Обреченные на оружейное старье
На Украине очередная, то ли девятая, то ли десятая, волна мобилизации. Но в реализации планов Залужных, Зеленских, Резниковых отправить на убой все новые тысячи мобилизованных граждан Украины есть одно непреодолимое препятствие. О нем в эфире телеканала «Эспресо» (принадлежит Инне Аваковой, Арсению Яценюку и другим неонацистам) в конце ноября рассказал израильский блогер Давид Гендельман.
«Как мы знаем, — сказал израильский блогер, — постоянно готовятся новые резервы… создается еще одна десантная бригада, еще одна механизированная бригада, идет речь уже о создании новых армейских корпусов… В плане личного состава украинская армия может довольно быстро создавать новые соединения, но без учета обучения и так далее, их нужно чем-то вооружать, и пока мы не видим действительно больших поставок, большого роста поставок», — уточнил Давид Гендельман.
Короче, с формированием новых бригад Киеву придется повременить. Впрочем, пауза не должна затягиваться. Война требует от «свидомых» бандеровцев новых жертв.
Оружейный бум в Европе
На пресс-конференции в Бухаресте 25 ноября генсек НАТО Йенс Столтенберг фактически подтвердил существование проблемы с поставками вооружения на Украину, несмотря на большое желание помочь. По словам Столтенберга, трудности связаны с поставками не натовского оружия, а устаревших советских систем, как говорится, «времен Очакова и покоренья Крыма», в которых ВСУ сейчас особо остро нуждаются.
А ведь после распада СССР Украине достался огромный арсенал, за исключением ядерного оружия и его носителей. Здесь располагались военные склады трех самых мощных военных округов Советского Союза: Киевского, Прикарпатского и Одесского.
На протяжении 30 лет Незалежная лихорадочно распродавала советскую бронетехнику, авиацию, артиллерийские системы. Большая часть того, что у нее осталось к 2022 году, успешно выбито в ходе специальной военной операции (СВО). Теперь Киев остался у разбитого корыта.
Глава НАТО рассказал, что союзники в Восточной Европе увеличат производство техники и боеприпасов советской эпохи, «что чрезвычайно срочно и необходимо, потому что в Украине все еще много советской артиллерии и им нужны боеприпасы, им нужны запасные части».
Речь идет о восстановлении производственных мощностей, об увеличении производственных линий и рабочих смен. По словам Столтенберга, часть заводов уже восстановлена и на них идет выпуск военной продукции. Восстановление другой части связано с созданием новых производственных линий, новых мощностей, что потребует больше времени и денег.
«Нам также необходимо сделать еще больше, чтобы обеспечить более долгосрочные инвестиции в дополнительные производственные линии», — сказал Столтенберг. Он не уточнил, на оборонных предприятиях каких стран сейчас вновь в почете стал ударный труд в три смены, как это было во времена Варшавского Договора.
Кильский институт мировой экономики (Kiel Institute for the World Economy) систематически публикует данные о поставках оружия на Украину. Страну снабжают оружием и боеприпасами и финансируют их закупку 30 стран. В топ-10 наиболее активных поставщиков входят США (лидер по объемам поставок), Великобритания, Польша, Германия, Канада, Норвегия, Дания, Латвия, Чехия, Швеция и Румыния (замыкает десятку «друзей Киева» по показателю военной помощи по состоянию на 3 октября).
Страны Восточной Европы даже уговаривать не пришлось, чтобы они поделились с Украиной своим оружием. Латвия и Словакия отправили советские вертолеты; Польша — танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град» со снарядами калибра 122 мм; Северная Македония — предположительно танки Т-72 и штурмовики Су-25; Словения — свои танки M-55S, построенные на базе советских Т-55; Финляндия — патроны калибра 7,62 к совсем древнему автомату Калашникова АК-47; Чехия — танки, вертолеты Ми-24 и артиллерийские боеприпасы; Эстония — гаубицы.
Но запасы Восточной Европы быстро истощились. Пентагоновские генералы сбиваются с ног в поисках советского оружия по всему миру. Так, в поле их зрения попали страны, которые не состоят в НАТО. Еще в начале июля американский Фонд защиты демократий (The Foundation for Defense of Democracies) скрупулезно собрал и любезно передал военным США информацию о более 6300 советских систем вооружения, находящихся в распоряжении третьих стран. Особое внимание тем из них, которые с наибольшей вероятностью согласятся помочь Украине.
Шантаж, надежды и обман
Американские дипломаты плотно работают с потенциальными донорами Киева. В ход идут различные дипломатические, экономические и военные стимулы. Например, в обмен на старое оружие клиентам сулят поставку натовского оружия за счет будущих продаж. Обычно старое оружие просто покупают и отправляют на Украину. Эти соглашения не подлежат разглашению, так как некоторые из стран-доноров предпочитают держать свою помощь в тени.
В поисках советского оружия госсекретарь США Энтони Блинкен «в рамках кропотливой закулисной дипломатической кампании», как написала газета The New York Times в октябре, посетил Камбоджу, Конго, Мексику, Колумбию, Перу и Руанду, которые, по данным американского издания, «продемонстрировали поддержку Украине, но по-прежнему неохотно предоставляют летальную помощь».
О том, какими методами действует Блинкен в таких поездках, можно судить на примере Кипра. 16 сентября 2022 года на сайте Госдепа США появилось любопытное сообщение о том, что Республика Кипр выполнила все условия США, в связи с чем американское правительство после 35 лет действия эмбарго с 1 октября разрешило на 2023 финансовый год и последующие годы экспорт, реэкспорт и передачу вооружения островному государству с условием, что республика и дальше будет сотрудничать с правительством США.
Кипр разделен на четыре зоны: турецкую (36% территории страны), ООН (3,4%), британскую (2,7%) и собственно Республику Кипр (57,9%). Чем еще пришлось пожертвовать Южной Никосии за дружбу с США? Оказалось, что среди взятых ею обязательств — обещание впредь не пускать в свои порты российские корабли и суда вспомогательного флота ВМФ для дозаправки и обслуживания. Госдеп будет ежегодно проверять соблюдение этого условия.
Ранее пресс-секретарь правительства Кипра Мариос Пелеканос сообщил, что Евросоюз запретил его стране двусторонние контакты с Россией и что Кипр был бы готов теперь рассмотреть вопрос о передаче части своего оружия и боеприпасов Украине, если они будут «заменены другим оружием равной силы и возможностей».
Таким образом, Республика Кипр надеется получить современное натовское вооружение в обмен на зенитные ракетные комплексы (ЗРК) советской разработки «Тор» и «Бук», приобретенные в разные год у России. Сейчас, по самым скромным оценкам, у Южной Никосии не менее десятка таких комплексов.
«Бук» предназначен для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на высотах от 30 метров до 18 километров, а «Тор» — для противовоздушной и противоракетной обороны в полосе обороны дивизии.
Создание эшелонированной ПВО в районе боев — царский подарок для ВСУ. Но одновременно «кипрский проект» США — это пощечина Турции. Анкара категорически против оружейного чейнджа, но когда лес рубят — щепки летят. Вашингтону на современном этапе «милее» Украина, чем Турция — давний партнер по НАТО, которому он когда-то доверил даже свое ядерное оружие.
В Восточной Европе в числе первых на призыв о военной помощи Киеву откликнулась Чехия. В обмен на бывшие советские танки Т-72 Прага скромно попросила у Берлина танки Leopard устаревших модификаций. Берлин легко выполнил ее просьбу.
Министр обороны Германии Кристина Ламбрехт, видимо, страдающая без брачных уз, с немецкой сентиментальностью назвала этот обмен термином Ringtausch, который переводится и как круговой обмен, и как обмен кольцами во время венчания. Короче, Прага заключила с Берлином брак по расчету. Как тут не вспомнить, что в годы Второй мировой войны Чехия, вернее, немецкий протекторат Богемия и Моравия, была одним из основных поставщиков оружия фашистской Германии.
В начале ноября Нидерланды, США и Чехия решили передать для нужд ВСУ еще 90 танков Т-72. В декабре на Украину должны прибыть первые 26 модернизированных танков Т-72.
А вот с Варшавой «обмен кольцами» был омрачен скандалом и недипломатическими высказываниями замминистра иностранных дел Польши Шимона Шинковского. Польша, как всегда опережая собственный визг, передала Украине в самом начале СВО 240 из своих 650 танков Т-72М, польских PT-91 «Твердый» (Twardy), созданных на базе Т-72М, а также его модификаций T-72M1D и T-72M1, производившихся по российской лицензии.
По состоянию на 3 октября, согласно базе данных государственных обязательств, составленной Кильским институтом, Польша стала третьим по величине поставщиком вооружений Киеву после США и Великобритании.
Варшава избавлялась от старых танков под обещание немецкого правительства получить в обмен немецкие танки Leopard новейшей модификации. Возможно, речь шла о Leopard 2A7V (2A7+). Но вместо них Варшава получила дырку от венчального кольца. На закрытом совещании Ламбрехт призналась, что даже бундесвер не располагает «Леопардами» последнего поколения, сейчас лишь небольшая часть этих танков проходит модернизацию. Короче, пока бундесвер не обновит свой танковый парк, ни о каких «обменах кольцами» речи быть не может.
Обманутый в своих надеждах замминистра иностранных дел Польши Шимон Шинковский «довольно недипломатично отозвался о Берлине», написал немецкий журнал Der Spiegel.
Кураторам не нравится
Почему руководство НАТО считает, что украинским солдатам требуется в первую очередь советское оружие? Могу судить по собственному опыту и ощущениям. За четыре года обучения в «сухопутном» училище мне и моим однокурсникам пришлось десятки раз стрелять из автомата Калашникова, ходить с ним в караулы, а потом разбирать, чистить и вновь собирать, заряжать и разряжать, торопясь каждый раз вставить и извлечь по 30 патронов в каждый магазин, а их в подсумке было три. Навыки обращения с оружием были доведены до автоматизма, они, что называется, въелись в руки вместе с оружейным маслом.
Эти ощущения, механическая память относятся к навыкам владения любым оружием, полученным солдатами во время срочной службы. После многих лет пребывания в запасе солдату легче вспомнить все, чему его годами учили в родной армии, чем освоить то, чему наскоро, в течение двух-трех недель, обучили его иностранные инструкторы на совершенно незнакомой — и, заметим, более сложной — импортной технике. Есть и другие причины.
Специалисты в области вооружений указывают на то, что ВСУ ежедневно расходуют столько боеприпасов, сколько не тратила ни одна страна мира ни в одном вооруженном конфликте со времен Второй мировой войны. Представители НАТО ошеломлены расходом артиллерийских боеприпасов. Для сравнения, натовские войска в Афганистане могли производить в день до 300 артиллерийских выстрелов. Солдаты ВСУ могут расходовать от 2 до 4 тысяч снарядов в день.
«День на Украине — это месяц или больше в Афганистане», — сказал в интервью газете The New York Times эксперт по обороне в Европейском совете по международным отношениям Камиль Гранд, который до недавнего времени был помощником генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям.
Соединенные Штаты отправили на Украину уже сотни тысяч 155-миллиметровых боеприпасов и обязались предоставить почти миллион снарядов, но украинским генералам и этого кажется мало. Чтобы восполнить стремительно опустошающийся запас артиллерийских снарядов, НАТО пошел на беспрецедентный шаг — решил инвестировать в старые заводы в Болгарии, Словакии и Чехии, чтобы возобновить там производство 152-мм и 122-мм снарядов советского калибра для украинской артиллерии.
ВСУ не хватает не только артиллерийских снарядов, зенитных ракет и противотанковых Javelin, но даже дешевых боеприпасов для стрелкового оружия. Как написали американские журналисты, суточных расход патронов со стороны Украины составлял от шести до семи тысяч штук.
Оружейные запасы стран-членов НАТО тоже не безграничны. Например, Париж передал Киеву 18 из 90 состоящих на вооружении французских сухопутных войск самоходных артиллерийских установок Caesar калибра 155 мм и больше не хочет ими делиться.
В эфире национального телемарафона 27 ноября пресс-секретарь ВВС полковник Юрий Игнат пожаловался телезрителям: «Больше всего хотелось бы иметь достаточное количество боеприпасов к IRIS-T». Он отказался ответить на вопрос, сколько требуется ракет, сославшись на военную тайну.
Но какие могут быть тайны в эпоху Интернета! В октябре Берлин передал Украине только один зенитно-ракетный комплекс IRIS-T SL с вариантом ракеты класса «земля–воздух». Еще три пообещал предоставить в 2023 году, не указав точных сроков. По мнению украинских генералов, один ЗРК — очень мало для победы, которой они продолжают бредить.
Вашингтон тоже не хочет тратить на Украину свои запасы высокотехнологичного оружия, которое может пригодиться ему самому в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Китай и КНДР систематически испытывают США на прочность.
Старший советник Программы международной безопасности в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне полковник в отставке Марк Кансиан (Mark Cancian) в сентябре указал на серьезное истощение американских запасов в части 155-мм артиллерийских снарядов, а также на ограниченное количество управляемых ракет, гаубиц, противотанковых ракетных комплексов Javelin и переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger. По мнению Кансиана, потребуется от четырех до пяти лет, чтобы увеличить производство в США 155-мм боеприпасов.
Наверное, этим и объясняется некоторая скаредность американских генералов, которые полагают, что запускать ракету стоимостью $150 тыс. по беспилотнику, цена которого в базарный день $20 тыс. — это слишком роскошный для бедных украинцев способ ведения войны.
Обещанного три года ждут
«Изобретательность» украинских военных удивила и позабавила французов. Они не могли себе представить, что их 155-мм самоходную артиллерийскую установку Caesars можно поставить на баржу, оттащить на десять километров от берега и обстрелять из нее российские позиции на острове Змеином.
Или еще пример. Украина получила из Великобритании ракеты Brimstone-2 последней модификации с лазерной системой самонаведения. Они предназначены для уничтожения движущихся бронированных целей. Их запускают с истребителей Tornado и Typhoon. Но у ВСУ нет таких самолетов, поэтому ракеты класса «воздух–земля» приспособили запускать… из кузова грузовика. При этом дальность пуска, правда, сокращается с 60 км до 12 км. Непозволительная роскошь в использовании ракет, каждая из которых, по данным британской газеты The Daily Telegraph, стоит около $207 тыс.
Подобные украинские «ноу-хау», плохая подготовка личного состава, отсутствие возможности ремонтировать иностранное вооружение и военную технику в полевых условиях, наконец, высокая интенсивность ее применения — все это быстро «сжигает» ее ресурс, превращая в металлолом.
Например, ствол у американской гаубицы M777, по рекомендации производителя, подлежит замене после каждых 2500 выстрелов. Но в руках украинского солдата «три топора» выходит из строя гораздо быстрее. В немалой степень этому способствует и бездумное смешение боеприпасов без учета их соответствия той или иной артиллерийской системе. Из примерно 350 гаубиц западного производства, «подаренных» Киеву, «треть выходит из строя в любой момент времени», цитирует газета The New York Times высказывание представителя Пентагона.
Учитывая, что не в украинского коня американский корм, Вашингтон склоняется к тому, чтобы поставлять Киеву более дешевое вооружение. Например, старые противотанковые ракетные комплексы TOW, которые остались в США со времен войны во Вьетнаме, вместо новейших Javelin или зенитные ракетные комплексы Hawk — вместо Patriot, пишет The New York Times.
Разрекламированный на Украине контракт Пентагона с американской компанией Raytheon на производство для ВСУ шести зенитно-ракетных комплексов NASAMS на сумму $1 млрд 216 млн 207 тыс. 829 служит в основном целям моральной поддержки и политического лоббирования военных интересов Киева на международной арене, а не для реальной военной помощи.
Ведь предполагаемая дата завершения производства шести ЗРК — 28 ноября 2025 года. Трудно предугадать, что произойдет на Украине за три года и останется ли сама Украина в том виде, в каком мы ее знали?
«В более долгосрочной перспективе мы поможем Украине перейти от техники советской эпохи к современным стандартам НАТО», — заявил Столтенберг журналистам в Бухаресте. Такие признания надо делать на фоне «Траурного марша» Фредерика Шопена. Именно надежды на долгосрочную перспективу существования бандеровской Украины тают буквально на глазах вместе с быстрым опустошением арсеналов нашего противника.