руководством банка и попросили отсрочить платежи. Затем Союз десантников России обратился к командованию ВДВ за материальной помощью этой женщине. В конце концов все закончилось благополучно.

© Архив В. Востротина.

Если десантник погиб в бою, мы участвуем в траурных мероприятиях. Союз десантников России придает погребению погибшего в бою военнослужащего большую значимость и торжественность. После похорон мы общаемся с родными погибшего, стараемся их утешить и оказать практическую помощь по всем вопросам в силу своих возможностей. Хотя, конечно, трудно найти подходящие слова для человека, у которого безвременно ушел из жизни его близкий человек.

В том случае, если погибший солдат или офицер проявил особую храбрость в противоборстве с противником и совершил подвиг, Союз десантников России обращается к местной администрации, чтобы их именами назывались улицы и школы. Граждане России должны вечно помнить своих героев.

— Что бы вы хотели пожелать лидеру Союза десантников России?

— От лица ветеранов-десантников России мы поздравляем Валерия Александровича с днем рождения, желаем ему здоровья и долгих лет жизни! Он нужен не только своей семье, но и Воздушно-десантным войскам и нашему Отечеству. Мы рады его успехам и всегда готовы пойти за ним в бой!

Реклама
Реклама